Глядя на огромное количество картин и рисунков Винсента Ван Гога (лишь сохранившихся и опознанных работ в каталогах существует немногим меньше двух тысяч), сложно поверить, что все они были созданы за одно десятилетие. И отдельный пласт в этом внушительном творческом наследии составляют изображения самого художника. Не многие живописцы, даже творившие всю свою жизнь до глубокой старости, оставили после себя столько автопортретов. И дело здесь вовсе не в самолюбии и самолюбовании.
Фрида Кало однажды сказала, что она так часто изображает себя, потому что собственное лицо она знает лучше всего. Для Винсента же лицо, судя по всему, было неисчерпаемым источником идей и полем для экспериментов. Первый автопортрет художник написал лишь в 1886 году, и за последующие четыре создал их еще несколько десятков. Зачастую эти работы очень разнятся между собой, по ним можно проследить как используемые Ван Гогом техники и стили, так и перемены в душевном состоянии автора. Впрочем, можно сделать и еще одно печальное предположение: Винсент писал так много автопортретов из-за ощущения бесконечного одиночества.
Фрида Кало однажды сказала, что она так часто изображает себя, потому что собственное лицо она знает лучше всего. Для Винсента же лицо, судя по всему, было неисчерпаемым источником идей и полем для экспериментов. Первый автопортрет художник написал лишь в 1886 году, и за последующие четыре создал их еще несколько десятков. Зачастую эти работы очень разнятся между собой, по ним можно проследить как используемые Ван Гогом техники и стили, так и перемены в душевном состоянии автора. Впрочем, можно сделать и еще одно печальное предположение: Винсент писал так много автопортретов из-за ощущения бесконечного одиночества.
1886. Темные времена
Первые автопортреты Винсент пишет в 1886 году. С них можно начать отсчет нового этапа в жизни и творчестве художника. На тот момент Ван Гог уже не был новичком в живописи, но, похоже, именно на этом этапе он наконец позволил себе проявить определенную степень свободы. И началось это с автопортретов. Винсент на этих работах совсем не похож на того, к которому мы привыкли. Портреты 1886 года, по всей видимости, наиболее точны и реалистичны. Ван Гог еще не пропускает свое лицо через японский «фильтр», не использует чистых и ярких цветов и не экспериментирует с глубиной изображения. Эти автопортреты написаны в сумрачной цветовой гамме, художник на них как будто прячется в темноте (1, 2). Между его бровями – глубокая морщина, словно он чем-то сильно озабочен или насторожен. В остальном же мы видим еще молодого, довольно привлекательного мужчину с высоким лбом, скульптурным носом и ухоженной рыжей бородой (1, 2, 3). Если предположить, что в ранних автопортретах Винсент придерживался максимальной реалистичности, то можно составить впечатление о том, как в действительности выглядел художник.
1887. Опытным путем
Когда Винсент в 1886 году приехал в Париж, здесь еще не до конца отгремела революция импрессионистов, и художник с радостью присоединился к этому мятежному движению. Ван Гог, обогативший свою палитру яркими оттенками, позаимствовавший у импрессионистов принципы работы со светом, а у японских живописцев – с композицией, трансформирует свои картины в нечто совершенно новое. И экспериментирует он прежде всего с собственным лицом. Большинство автопортретов, созданных Винсентом в 1887 году, существенно отличаются друг от друга по стилю и техническим приемам. Художник будто бы каждый раз по-новому видит собственное лицо. От былой реалистичности и мрачности не осталось и следа. Винсент уже не задвигает себя в темный угол, он предъявляет себя зрителю, смело глядя прямо на него (1, 2, 3, 4).
Некоторые автопортреты 1887 года уже написаны в типично вангоговской «лучистой» манере (1, 2), на других он обращается к пуантилизму в работе над фоном и одеждой . Сами фоны становятся светлее и ярче (1, 2, 3), часто они в легкой небрежности не прописаны вовсе (1, 2, 3, 4).
1888. Одинокий странник
Время экспериментов закончилось вместе с парижским периодом. В марте 1888 года Винсент переезжает в Арль, движимый мечтой о коммуне художников-единомышленников. Однако заканчивается все тем, что здесь Ван Гог лишь еще острее ощущает собственное одиночество. Никто из старых парижских друзей не хочет к нему присоединяться, а новые приятели – лейтенант Милле и почтальон Рулен – явно не подходят для его миссии. Даже Поля Гогена хватило ненадолго: они с Винсентом просто не смогли ужиться вместе. Но, тем не менее, Ван Гог продолжает очень много писать. Правда большую часть его работ в Арле составляют пейзажи и натюрморты с цветами. Кажется, что в этот период Винсента совершенно перестала заботить собственная персона. Если сравнивать с предыдущим годом, то автопортретов, написанных в 1888-м, сохранилось ничтожно мало, и все они производят довольно тягостное впечатление. На одном из них художник изображает себя в образе японского монаха-бонзы с каким-то инопланетным взглядом и выражением лица. На втором его кожа приобретает болезненно желтый оттенок, почти сливаясь с зеленоватым фоном. Еще на двух (1, 2) Винсент будто бы снова уходит «в сумрак»: краски тускнеют, а взгляд художника обращен внутрь. При виде каждого из этих автопортретов создается ощущение, что здесь изображен глубоко, отчаянно одинокий человек, для которого живопись – единственное средство спасения от боли.
1889. Кто я?
Начало 1889 года Винсент провел в госпитале Арля. Он так мечтал снова начать писать, но стоило ему выписаться из больницы и вернуться в Желтый дом, как добрые жители Арля буквально выдворили его из города. Ван Гогу пришлось покинуть совсем недавно обретенный дом. Его отчаяние было столь велико, что он добровольно согласился отправиться в психиатрическую больницу в Сен-Реми. На несколько месяцев это место стало для Винсента пристанищем и убежищем, однако тюрьма все равно оставалась тюрьмой. При любом удобном случае художник, получив разрешение от руководства, покидает свою комнату-студию и отправляется на природу с мольбертом и красками. В этот год Ван Гог снова пишет мало автопортретов. На двух из них художник с перевязанным ухом, лишенный привычной бороды, прячется под меховой шапкой (1, 2). На одном его покрасневшие глаза и будто бы отвисшая нижняя челюсть выдают крайнюю степень усталости, и это впечатление лишь подчеркивается грязноватой неряшливостью фона. На другом гладко выбритый Винсент с зачесанными назад волосами и максимально открытым лицом кажется полностью обнаженным, уязвимым и беспомощным. И, наконец, один из самых известных автопортретов художника: снова складка между бровями, снова трагически опущенные уголки рта, неестественная линия века делает выражение лица страдальческим. Одежда Ван Гога почти сливается с фоном, лицо настороженное и отстраненное – его уже почти нет здесь.
Все автопортреты 1889 года объединяет одна особенность: несмотря на то, что лицо художника обращено прямо к зрителю, несмотря на разные эмоции, написанные на его лице, взгляд Винсента на всех этих картинах снова направлен куда-то глубоко внутрь. Он будто бы потерял самого себя и изо всех сил пытается снова найти. В 1890 году, в последние месяцы жизни, Ван Гог не написал ни одного автопортрета. То ли он потерял себя окончательно, то ли просто не решился изобразить найденное.
Автор: Евгения Сидельникова
Иллюстрации: Татьяна Сомова
Иллюстрации: Татьяна Сомова