На минувшей неделе швейцарский аукционный дом Шулер (Schuler Auktionen) установил неслыханный рекорд. В ходе торгов за картину, которую некоторые искусствоведы приписывают Сандро Боттичелли, ее первоначальная цена выросла в тысячу раз. Заявленный эстимейт в 5−7 тысяч швейцарских франков стремительно рос, в результате чего лот «Портрет
юноши» был продан за 6,4 млн швейцарских франков (это около 6,36 млн долларов США).
«Наш аукционный дом никогда не достигал такого астрономического роста цены за всю свою историю, начиная с 1984 года» — отметил представитель Schuler Auktionen Герберт Кох. По словам аукционистов, в ходе торгов развернулась «захватывающая дух война между потенциальными покупателями в зале, по телефону и в Интернете». Незадолго до окончания аукциона, который длился более получаса, в гонке осталось три участника. Когда цена поднялась до четырех миллионов, можно было предлагать цену только с шагом 200 000 франков.
В каталоге лот был представлен как «Портрет юноши» без указания имени автора, картина написана маслом на дереве в промежутке между 1445 и 1510 годами, имеет размеры 53×33,5 см. Тем не менее, имя великого флорентийца все-таки фигурирует в описании произведения.
В каталоге лот был представлен как «Портрет юноши» без указания имени автора, картина написана маслом на дереве в промежутке между 1445 и 1510 годами, имеет размеры 53×33,5 см. Тем не менее, имя великого флорентийца все-таки фигурирует в описании произведения.
«Портрет юноши». Предположительно, автор Сандро Боттичелли (мастерская Боттичелли). 1445−1510 Источник фото
Провенанс картины не вполне ясен: известно, что до 1924 года произведение входило в семейную коллекцию флорентийца Луиджи Грасси, и в том же году впервые появилось на рынке. Ее приобрели для частной коллекции в Цюрихе, где она и находилась до момента нынешней продажи. Ряд искусствоведов при составлении каталогов указывали эту работу как портрет
, выполненный Боттичелли, другие предполагали, что автором является другой известный флорентийский мастер — Фра Филиппо Липпи.
Перед продажей картины владелец обратился в Швейцарский институт изобразительных искусств, который в июне минувшего года предоставил отчет об исследовании данного произведения. Согласно отчету, картина действительно была написана в эпоху Возрождения. Однако обширные записи на значительной площади изображения и реставрация 1961 года привели к «вопиющим изменениям, которые в корне нарушают историческую достоверность». Именно это, по-видимому, и стало причиной столь низкого эстимейта. Многие арт-дилеры, тем не менее, уверенно говорят: да, это Боттичелли, или же произведение, созданное в его мастерской — а, следовательно, картина стоит уплаченных миллионов. По крайней мере, человек, который рискнул и подкрепил это мнение солидной суммой — нашелся.
Подготовлено по материалам аукционного дома Шулер, handelszeitung. ch и blick. ch
Подготовлено по материалам аукционного дома Шулер, handelszeitung. ch и blick. ch