войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Кинешемская икона

Начиная со второй половины 19-ого века, в Кинешме сложилась устойчивая и узнаваемая самобытная традиция, иконописная манера, пошиб, целый пласт икон узнаваемого, местного письма, весьма неплохого уровня.
Кинешемская икона

Кинешемская икона
С глубокой древности иконопись служила «языком для неграмотных» - особым языком со своими правилами и символикой. Веками мастера-иконописцы доводили его до совершенства, пытаясь передать материальными средствами духовное инобытие. Оттого иконопись и по сей день считается труднейшим и редчайшим искусством, в котором соединяются человеческие возможности и божественное начало. Читать дальше

Кинешма — город маленький, но смысл зарождения своего иконописного дела, возникновения и становления своей традиции здесь имелся. Кинешма известна с 16 века, сначала он был княжеским уделом, сначала Бельских, потом Шуйских. В 17 веке здесь был основан Спасо — Преображенский монастырь. В 1609 г. поляки разрушили и спалили дотла город-крепость Кинешму, который отчаянно сопротивлялся захватчикам.
Первое, что в нём построили после смутных времен, был монастырь для вдов и сирот павших защитников города. Городок чисто купеческий, был очень выгодно расположен на торговых путях, на берегу реки Волги, так что храмов здесь строилось достаточно много и все с нуля, ведь всё было разрушено, поэтому возникла потребность в своих иконописцах. В 18 веке в городе были построены полотняные фабрики, Кинешма дальше богатела. А где богатство, там и храмы. В историческом центре города буквально в шаговой доступности были построены три храма, большой соборный комплекс и одна часовня. Город был слишком мал, чтобы приглашать иконописцев со стороны, но достаточно богат, чтобы вырастить и содержать своих. В XVIII столетии Кинешма, как иконописный региональный центр, связанный с костромской традицией, дал целую плеяду иконописцев, работавших во многих российских городах. «К середине XIX века в Кинешме жило 2500 жителей и почти 600 домов, из которых 50 было каменных. В трех училищах (уездное, приходское светское и уездное духовное) учились 350 мальчиков, что совсем немало для города с таким населением. Основными занятиями жителей были ремесла, работа на пристани и мелкая промышленность. Особой известностью пользовались кинешемские иконописцы».
Начиная со второй половины 19-ого века, в Кинешме сложилась устойчивая и узнаваемая самобытная традиция, иконописная манера, пошиб, целый пласт икон узнаваемого, местного письма, весьма неплохого уровня.
Хотя кинешемские иконы известны позже палехских и мстёрских писем, их часто путают. Иконы Кинешемского письма узнаются по-особому яркому колориту. Попадаются такие самобытные иконы почти всегда только в Кинешме и окрест. Потому, как писались такие иконы не на широкую продажу, а под заказ местным богатым старообрядцам. Был, конечно, и ширпотреб, продаваемый на ярмарках и широко расходившийся по Руси, но это как везде.
Характерные признаки Кинешемских писем:
-избыточность в украшении полей двойными широкими линиями, не характерная для традиционной иконописи XIX в.;
-личное письмо, тяготеющее к умеренной, несколько суховатой, живописной традиции (ближе к позднему классицизму), а не к традиционному живоподобию и неострогановскому доживоподобию (характерному для иконописи Поволжья, ориентированной на старообрядческий заказ в XIX в.);
-необычный для традиционной иконописи облачный фон и монохромное решение дальнего плана различными оттенками серого восходит к провинциальной позднеакадемической живописи начала XX в.;
-усложненность классической композиции дополнительными повествовательными сюжетами (воины делят одеяние Христа и восстание из мертвых).
После революции 1917 года иконописные мастерские здесь продержались до 30-х годов 20 века. Это вполне объяснимо тем, что маленький городок оказался на обочине исторических революционных потрясений.
Сохранилась информация об уроженце Кинешмы иконописце игумене Ионафане, мученически умершим в тюрьме, в 1940 г.
Игумен Ионафан (в миру Чистяков Иван Васильевич) родился в слободе Солдоге Кинешемского уезда в 1867 г.
Он окончил Кинешемское духовное училище и Костромскую семинарию.
С октября 1889 г. по январь 1897 г. состоял учителем живописи и рисования церковно-приходских школ г. Кинешма.
С 1905 по 1918 гг. занимал должность инспектора иконописного училища Троице-Сергиевой Лавры (ныне Иконописная школа при МДА).
После закрытия училища о. Ионафан был назначен заведующим лаврской иконописной мастерской.
Воскресение Христово. Кон 19 века. Кинешма

Воскресение Христово. Кон 19 века. Кинешма

Иконы из Кинешмы. Писал Филолог 1925 и 1931 году.

Иконы из Кинешмы. Писал Филолог 1925 и 1931 году.

Воскресение Христово. нач 20 века. Кинешма

Воскресение Христово. нач 20 века. Кинешма

Рекомендуемые выставки и показы
Воскресение Христово. Кон 19 века. Иконописец Лукин. Кинешма.

Воскресение Христово. Кон 19 века. Иконописец Лукин. Кинешма.

Успение пресвятой Богородицы, вторая половина 19 века. Кинешма

Успение пресвятой Богородицы, вторая половина 19 века. Кинешма