Неоромантизм – направление в искусстве, которое возникло во Франции на рубеже XIX-XX веков и распространилось в Европе, Америке и России. В сытом и комфортном обществе появилось отвращение к буржуазной эстетике – изысканной, натуралистичной, правдивой. Люди почувствовали острую необходимость в возрождении морально-нравственных ценностей, таких как правда, долг, сила, честь, достоинство. Под влиянием философии Ницше и Шопенгауэра родился культ сильной личности, человека – творца справедливости и хозяина жизни. Искусство перестало уводить зрителя в выдуманный мир, ставило целью побудить человека жить активной, насыщенной жизнью, не полагаться на силу вымышленного персонажа или стихии. Зачем человеку герой, если героем может стать каждый. Неоромантики конца девятнадцатого столетия призывали отказаться от мелочности бытовой жизни, будничной суеты и оценить привлекательность опасностей, авантюр, путешествий и приключений. Литература, живопись и другие направления искусства неоромантизма содержат элемент предвидения перемен и катаклизмов первой половины XX столетия.
Неоромантизм в живописи проявился в том, что цвета и оттенки стали насыщенными, интенсивными – так минимизировалось правдоподобие изображения. Художники избегали реалистичности, прибегали к стилизации, одномерности композиции, размытости форм и контуров. Сюжеты картин неоромантизма содержали в себе элементы борьбы, опасности, таинственных событий. Героя наделили сильным характером, энергией и стремлением к изменению окружающей действительности. В жанровой живописи стали непопулярны мифологические и религиозные темы, уступив место героическим проявлениям в жизни общества. Пейзажисты стремились уйти от прямого и реалистичного изображения природы, используя контрасты закатных и штормовых видов. Портреты изображали не столько самого человека, сколько образ и характер.
Герои произведений в стиле неоромантизма отличались неукротимым и сильным характером, подчеркивали одиночество и самодостаточность. Художники изобразительными средствами стремились передать остроту чувств персонажа, эмоциональную экспрессию, иррациональность действий, близость к природе и то, что принято называть «брутальностью». Одним из способов вызвать у зрителя ощущение фантасмагории было введение в картину экзотических элементов: изображений ярких тропических растений или пейзажей, сувениров, оружия. Так неоромантизм пытался противостоять «пресному» искусству, которое полвека тяготело к реализму, мягкости, культу буржуазного комфорта. Бурно развившиеся в XX веке символизм, модернизм, постмодернизм базировались на неоромантизме и продолжали тенденцию нахождения иллюзорного в простом и обыденном.
Знаковые картины неоромантизма:
«
Автопортрет со Смертью», 1872, «
Разговор», 1890, «
В саду» 1891 Арнольда Бёклина; «
Последний из Буффало», 1888, «
Высадка Колумба на острове Сан-Сальвадор» 1893, «
Золотые ворота», 1900 Альберта Бирштадта; «
После дождя», 1891, «
Красный закат на Днепре», 1901 Архипа Куинджи, «
Последние лучи», 1903, «
Крымский пейзаж», 1930 Константина Богаевского.
Художники неоромантизма:
Арнольд Бёклин,
Альберт Бирштадт,
Константин Богаевский. Черты неоромантизма присутствуют в некоторых картинах
Ильи Репина,
Аркадия Рылова,
Николая Рериха.