войти
опубликовать

Заха
Хадид

Заха Хадид (Zahā Ḥadīd, 31 октября 1950, Багдад, Ирак – 31 марта 2016, Майами, США) – британский архитектор, уроженка Ирака. Хадид прославилась благодаря радикальным дизайнам зданий в деконструктивистском и параметрическом стиле. Стала первой женщиной-архитектором, получившей Притцкеровскую архитектурную премию.

Особенности стиля архитектора Захи Хадид: она никогда не называла себя последовательницей какого-либо одного стиля или школы. Тем не менее, даже еще до того, как она получила возможность построить свое первое здание, музей Метрополитен назвал ее главной фигурой архитектурного деконструктивизма. Разные ее работы также относили к неофутуризму и параметризму. Не отвергая применение высоких технологий в дизайне, Заха Хадид тем не менее продолжала вручную рисовать проекты зданий и делать макеты. Суть своего стиля она описывала так: «Идея состоит в том, чтобы не использовать ни одного 90-градусного угла. Вначале была диагональ. Диагональ происходит из идеи взрыва, который «реформирует» пространство. Это было важное открытие».

Знаменитые работы Захи ХадидНациональный музей искусств XXI века (Рим, Италия), Мост шейха Зайда (Абу-Даби, ОАЭ), Оперный театр Гуанчжоу (Китай), Музей транспорта Риверсайд (Глазго, Шотландия), Центр водных видов спорта (Лондон, Великобритания), Комплекс Galaxy SOHO (Пекин, Китай).

Всю свою жизнь Заха Хадид двигалась по четко определенному собственному пути, и ничто не могло сбить ее с намеченного курса. Ее никогда не останавливало ни то, что она была женщиной в традиционно «мужской» профессии, ни происхождение, ни жесткая критика. Вопреки расхожему мнению об «истинном предназначении женщины», Хадид не завела семью, и при этом прожила очень полную и невероятно увлекательную жизнь, занимаясь тем, что любила больше всего.

Не женское дело

Когда Заха Хадид неожиданно ушла из жизни в марте 2016 года, ей посвятили множество статей в самых крупных изданиях по всему миру. Конечно, все они рассказывали о ее достижениях в архитектуре. К примеру, обозреватель The New York Times Майкл Киммельман писал: «Ее парящие конструкции оставили след на горизонте и в воображении и изменили архитектуру для современной эпохи. <…> Хадид в своем расточительстве и обещаниях олицетворяла эру так называемых «стархитекторов», которые бродили по планете в погоне за собственным творческим гением, предлагая чудеса, а иногда и совершая их». Деян Суджич из The Guardian описывал Хадид как «архитектора, который сначала вообразил, а потом и доказал, что пространство может работать радикально по-новому… На протяжении всей своей карьеры она была преданным учителем, увлеченным энергией молодых. Она не хотела, чтобы ее называли женщиной-архитектором или арабским архитектором. Она была просто архитектором».

Но было бы ошибкой считать, что Заха Хадид всю жизнь слышала в свой адрес лишь хвалебные оды, или что ей пели дифирамбы только потому что она имела смелость громко заявлять о себе в мужском мире. Скорее даже наоборот: именно из-за того, что Хадид была женщиной, к ней часто относились со смесью снисхождения и пренебрежения, при этом не упуская случая указать на все возможные ошибки и недостатки ее работ. Ее архитектурный стиль называли «экстравагантным», здания описывали как «бросающие вызов логике строительства». Архитектор Шон Гриффитс сравнивал работу Хадид с «пустым сосудом, который всасывает любую идеологию».

И даже когда работы Хадид получали хвалебные отзывы, в них зачастую содержались отсылки к условной «женственности». К примеру, член жюри престижного архитектурного конкурса назвал одно из строений Хадид «сексуальным». А ее саму окрестили «королевой изгибов». Сложно представить себе нечто подобное по отношению к мужчине.

Начало пути

Заха Хадид родилась в 1950 году в Багдаде в семье богатого промышленника и художницы. Эти годы стали для Ирака периодом процветания, и отец Хадид, будучи еще и политиком, придерживался прогрессивного курса в развитии страны. Наверняка, на выбор профессии архитектора повлияла и модернизация Багдада: уже в детстве Заха видела в родном городе здания Фрэнка Ллойда Райта и Ле Корбюзье. Уже к одиннадцати годам Хадид точно знала, чем хочет заниматься. Родители поддерживали ее амбиции и поощряли начинания. Семья много путешествовала, благодаря чему Заха получила мультикультурное образование. А отец в каждом городе, который они посещали, изучал вместе с ней самые значимые строения.

Хадид получила бакалаврскую степень по математике в Американском университете в Бейруте, а в 1972 году перебралась в Лондон, чтобы продолжить обучение в Архитектурной ассоциации. На церемонии вручения дипломов один из наставников – нидерландский архитектор Рем Колхаас – назвал Хадид «планетой на своей собственной орбите». После выпуска Хадид начала работать в архитектурной фирме Колхааса и его коллеги Элиа Зенгелиса. Однако долгие годы она лишь участвовала в чужих проектах и оставалась «бумажным архитектором», прежде чем было построено ее первое здание.

Но даже несмотря на отсутствие воплощенных в жизнь идей, Хадид смогла сделать себе имя благодаря своим чертежам, абстрактным картинам и преподаванию архитектуры в разных уголках мира. Кроме того, она занималась дизайном мебели, интерьеров и театральных декораций. Но, хотя архитектурные проекты Захи и вызывали восхищение, их все же считали слишком радикальными для строительства. После очередного отказа она даже всерьез задумалась о том, чтобы оставить профессию.

Движение вверх

Прорыв случился в 1989 году, когда было построено первое здание Захи Хадид – пожарная станция Vitra в немецком городе Вайль-ам-Рейн. Несколько следующих проектов в Европе наконец доказали, что нестандартные идеи Хадид вполне осуществимы, несмотря на их амбициозность. Важной вехой в карьере архитектора стало строительство Центра современного искусства Розенталь в Цинциннати. Это был не только первый американский проект Хадид, но и первый музей в США, спроектированный женщиной.

Слово «первая» в биографии Захи Хадид вообще звучит довольно часто. В 2004 году она стала первой женщиной-архитектором, получившей самую престижную архитектурную награду – Притцкеровскую премию. Томас Притцкер тогда сказал: «Хотя объем ее работ относительно невелик, она добилась большого признания, а ее энергия и идеи говорят о больших перспективах в будущем».

Получив признание своих новаторских работ, Хадид стала воплощать в жизнь еще более амбициозные проекты. Она начала использовать новые цифровые технологии для структурного проектирования зданий и вычисления их форм. Хадид стала пионером этого подхода, который назвали параметризмом. Одной из ее последних работ в стиле деконструктивизма стал музей MAXXI в Риме, а Культурный центр Гейдара Алиева в Баку уже отличался тягучими изогнутыми линиями.

Будучи гражданкой Великобритании и много лет ведя свой бизнес в Лондоне, первое здание Хадид построила здесь только в 2011 году. Это был Центр водных видов спорта для лондонской Олимпиады-2012. Для Хадид это здание стало еще одной важной вехой, причем не только для нее лично: «Что-то радикально поменялось в Британии в последнее время. Сопротивления новому больше нет».

Продолжение следует…

Заха Хадид не успела построить все свои великолепные здания. 31 марта 2016 года она умерла от сердечного приступа, оставив незавершенными 36 проектов в 21 стране. Однако ее дело продолжает жить, и неповторимые строения Захи Хадид по-прежнему появляются по всему миру благодаря огромной команде ее преданных единомышленников. В декабре 2019 года компания Zaha Hadid Architects завершила очередной шедевр Хадид – Международный культурный центр в китайском городе Чанша.

В одном из интервью Заха Хадид сказала: «Я никогда не поднимаю вопрос того, каково быть женщиной-архитектором. Но если это помогает молодым людям понять, что они в состоянии пробиться сквозь стеклянный потолок, я не возражаю». Но однажды она все же призналась, что никогда по-настоящему не чувствовала себя частью мужского архитектурного мира: «Если ты женщины в архитектуре, ты всегда аутсайдер. Но все в порядке, мне нравится быть на грани».

Автор: Евгения Сидельникова
Перейти к биографии