Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
«Думаю,что я — живописец и одновременно скульптор… Для меня эти два понятия каким-то образом идут рядом. Я делаю материальные вещи,которые где-то повсюду,но в то же время где-то в иллюзорном пространстве», сказал Аниш Капур в 1990-м. Ныне рыцарь Британской короны представил выставку,которую называют«радикальным возвратом к живописи». А в преддверии экспозиции мастера в Версале - наш обзор самых значимых его творений последней десятилетки.
Фото объектов Аниша Капура,созданные в разные годы,завораживают: будто пришельцы случайно забыли свои игрушки. Какие игры разума актуальны сегодня?
Как и три десятилетия назад,творения Аниша Капура соблазняют и бросают вызов. Нынешние работы художника-скульптора резко диссонируют с изысканными стальными инсталляциями,отполированными до зеркального состояния,которые стали его отличительным знаком.
Аниш Капур,«Разоблачение», 2013 год. Силикон,пигмент,140×188×55 см. Lisson Gallery,Лондон
Теперь в главном зале Lisson Gallery доминирует группа огромных кипуче-красных и белых резиновых и силиконовых картин,появившихся в процессе интенсивного творческого поиска.
Их можно рассматривать отдельно,но на самом деле они образуют общее внутренне пространство тела и духа,лишённое кожи; совмещают гуманистические и реалистические традиции Рембрандта,Сутина и Бэкона; и — шире — культурную реальность и социально-политическую нестабильность. По крайней мере,так считают кураторы.
«Это не картины вовсе,хотя и висят на стенах. Лучше назвать их „настенными рельефами“. Эти тяжёлые творения из воска и смолы изображают сломанные кости с запёкшейся на них кровью. Это не абстракции,а фотореалистичные работы,будто в Лондонском зоопарке взбесился паровой каток», пишет блогер Artbytch на Artlyst.com
«Здесь будет уместно вспомнить о гниющих тушах на картинах Хаима Сутина, заметить добродушное подшучивание над Рембрандтом и Бэконом. Но гораздо больше они напоминают фантастических „Чужих“ Г. Р. Гигера. Это не та выставка,которую можно легко забыть».
Френсис Бэкон, «Три этюда к портрету Изабель Равсторн»
Г. Р. Гигер, оригинальный концепт-арт к фильму «Чужой»
Новые произведения происходят из ранних опытов Капура. Его первыми творениями были двухмерные работы,выполненные на бумаге и холсте с помощью чернил,акрила,гуаши,масла,пигментов и земли.
На иллюстрации — работа Капура«Белый песок,красное просо,много цветов», 1982 год
Представленные сейчас картины напоминают также о механизированных установках,заполненных красным воском — «Моей красной родине»(My Red Homeland,2003), созданных в 2009-м «Сваямбх»(Svayambh) и «Стрельбе в угол»(Shooting into the Corner).
Аниш Капур,«Моя красная родина», 2003 год. Воск,масляная краска,стальная«рука», двигатель
И снова — красное! «Стрельбу в угол»(2008−2009) Капур называет своей любимой инсталляцией.
«Между пушкой и углом происходит психосексуальный диалог… Иногда мне кажется,что творцы абсолютно неполезные создания. Мы работаем со своим эмоциональным миром. Что из этого получается,судить вам», сказал он во время открытия своей выставки в Киеве в 2012-м.(c)"Контракты"
На создание инсталляции«Сваямбх»(2007 г.) ушло 40 тонн воска
Текстура новых силиконовых произведений объясняется интересом Капура к легенде о сатире Марсии,с которого греческий бог Аполлон содрал кожу,и чьё имя было использовано в названии работ,выполненных для Турбинного зала в галерее Тэйт(Turbine Hall at Tate Modern) в 2002 году.
Мембрана из ПВХ была протянута через три стальных кольца через всё помещение. Длина инсталляции достигала почти 170 м.
Аниш Капур перед скульптурой«Марсий» в Турбинном зале Тейт.(c)The Telegraph
Но более всего зрители привыкли к нестандартным выпуклым зеркальным поверхностям искривлённых эллиптических скульптур из нержавеющей стали. Они искажают отражения,меняют архитектуру и наше пространственное восприятие. Работы сэра Аниша адресуются внутреннему и внешнему,тем психологическим состояниям,которые сопровождают движение тел в пространстве при приближении к этим не поддающихся описанию объектам.
«Облачные врата»(Cloud Gate) на площади AT&T Плаза в Миллениум-парке в Чикаго,2004—2006 годы. В народе скульптуру называют«боб» или«фасолина». Состоит из 168 листов нержавеющей стали,отполированных так,что на внешней поверхности швы незаметны. Размеры — 10×20×13 м,вес — около 100 т.
Аниш Капур — один из самых влиятельных скульпторов своего поколения. Он родился в индийском Бомбее в 1954 году,живёт и работает в Лондоне. Учился в колледже искусств Хорнси,затем в аспирантуре школы искусств Челси в Лондоне. Последние крупные персональные выставки проходили в музеях Стамбула,Берлина,Сиднея,Парижа,Мумбаи,Нью-Дели и Лондона. Он представлял Великобританию на 44-м Венецианском биеннале(1990), где получил Premio Duemila. Годом позже выиграл престижнейшую премию Тёрнера,затем стал почётным стипендиатом Лондонского института и университета Лидса,университета Вулверхэмптона и Королевского института британской архитектуры. В 2003 году Капур был награждён Орденом Британской империи,а через десять лет произведён в рыцари за заслуги в изобразительном искусстве.
(c)Getty Images
В своих работах Аниш Капур объединяет рискованные формы и искусную инженерию,играет с масштабами. Огромные натянутые или спущенные оболочки из ПВХ; вогнутые и выпуклые зеркала,чьи отражения привлекают и поглощают зрителя; углубления,вырезанные в камнях и пигментированные таким образом,что исчезают при смене точки зрения — эти пустоты и выступы проявляют таинственные метафизические противоположности присутствия и отсутствия,сокрытия и откровения.
Аниш Капур, «Жёлтый», 1999 год. Стекловолокно, пигмент, 6 × 6 × 3 м
Аниш Капур, «Паутинка», 2014 год. Розовый оникс, 50 х 233 х 76 см
Формы,выворачивающиеся наизнанку,не окрашенные,а обогащённые цветом материалы как бы сводят на нет идею внешней поверхности,приглашают зрителя заглянуть внутрь,в воображаемое.
В ранних 1980-х безупречно пигментированные геометрические формы Капура вырастали из пола. В последнее десятилетие он создавал вязкие,кроваво-красные восковые скульптуры — кинетические и самогенерирующиеся,которые уничтожают собственные поверхности и взрывают тишину галерей. В них есть как отголоски мифологий древнего мира — Индии,Египта,Греции и Рима, — так и масштабных событий нашего времени.
На первом в Индии международном фестивале современного искусства Kochi-Muziris Biennale — 2012 Аниш Капур представил бесконечный чёрный водоворот под названием«Нисхождение». Представьте себе,заходите вы в здание,и посреди зала таинственная установка с грохотом вращает поток тёмной воды.
Для создания этого«джакузи» размером 260×320×320 см были привлечены 50 рабочих,которым понадобилась неделя,чтобы выкопать яму подходящего размера. При этом установка располагалась очень близко к морю,потому при раскопках приходилось следить за глубиной — чтобы дыра не заполнилась морской водой.
К Олимпийским играм 2012 года в Лондоне Капур вместе с Сесилом Бельмондом создал 115-метровую ArcelorMittal Orbit. Эта башня-скульптура вызвала негативное отношение некоторых критиков и публики. В ответ Капур пожимает плечами: «Мне кажется,это нормально. Эта башня слегка неуклюжа,но я думаю,что создал её именно потому,что хотел,чтобы она была слегка неуклюжей».
В 2011 году Капур сотворил«Левиафана» в парижском Большом дворце(Grand Palais). На эту гигантскую инсталляцию пошло 18 тонн ПВХ. Создание скульптуры обошлось в 2,3 млн фунтов стерлингов,и за 6 недель её осмотрели более 277,5 тыс. зрителей.
(Фото французского Министерства культуры и коммуникаций)
Летом нынешнего года,как уже писал«Артхив», Аниш Капур готовит ещё один«дворцовый переворот», на этот раз — в Версале. До него персональной выставки в бывшей резиденции французских королей удостаивались Джефф Кунс,Такаши Мураками,Джоана Васконселос из Португалии и француз Ксавье Вейан.
Директор дворца Катрин Пегар(Catherine Pégard) подчёркивает,что Версаль — это не музей,не галерея,и не выставочное пространство,это совсем другая площадка,а потому выбрать художника для него непросто. «Капур был избран потому,что ему есть что сказать в данном случае», заявила она журналу The New York Times.
Аниш Капур и его работа«Первое тело»(2013,фото: Markus Schreiber/AP)
А Lisson Gallery,которая представляет Капура на протяжении последних 30 лет,считает,что он,возможно,«самый известный создатель британского паблик-арта,сочетающего рискованные формы и инженерное мастерство».