войти
опубликовать

Размышления одинокого прохожего

Рене Магритт • Коллаж, 1926, 59.4×44.5 см
Комментарии
0
О работе
Эта работа добавлена, поскольку цитируется в материалах, указанных ниже
Вид искусства: Коллаж
Техника: Коллаж
Дата создания: 1926
Размер: 59.4×44.5 см
Владелец: Элина Багмет
Работа в подборках: 6 подборок

Описание работы «Размышления одинокого прохожего»

В начале 1920-х годов в жизни Рене Магритта состоялись две знаковых встречи с произведениями, перевернувшими его жизнь. Первым из них была «Песнь любви» Джорджа де Кирико, знакомство с репродукцией которой побудило Магритта изменить свой стиль и примкнуть к сюрреалистам, а следующими стали коллажи Макса Эрнста, созданные немногим ранее и обозначившие разрыв со всеми традиционными средствами живописи. Работы Эрнста так восхитили молодого художника, что он и сам приступил к творческим экспериментам: первые папье-колле были созданы им в 1925 году, а в течение следующих двух лет серия пополнилась еще 29 экземплярами.

Название коллажа «Размышления одинокого прохожего» появилось благодаря другу и покровителю Магритта Э.Л.Т. Мезенсу, который указал его во время описи своей коллекции, в которой находилась работа. Оно было позаимствовано у другого произведения художника из-за схожести изображенных на них темных силуэтов мужчины в пальто и шляпе-котелке, но нам неизвестно, причастен ли к наименованию папье-колле сам живописец.

Персонаж, изображенный как на полотне, так и на коллаже Магритта «Размышления одинокого прохожего», является иконографическим для художника: он встречается в его произведениях более 50 раз, причем, чаще всего, лицо его скрыто. Стоит отметить, что в начале 20-го века почти все мужчины среднего класса носили такой головной убор, а значит, используя образ человека в шляпе, Магритт играет с нашим восприятием. Мы думаем, что этот герой — среднестатистический буржуа, но что мы на самом деле знаем о нем? Кроме того, котелок был излюбленным головным убором и самого Рене — а значит, персонаж в нем может рассматриваться как особый тип автопортрета.

Помимо силуэта мужчины на коллаже мы видим причудливую фигуру, вырезанную из нотной бумаги, и повозку с лошадьми. В своем творчестве Рене Магритт нередко обращается к теме перемещения в пространстве: он изображает летательные аппараты, жокеев и всадников на лошадях, а еще — коней, запряженных, как на данной работе, в коляску. Абстрактные образы, вырезанные из нот, присутствует практически на всех ранних коллажах Магритта. Здесь такая фигура напоминает одновременно завиток и эфы скрипки или скрипичный ключ, она отбрасывает тень и уравновешивает стоящий рядом силуэт человека.

Также в этом папье-колле нашел выражение специфический жизненный опыт Рене Магритта: в 1921-1924 годах он был дизайнером на фабрике обоев, а немного позже — как раз в период работы над коллажами — занимался созданием рекламных плакатов и театральных декораций. В связи с этим можно утверждать, что плоскостность и аккуратность вырезанных фигур папье-колле перешла в творчество художника из плакатного дизайна; простая композиция переднего плана и неба напоминает театральную сцену; а пейзажный формат позаимствован Магриттом у восхищавших его Макса Эрнста и Джорджо де Кирико. 

Текст подготовила Элина Багмет


Комментарии