Знаменитый австралийский актёр Джеффри Раш добавил Альберто Джакометти в свой список эксцентричных творцов, чей он образ воспроизвёл на экране. Лауреат Оскара сыграл живописца и скульптора Альберто Джакометти в новом британском фильме, который вот-вот должен выйти в прокат. Действие ленты «Окончательный портрет» происходит в Париже в 1964 году. Основное место – хаотично захламленная произведениями, инструментами и обломками мастерская художника. Обстановка скрупулёзно воссоздавалась по фотографиям, которые предоставил Фонд наследия Джакометти.

Фонд также тщательно следил за изготовлением копий сотен произведений Джакометти. Все «киношные» картины и скульптуры после окончания съёмок пришлось собрать и уничтожить, чтобы они не появились на «чёрном рынке».




1.1. Альберто Джакометти, «Указующий человек» (1947)
1.2. Альберто Джакометти, «Шагающий человек» (1960)

Удлинённые фигуры Альберто Джакометти относятся к величайшим произведениям искусства XX века. Его «Указующий человек» (L'Homme au Doigt) уже свыше двух лет возглавляет список самых дорогих скульптур, проданных на открытых торгах. В мае 2015 года произведение было реализовано на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 141,3 млн долларов. Но, как и многие востребованные художники, швейцарский мастер неоднократно становился жертвой фальсификаторов. В их число входят Джон Майтт и Роберт Дриссен, чьи подделки были признаны наиболее близкими к оригиналам. Фонд наследия Джакометти одолжил кинематографистам три особенно убедительные фальшивки.
Джеффри Раш и Арми Хаммер в фильме Стэнли Туччи "Окончательный портрет" (2017). Фото: imdb.com


Основное действие «Окончательного портрета» разворачивается вокруг странной дружбы Джакометти с богатым американским писателем и любителем искусства Джеймсом Лордом, которого играет Арми Хаммер. Джакометти уговорил искусствоведа позировать для портрета, заверив, что это займёт лишь пару дней. Однако процесс растянулся на 18 сеансов и закончился лишь когда раздражённый Лорд убедил навязчивого художника остановиться. Картина была продана в 1990 году за более чем 20 млн долларов.


Альберто Джакометти. Портрет Джеймса Лорда
Портрет Джеймса Лорда
1964, 115.9×80.6 см

Фильм режиссёра и сценариста Стэнли Туччи, основанный на мемуарах Джеймса Лорда, – это портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
гения и рассказ о дружбе между двумя совершенно разными мужчинами, которые связаны единым, постоянно развивающимся актом творчества. Лента не только проливает свет на сам художественный процесс, но и ставит вопрос, является ли дар великого художника благословением или проклятием.
Альберто Джакометти. Портрет матери художника
Портрет матери художника
1950, 89.9×61 см
Для съёмок фильма была с большой точностью воспроизведена обстановка мастерской Альберто Джакометти (правда, пространство необходимо было увеличить, чтобы расположить съёмочное оборудование), а художникам пришлось изрядно потрудиться над копиями скульптур. Фонд Джакометти стоял перед дилеммой: кураторы хотели, чтобы все произведения были точными, но не настолько, чтобы их невозможно было отличить от оригинала.

Антония Ата, которая работала над «Шагающим человеком», постоянно подвергалась проверкам. «Они говорили: «Нет, нос находится на миллиметр левее». Это было довольно мучительно. Сначала отправлять огромное количество снимков в Париж, а потом – «Нет-нет, голова была слегка наклонена вот так, это не совсем правильно». Мне приходилось переделывать, пока они не удовлетворились», – вспоминает она.


Слева: Альберто Джакометти, «Портрет матери художника» (1950). Нью-Йоркский музей современного искусства

Другой бутафор, Олли Уильямс, заметил: «Он рисовал как скульптор и ваял как рисовальщик. Выскребал и гравировал бюсты и «Шагающего человека», а на картины наносил большое количество слоёв и повторял одни и те же мазки».
Слева - Альберто Джакометти, справа - Джеффри Раш. Коллаж: Comme Au Cinema 


Напомним, Джеффри Раш удостоился Оскара, сыграв талантливого пианиста Дэвида Хельфготта в биографической драме «Блеск» (1996). Среди его выдающихся работ в фильмах о мире искусства – роль аукциониста и коллекционера Вёрджила Олдмана в мелодраме «Лучшее предложение» (2013) и революционера Льва Троцкого в байопике «Фрида» (2002) о всемирно известной мексиканской художнице Фриде Кало.

Премьера ленты «Окончательный портрет» состоялась в Великобритании в  августе 2017 года. 



Кадр из фильма "Окончательный портрет" (2017). Фото: imdb.com


Месяцем позже, 20 сентября, на экраны выйдет французская драма «Гоген», где заглавную роль исполнил выдающийся французский актёр Венсан Кассель. Фильм рассказывает о бегстве художника от моральных кодексов, политических и эстетических условностей Европы на Таити, где он встретил местную девушку, ставшую его женой и музой.

А вот даты начала съёмок байопиков о трёх других всемирно известных художниках пока неизвестны. Согласно данным крупнейшей в мире кинематографической базы imdb.com, драмы «Уорхол» (в главной роли Джаред Лето) и «На пороге вечности» (в роли Винсента Ван Гога – Уиллем Дефо) находятся на этапе разработки. Не определился с главным актёром и Андрей Кончаловский, задумавший картину «Грех» о Микеланджело. Известно лишь, что российский режиссёр 12 июня провёл в Италии кастинг для исполнителей эпизодов и артистов массовых сцен.

По материалам сайтов The Guardian и imdb.com