Начиная со второй половины 19-ого века, в Кинешме сложилась устойчивая и узнаваемая самобытная традиция, иконописная манера, пошиб, целый пласт икон узнаваемого, местного письма, весьма неплохого уровня.
Кинешемская икона
Кинешма — город маленький, но смысл зарождения своего иконописного дела, возникновения и становления своей традиции здесь имелся. Кинешма известна с 16 века, сначала он был княжеским уделом, сначала Бельских, потом Шуйских. В 17 веке здесь был основан Спасо — Преображенский монастырь. В 1609 г. поляки разрушили и спалили дотла город-крепость Кинешму, который отчаянно сопротивлялся захватчикам.Первое, что в нём построили после смутных времен, был монастырь для вдов и сирот павших защитников города. Городок чисто купеческий, был очень выгодно расположен на торговых путях, на берегу реки Волги, так что храмов здесь строилось достаточно много и все с нуля, ведь всё было разрушено, поэтому возникла потребность в своих иконописцах. В 18 веке в городе были построены полотняные фабрики, Кинешма дальше богатела. А где богатство, там и храмы. В историческом центре города буквально в шаговой доступности были построены три храма, большой соборный комплекс и одна часовня. Город был слишком мал, чтобы приглашать иконописцев со стороны, но достаточно богат, чтобы вырастить и содержать своих. В XVIII столетии Кинешма, как иконописный региональный центр, связанный с костромской традицией, дал целую плеяду иконописцев, работавших во многих российских городах. «К середине XIX века в Кинешме жило 2500 жителей и почти 600 домов, из которых 50 было каменных. В трех училищах (уездное, приходское светское и уездное духовное) учились 350 мальчиков, что совсем немало для города с таким населением. Основными занятиями жителей были ремесла, работа на пристани и мелкая промышленность. Особой известностью пользовались кинешемские иконописцы».
Начиная со второй половины 19-ого века, в Кинешме сложилась устойчивая и узнаваемая самобытная традиция, иконописная манера, пошиб, целый пласт икон узнаваемого, местного письма, весьма неплохого уровня.
Хотя кинешемские иконы известны позже палехских и мстёрских писем, их часто путают. Иконы Кинешемского письма узнаются по-особому яркому колориту. Попадаются такие самобытные иконы почти всегда только в Кинешме и окрест. Потому, как писались такие иконы не на широкую продажу, а под заказ местным богатым старообрядцам. Был, конечно, и ширпотреб, продаваемый на ярмарках и широко расходившийся по Руси, но это как везде.
Характерные признаки Кинешемских писем:
-избыточность в украшении полей двойными широкими линиями, не характерная для традиционной иконописи XIX в.;
-личное письмо, тяготеющее к умеренной, несколько суховатой, живописной традиции (ближе к позднему классицизму), а не к традиционному живоподобию и неострогановскому доживоподобию (характерному для иконописи Поволжья, ориентированной на старообрядческий заказ в XIX в.);
-необычный для традиционной иконописи облачный фон и монохромное решение дальнего плана различными оттенками серого восходит к провинциальной позднеакадемической живописи начала XX в.;
-усложненность классической композиции дополнительными повествовательными сюжетами (воины делят одеяние Христа и восстание из мертвых).
После революции 1917 года иконописные мастерские здесь продержались до 30-х годов 20 века. Это вполне объяснимо тем, что маленький городок оказался на обочине исторических революционных потрясений.
Сохранилась информация об уроженце Кинешмы иконописце игумене Ионафане, мученически умершим в тюрьме, в 1940 г.
Игумен Ионафан (в миру Чистяков Иван Васильевич) родился в слободе Солдоге Кинешемского уезда в 1867 г.
Он окончил Кинешемское духовное училище и Костромскую семинарию.
С октября 1889 г. по январь 1897 г. состоял учителем живописи и рисования церковно-приходских школ г. Кинешма.
С 1905 по 1918 гг. занимал должность инспектора иконописного училища Троице-Сергиевой Лавры (ныне Иконописная школа при МДА).
После закрытия училища о. Ионафан был назначен заведующим лаврской иконописной мастерской.
Воскресение Христово. Кон 19 века. Кинешма
Иконы из Кинешмы. Писал Филолог 1925 и 1931 году.
Воскресение Христово. нач 20 века. Кинешма
Воскресение Христово. Кон 19 века. Иконописец Лукин. Кинешма.
Успение пресвятой Богородицы, вторая половина 19 века. Кинешма