Описание работы «Кльтурный центр Гейдара Алиева»
Культурный центр Гейдара Алиева в Баку, названный в честь бывшего президента Азербайджана, стал символом реконструкции и преображения города, начало которому было положено с обретением страной независимости в 1991 году. Заха Хадид была назначена архитектором проекта центра после победы в конкурсе, который был проведен в 2007 году. Здание культурного центра служит одним из самых ярких примеров параметрического архитектурного стиля, к которому Хадид часто обращалась в своих работах.
В культурном центре расположены музей, 1000-местный зрительный зал, многофункциональный павильон, выставочные пространства, конференц-центр и мастерские. Каждая из функций здания представлена «складкой» на его внешней поверхности: каждая из них имеет собственную идентичность, но при этом является частью непрерывного целого. При проектировании центра были задействованы компьютерные системы, поскольку требовалось решить ряд практических и технических задач по созданию непрерывного пространства огромного масштаба с учетом будущих колебаний температуры, сейсмической активности и других потенциальных экологических и социальных воздействий.
В 2014 году благодаря проекту Культурного центра Гейдара Алиева Заха Хадид стала первой женщиной-архитектором, получившей премию Музея дизайна «Дизайн года». Один из судей описал здание Хадид довольно необычно: «Такое же невинное и сексуальное, как взлетающая юбка Мэрилин Монро». В Guardian же написали, что строение выглядит «как извилистые завихрения взбитых сливок, уложенных в форме горных пиков и растекающихся, формируя зигзагообразный ландшафт».
Размашистые поверхности, спроектированные Хадид, как нельзя лучше подошли для этого проекта, поскольку одной из ключевых идей преображения Баку был переход от монументального стиля советской архитектуры к более плавным формам. Согласно задумке архитектора, внешний вид культурного центра служит отражением исламской культуры с ее непрерывной каллиграфией и орнаментальными узорами, которые объединяют архитектуру, интерьер и пейзаж.
Рассказывая об этом проекте, Заха Хадид говорила в первую очередь о его амбициозности и отражении романтики и оптимизма независимого Азербайджана. Однако правозащитные группы подвергли сомнению этичность работы Хадид и раскритиковали ее за то, что сотни местных жителей были выселены из своих домов, на месте которых построили культурный центр.
Автор: Евгения Сидельникова