войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Иконописные традиции села Холуй.

Ко второй половине 19-го века Холуй стал крупным центром иконописи. Местные мастера хранили как древние церковные живописные традиции, так и развивали новомодные тенденции. Иконы Холуя можно разделить на несколько характерных групп. Иконы они писали разные, под разный спрос, вкус и кошелёк.

Иконописные традиции села Холуй.

Холуй - иконописный центр русского старообрядчества.

В 360-ти километрах от Москвы, в Ивановской области (в прошлом — Владимирской губернии), по обоим берегам живописной речки Теза расположилось маленькое старинное село — Хо́луй. Название села правильно произносить с ударением на первый слог: хО́. Слово «хо́луй» обозначало то ли плетень из прутьев для ловли рыбы, то ли запруду на реке, этим плетнём сделанную. Рыбный промысел был очень развит в селе, жителей так и называли — «холуйниками». Читала, что на севере это слово в ходу до сих пор, а жителями одноимённого села, на удивление, забыто.
Первоначально, известным поселением Холуй стал в XVI веке, благодаря солеварению. Здесь добывали соль крупнейшие монастыри: Троице Сергиев, киржачский Благовещенский, суздальские Спасо-Ефимьев и Покровский, владимирский Рождественский и московский Чудов монастырь. В документах того времени, в названии слободы всегда присутствовало слово соль: Новая Соль Холуйская, Холуйская Соль, Холужское Усолье. В 1609 году часть Холуя и часть солеварен получает Д.М. Пожарский. Одновременно с добычей соли на монастырских дворах начали писать иконы, имена первых иконописцев узнаем из грамот XVII века. Среди слуг князя Пожарского упоминается «во дворе Гришка Игнатьев иконник» и «Лаврушка Иванов прозвище Путилко иконник» — придворные иконописцы князя. Среди монастырских крестьян упоминается 21 иконописец. Добыча соли в Холуе просуществовала до XVIII века, затем этот промысел перестал приносить прибыль и всё население слободы переключается на иконописание, которое уже в XVII веке получило большое развитие. Количество мастеров постоянно росло, историк — монах Анания Фёдоров писал о Холуе: «Обыватели тоя слободы все иконописцы и ради своего художества по многим разным странам странствуют». Имеется список иконописцев 1752 года, в котором перечислено 350 имён. В XIX веке количество мастеров увеличивается: «В слободе Холуй состоит помещичьих и казённых 700 человек и все они без изъятия упражняются в иконописании». Побывавший в Холуе в 1855 году писатель Сергей Максимов записал: «Пишет образа и мой хозяин, у которого я нанял светелку; пишут образа во всех домах, и не пишет их только мельник, и то потому, что сделался мельником». В основном писались «расхожие» дешёвые иконы для народа. В это же время появляется в обиходе печатная икона
С глубокой древности иконопись служила «языком для неграмотных» - особым языком со своими правилами и символикой. Веками мастера-иконописцы доводили его до совершенства, пытаясь передать материальными средствами духовное инобытие. Оттого иконопись и по сей день считается труднейшим и редчайшим искусством, в котором соединяются человеческие возможности и божественное начало. Читать дальше
, поэтому иконописцы старались удешевить производство писаных икон, разделив труд на отдельные операции.
Основой иконописных традиций Холуя являются монахи-иконописцы Троице-Сергиева монастыря, которые обучали местных жителей иконописи, поддерживали, наставляли, следили за качеством икон и давали первые заказы. Известно, например, указание архимандрита лавры Афанасия набрать в Холуе десять детей от 12 до 15 лет «…острых и к понятию и к иконописному художеству надежных, обученных грамоте, и, дав им в лавре покои, пищу и одежду, обучить живописи иеромонаху Павлу». Таким образом, к концу XVII в. жители села Холуй занялись написанием икон и вскоре сами начали передавать это умение от поколения к поколению.
Потребность в иконах быстро росла. Холуйские иконы ценились в северных губерниях России — Вологодской, Архангельской, Олонецкой — да и в самом Санкт-Петербурге. Холуй получал заказы на изготовление икон из Болгарии, Македонии, Сербии. В Сибирь иконы отправляли целыми обозами. Холуяне осваивают фресковую живопись, изготовление плащаниц на холсте масляными красками, хоругвей, вышивок. Оживленная торговля всеми этими изделиями, которой благоприятствовало удачное географическое положение Холуя на перекрестке водных и сухопутных торговых путей, сделали Холуй крупным торгово-промышленным селом, ежегодно производящим 1,5 — 2 миллиона икон.
Ко второй половине 19-го века Холуй стал крупным центром иконописи. Местные мастера хранили как древние церковные живописные традиции, так и развивали новомодные тенденции. Иконы Холуя можно разделить на несколько характерных групп. Иконы они писали разные, под разный спрос, вкус и кошелёк.
Самые дорогие, «авторские» иконы писались на заказ для богатых людей, знати, крупных монастырей, с золотыми чеканными фонами, с золотопробельными пробелами.
Средние по уровню — это так называемые «краснушки», которые как бы имитировали иконы, одетые в чеканные оклады. Наиболее узнаваемые черты этих икон:
яркие оранжевые, темно-красные и темно коричневые поля из железного сурика;
чеканные по золоченому левкасу растительные орнаменты, используемые как декоративное оформление фонов и одежд святых;
традиционные древлеправославные изводы;
двуперстные благословения;
знаменование Христа Спасителя монограммой «ИС»;
специфический скорописный шрифт надписей.
Основой фона средника и одежд святых являлся прочеканенный растительным орнаментом левкас, с нанесенным на него металлическими тончайшими листами серебра или олова, положенными на мардан, и затем покрывавшиеся лаком с крушиной (вываренная кора растения красная бузина, который менял цвет металла, в результате чего, серебро смотрелось как золото). Если на дорогих «авторских» иконах использовалось сусальное золото и серебро, то на иконах «краснушках» — олово. Особую группу Холуйских икон составляют так называемые Горбуновские письма. Основателем этого направления считается Никита Горбунов, который в последней четверти 18 века писал иконы с ярко выраженной и утрированной барочной стилистикой, картушами из растительного орнамента и официальной синодальной символикой. Перстосложения на этих иконах всегда «имясловные», а монограммы знаменования Христа всегда «ИИС».
Никоновские религиозные реформы 1652 — 1667 годов, проводившуюся новой царственной династией Романовых, раскололи Русскую церковь, холуйские иконописцы остались приверженцами старой Веры и приняли на себя удар государственной машины, начавшей геноцид всего Русского Святого. Царский указ от 1667 года обвинял холуйских иконописцев в непослушании современным реформам: «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха». Царь Петр I посчитал иконы такого рода неканоническими и издал в 1688 г. запрет на любые неканонические сюжеты, включая изображения животных, определенных архитектурных излишеств, а главное «двуперстное» перстосложение и знаменование Христа через монограмму «ИС».
Так и Холуй разделился сам в себе, с одной стороны он стал старообрядческим иконописным центром, а с другой стороны — флагманом «никонианских писанок». Одновременно со старообрядческими мастерскими в Холуе существовали и мастерские, исполнявшие заказы Синодальной Церкви, эти мастерские писали иконы по новым правилам, отвергавшим старые русские традиции иконописи и веры.
Расширение производства икон постоянно подталкивало хозяев иконописных мастерских увеличивать число иконописцев, вводить разделение труда. Так появились иконописцы-ремесленники, которые могли быстро и ловко выполнить отдельные детали иконы: одежду, пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
, орнамент. Их называли «доличники». Лик — лицо, руки и тело — писали, как правило, более квалифицированные мастера, или «личники». Отдельно были столяры, отдельно позолотчики, а потом уже иконописцы-«личники», писавшие лики, «доличники», писавшие одежды святых, пейзажисты… Этим они сокращали время создания иконы и уменьшали её стоимость. Порою их и не продавали, а просто обменивали на продукты питания, ведь крестьянский люд особо денег не имел, а жил своим хозяйством.
Рост производительности отодвигал искусство иконописи на второй план. Пагубные последствия этих процессов встревожили не только церковь, которой претила деятельность старообрядцев, но и общественность, в том числе и профессиональных художников, которые видели обмирщение и деградацию искусства иконописания, пошедшего по пути романовских прокатолических реформ православной церкви. По общему мнению, исправить положение могло лишь создание в Холуе школы иконописи.
Первым шагом на пути создания художественного образования в Холуе стало открытие в нем в 1861 году первого во Владимирской губернии двухклассного училища. Затем в 1882 году Александро-Невское братство, учрежденное во Владимире, открыло в Холуе рисовальные классы, которые скоро были преобразованы в иконописно-рисовальную школу. Для руководства этой школой и преподавания в ней в Холуй был направлен выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств Н.Н. Харламов. Первые выпускники школы организовали артель и под руководством Н.Н. Харламова стали заниматься иконописью и стенописью в России и за рубежом. В 1901 г. иконописная школа преобразовывается в Холуйские учебные иконописные мастерские и для руководства ими присылается еще один выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств — Е.А. Зарин. Деятельность этих образовательных учреждений сыграла серьезнейшую роль в росте авторитета холуйской икнописи и подготовила хорошую почву для становления и развития свременной лаковой миниатюры в Холуе.
Икона Архангел Михаил с избранными святыми. Холуй, Никита Горбунов. 1784 г.

Икона Архангел Михаил с избранными святыми. Холуй, Никита Горбунов. 1784 г.

Икона Пресвятая Богородица Беседная. Холуй. подписная. с тыльной стороны имеется печать-сигнатура:"У

Икона Пресвятая Богородица Беседная. Холуй. подписная. с тыльной стороны имеется печать-сигнатура:"Учебно-иконописная мастерская в селе Холуй, Владимир. губ. Вязниковск. уезда". не ранее1901 года.

Икона святой Параскевы, нареченной Пятницею. Россия, с. Холуй 1850−1890 год.

Икона святой Параскевы, нареченной Пятницею. Россия, с. Холуй 1850−1890 год.

Рекомендуемые выставки и показы
Собор Киево-Печерских святых. Холуй. вторая половина 19 века. размер 14×18 см.

Собор Киево-Печерских святых. Холуй. вторая половина 19 века. размер 14×18 см.

Феодоровская икона Божией Матери. Холуй. 1880−1900 год.

Феодоровская икона Божией Матери. Холуй. 1880−1900 год.