Описание работы «Будущее статуй»
«Будущее статуй» — серия работ Рене Магритта, выполненная, согласно различным источникам, в период с 1927 по 1937 год. Искусствовед Дэвид Сильвестр пишет, что, когда в 1930-х годах Магритт приезжал в Лондон (таких поездок было несколько), он бывал в магазине художественных материалов Maison Berge, принадлежавшем сестре его жены Жоржетты. Там живописец покупал гипсовые репродукции посмертной маски Наполеона, которые затем покрывал изображениями. Скорее всего, он использовал в своей работе пять таких слепков, четыре из которых сохранились. Первый из них, согласно каталогу резоне Магритта, датируется 1931 годом, при этом еще в 1927 году на картине «Лес» художник изобразил расписанную скульптуру человеческой головы, напоминающую произведения из его будущей серии. Отметим, что Поль Нуже — друг и коллега Рене — рассказывал также о работе художника с посмертными масками Робеспьера и Паскаля, но на данный момент они утеряны.
Различные исследователи наделяют серию «Будущее статуй» разными смыслами. Мы остановимся на самых распространенных интерпретациях.
Реальное и иллюзорное
Важную роль в творчестве Магритта играет использование двух и более несопоставимых элементов реальности в одном произведении. Так, на одном полотне художника в единое целое могут сливаться день и ночь, два времени года или два пространства (внутреннее и внешнее). В работе «Будущее статуй» живописец дополняет гипсовый слепок изображением облачного неба — таким образом, посмертная маска приобретает «живое» качество, которое вводит зрителя в ступор. Более того, вокруг скульптуры, помещенной на стену, образуется пространство, что вызывает ощущение пустоты и некоторой ирреальности, усиливая поэтические качества произведения. Так происходит трансформация, основанная на соотношении реальной посмертной маски с размышлениями художника о небе, которые теперь становятся не просто фантазиями, но формируют новую поэтическую и пространственную реальность.
«Удар» по метафизике
Предлагаем остановиться на том, почему Рене Магритт любил неожиданные сопоставления: как и его коллеги-сюрреалисты, живописцу нравилось раскрывать скрытые смыслы объектов, с которыми он работал. Художник «освобождал» предметы от приписываемых им функций и вызываемых ими ассоциаций и считал, что полученный в результате синтез нарушает сложившиеся отношения между воображением и реальностью. По мнению исследователей, такой «удар» по сфере метафизического напоминает о творчестве почитаемого Магриттом Джорджо де Кирико: «Будущее статуй» нас отсылает, в частности, к античной скульптуре, которую так часто изображал на своих полотнах предшественник сюрреализма. Более того, в совмещении изображений человеческой головы и небесного пейзажа некоторые искусствоведы усматривают отсылку к трансцендентному состоянию совершенного освобождения, вера в достижение которого свойственна индийским религиям.
Голова в облаках
При анализе «Будущего статуй» стоит отталкиваться также от того, что Магритт использовал в своей работе посмертную маску именно Наполеона Бонапарта. Тогда изображение неба, вероятно, напомнит нам о фразе «голова в облаках», которое в отношении французского императора можно истолковать как выражение его высокомерия. С другой стороны, расписывая слепок, художник вступал в дискуссию с монументальной традицией, которая прославляла Наполеона даже когда его уже не было в живых. Многие живописцы изображали Бонапарта через какое-то время после его смерти, отталкиваясь от данных гипсового слепка и предрекая вечную славу императора. Магритт же в «Будущем статуй» скрывает и размывает черты некогда всесильного правителя, выявляя преходящую природу его славы и говоря о том, что в настоящем времени он существует только через проекции его посмертной маски.
Оттолкнемся от названия
Интересно, что «Будущее статуй» — название, придуманное не самим Рене Магриттом, а Полем Нуже. Подобное случалось довольно редко — художник, хоть и любил приглашать друзей для совместного брейншторма, в итоге обычно останавливался на собственных вариантах наименований. В данном случае, по всей видимости, Нуже попал «в точку», но что именно подразумевается под «будущим статуй»? Дело в том, что посмертные маски известных людей постфактум идеализировали для их последствующего воспроизведения и массового распространения. Именно эти изменения, внесенные в слепок, в данном случае, лица Наполеона, придают ему статус скульптуры. Вклад же Магритта в это произведение состоит в живописной части работы. Он, по сути, расписал реди-мейд — и здесь пора вспомнить paragone эпохи Возрождения — спор о превосходстве одного вида искусства над другими. В случае серии «Будущее статуй» ее наименование утверждает, что живопись, подвластная руке художника, в конце концов превзойдет скульптуру, в конкретном случае представленную продуктом промышленного производства.
А стоит ли искать смысл?
В работах Магритта пытается отыскать потайные идеи и мотивы уже не первое поколение искусствоведов. Тем не менее, сам художник, в отличие от других сюрреалистов, был противником теорий бессознательного, а о смыслах и символах в своем творчестве говорил следующее:
«Моя живопись — это видимые образы, которые ничего не скрывают; они вызывают чувство таинственности, и, в самом деле, когда видишь одну из моих картин, задаешь себе простой вопрос: “Что это значит?” Это ничего не значит, потому что тайна ничего не значит, она непостижима»;
Возможно, притягательность произведений Магритта состоит именно в том, что каждый может искать в них собственные смыслы — или не искать вовсе.
Где находятся работы серии «Будущее статуй»
Одна из скульптур серии «Будущее статуй» находится в Британской галерее Тейт, другая — в немецком Музее Вильгельма Лембрука, третья была продана на аукционе Christie’s в 2007 году, местонахождение четвертой неизвестно.
Текст подготовила Элина Багмет