Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Сюрреалистическим по духу было не только искусство Леонор Фини,но и способ ее жизни и восприятия мира. Там,где появлялась Леонор,в воздухе веяло серой и ладаном. «Голова львицы,разум мужчины,бюст женщины,туловище ребенка,ангельская грация,дьявольский дискурс», — описывал Фини американский арт-дилер Джулиан Леви. В средние века ее,пожалуй,отправили бы на костер: слишком много красоты,таланта,ума и неистовства! В прошлом столетии она«правила бал» в сюрреализме — в живописи,дизайне,литературе,моде… И создала костюмы к фильму Феллини«81/2».
— Меня интересует только неизбежная театральность моей жизни. …Я всегда любила и жила в своем собственном театре Леонор Фини
Детство Леонор,урожденной Элеоноры,могло послужить сюжетной канвой зажигательного сериала. Девочка родилась в Буэнос-Айресе в семействе Эрминио Фини,состоятельного и фанатично религиозного аргентинца(по другим сведениям — итальянца) с русскими корнями,и Мальвины Браун-Дубич,уроженки Триеста,в которой текла немецкая и славянская кровь.
Леонор Фини с родителями. 1907. Аргентина. Источник фото
Брак был недолгим: измученная деспотизмом мужа Мальвина бежала с полуторагодовалой малышкой на руках в свой родной город,где остались родители и брат Эрнесто. Кипящий от негодования Эрминио пускается по следу беглянок,пересекает океан,находит дочь — и похищает ее. В свою очередь,Мальвина,не обращаясь за помощью к полиции,ухитряется разыскать и отобрать девочку. Борьба между родителями за право опеки над ребенком продолжается шесть лет,и все это время Леонор тщательно скрывают,одевают и растят как мальчика,чтобы сбить с толку ее осатаневшего отца. В конце концов,испытав все средства,Эрминио отступается от мысли вернуть себе дочь. Все эти события — латинские страсти,маскарад,гендерный хаос, — наложат фатальный отпечаток на весь уклад жизни Леонор.
Девочка,обладая врожденным интеллектом,рано проявила способности настоящего вундеркинда и творческие задатки. На одном из первых своих рисунков пятилетняя Лолó, как называли ее домашние,трогательно и правдоподобно изобразила курочку,снесшую в горшочек яичко. Родные были потрясены — ведь рисовать ее никто не учил, — но возводить детские способности в культ не стали. Леонор росла настоящей маленькой разбойницей: на пляже,например,ей больше всего нравилось рыться в песке в надежде найти вымытый морем скелетик или череп какого-нибудь животного. Из-за вольномыслия и нелюбви к подчинению ей пришлось сменить не одну школу. Впоследствии,вспоминая отрочество,художница утверждала,что рано осознала необходимость бунтовать — ради права жить так,как ей хочется,и необходимость зарабатывать — чтобы ни от кого не зависеть.
В пятнадцатилетнем возрасте Леонор перенесла конъюнктивит,из-за которого ей пришлось два месяца провести с плотной повязкой на глазах. В вынужденной темноте ее внутреннему взору являлись сонмы странных существ и невероятных сюжетов,порожденных воображением в отсутствие визуальной информации.
После болезни девочка столь исступленно запечатлевала увиденное в бесчисленных живописных работах,рисунках,скульптурах,куклах-марионетках,что ее призвание заниматься искусством стало очевидным. По совпадению,в то же время ее выгнали из очередной школы,и дальнейшее становление Леонор происходило ценой собственных усилий при содействии и поддержке семьи.
К счастью,с родными и местом жительства юной барышне повезло. Триест,крупный порт на семи ветрах между Балканами и Альпами на стыке латинской,германской и славянской цивилизаций,считался жемчужиной Австрийской Ривьеры. В начале XX века этот город обладал высоким культурным статусом и был пропитан духом космополитизма. В гостеприимном доме Мальвины,слывущей женщиной широких взглядов,царила богемная атмосфера.
В круг общения семьи входили такие блестящие личности,как Райнер Мария Рильке,Итало Свево,Умберто Саба и Джеймс Джойс,который в то время проживал в Триесте,дописывая знаменитый роман«Улисс».
Портрет жительницы Триеста. Леонор Фини. 1925. Источник
Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Специальное художественное образование Леонор также не стремилась получать в рамках системы. Вместо этого,будучи девчонкой неробкого десятка,она самостоятельно изучала анатомию,с 13 лет зарисовывая трупы в анатомическом театре местного морга,куда ее по знакомству пускал охранник. По мере пробуждения серьезного интереса к искусству юная Леонор подружилась с известными местными живописцами — Артуро Натаном(Арти), Карло Сбиса,Эдмондо Пассауро, — и брала у них уроки.
Искушение. Леонор Фини. 1925
Жадность. Леонор Фини. 1932
Начинающая художница приобщалась к искусству в европейских музеях и выставочных залах. А когда дядюшка Эрнесто поручил ее заботам свою обширную библиотеку,Фини с головой ушла в освоение композиционных и технических приемов,с энтузиазмом изучая альбомы с графикой Бердслея,работами британских прерафаэлитов и немецких романтиков.
Леонор страстно и на всю жизнь полюбила чтение. С трудами Фрейда она познакомилась еще до своего 16-летия,и ее захватила трактовка символики мифов и снов,созвучная собственному опыту и ощущениям. В будущем эта увлеченность сблизит Фини с сюрреалистами,почитавшими Фрейда и полагавшими,что сновидение,освобожденное от цензуры сознания,служит источником незамутненного,первичного искусства. В зрелые годы Леонор будет исследовать в своих работах темы женской идентичности,матриархата,транслируя их через хтонические образы темных богинь,наполненные эротической и гипнотической энергией.
Ангел анатомии. Леонор Фини. 1949. Частная коллекция. Источник
Рано созревшая чувственность,провокативное поведение,необузданный темперамент Леонор давали массу поводов к досужим сплетням. Нескладный подросток превратился в femme fatale — высокую,статную,кудрявую красотку с кошачьим разрезом глаз.
Автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
со скорпионом. Леонор Фини. 1938. Частная коллекция
Автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
с большим воротником. Леонор Фини. 1941. Частная коллекция
Как утверждала сама Фини,с 18 лет она имела обыкновение жить в подобии коммуны и редко ограничивала себя союзом с единственным партнером,предпочитая,как она выражалась в письмах,«караваны соучастий», в которых у каждого были параллельные романы. К армии ее любовников причисляют едва ли не весь золотой список художников,литераторов,мыслителей ХХ века.
Женщина,сидящая на обнаженном мужчине. Леонор Фини. 1942. Источник
Фини открыто признавалась в своих эротических приключениях с женщинами. Культивируя в творческих работах доминанту женской силы,феминисткой себя,однако,не считала,хотя этот ярлык ей пытались навесить неоднократно. Судя по тому,что дружеские и любовные связи Леонор длились десятилетиями,она умела не только влюблять в себя,но и по-настоящему дорожить отношениями,которые могли быть и вполне платоническими.
Переезд в августе 1931 в Париж(«мой истинный город», как называла его Фини) был авантюрой со множеством пикантных деталей; по тем временам это был очень смелый шаг для молодой одинокой девушки,одержимой творческими амбициями. Но судьба нашей героини и здесь не допустила произвола: одним из первых покровителей Леонор и первых ее парижских любовников стал Макс Эрнст, заметная персона среди авангардной богемы. Эрнст ввел свою пассию в круг сюрреалистов,где ее приняли с восторгом — хотя злые языки судачили,что обыкновение носить розовые шелковые чулки под минимумом одежды впечатляло больше,чем ее живопись.
Да,Леонор любила наряжаться,искусно подавала себя и заставляла о себе говорить — и стоит ли удивляться,что на улице ошеломленные люди расступались,чтобы пропустить эту даму?
На открытие одной из галерей она явилась в манто из меха сибирского волка,которое выменяла на свое полотно,а когда кто-то заметил,что для такой одежды слишком тепло,распахнула одеяние и оказалась под ним совершенно голой. В другой раз Фини пришла на встречу в кафе в алой кардинальской мантии,приобретенной в лавке церковных облачений. Леонор признавалась,что ее волновал кощунственный характер этого маскарада и странное ощущение себя как женщины,носящей одежды мужчины-священника,который никогда не познает женского тела. А на сюрреалистический бал-шабаш,который устроил дадаист Тристан Тцара по случаю летнего солнцестояния 1936 года,блистательная дива надела высокие белые сапоги,короткую накидку из светлых перьев,маску совы — и более ничего! Этот легендарный наряд стал прототипом костюма главной героини в заключительных эпизодах нашумевшего фильма по книге«История О».
Экстравагантная Фини дружила с Эльзой Скьяпарелли — «анфан террибль» мира парижской моды,- и с вечной антагонисткой Коко Шанель. Та одалживала ей свои самые сумасбродные наряды для выходов в свет.
В 1937 Леонор разработала флакон для духов,которые решила выпускать Скьяпарелли. Аромат получил название«Shocking»(«шокирующий»), тот же эпитет носил пронзительно-розовый оттенок фуксии,который ввела в моду дерзкая Эльза. Флакон в виде обнаженного женского торса воспроизводил пропорции тела актрисы Мэй Уэст,а пробка была увенчана цветочным букетиком. Спустя многие годы,в 1993-м,Жан-Поль Готье выпустит оммаж этому дизайну — свой парфюм«Classique» в изящном флаконе-торсе. А в 2018 идею подхватит Ким Кардашьян,предложив отформовать собственное тело для моделирования флакона духов«KKW Body».
Леонор Фини в своей мастерской. Париж. 1946. Фото Дэмьена Хорста. Источник
Леонор Фини в образе персонажа Обри Бердслея. Париж. 1951. Фото Андре Остье. Источник
Леонор в Венеции. 1951. Фото Андре Остье. Источник
Леонор Фини в монастыре Нонца, Корсика. 1967. Фото Эдди Брофферио. Источник
Леонор Фини и Брижит Бардо перед поездкой на Сюрреалистический бал. Париж. 1972. Источник
Вся жизнь обольстительной и эксцентричной Фини была театром в тотальном его понимании. Леонор увлеченно режиссировала каждую из множества собственных фотосессий — она обожала фотографироваться,благо в кругу ее друзей и поклонников вращались именитые фотомастера. Пафосно появлялась на формальных мероприятиях в эпатажных туалетах собственного дизайна. И этот ее талант оказался востребованным: к ней стали обращаться за разработкой декораций и костюмных сетов для лондонских,миланских,парижских спектаклей. «Хрустальный дворец» Джорджа Баланчина в Парижской опере и постановка с Марией Каллас в миланской Ла Скала — вот только пару примеров. А в 1969 году художница получила Приз критики за скандальные костюмы к одиозной пьесе Оскара Паниццы«Собор любви».
Кстати,одежды героев знаменитого фильма Феллини«81/2» — это тоже Леонор!
Фини нередко проявляла альтруизм в отношении тех,в ком видела талант. Иной раз она дарила свои иллюстрации литераторам,чтобы им было легче добиться публикации своих творений. Леонор проиллюстрировала более полусотни книг,в том числе немало резонансных с точки зрения морали произведений: «Цветы зла» Шарля Бодлера,«Жюльетта»(1944) и «Жюстина»(1950) Маркиза де Сада,«История О» Полин Реаж. Да и сама Леонор пробовала себя на поприще литературы,написав в 70-х несколько романов и сборник«Мохнатые сказки для детей».
Испытывая принципиальную враждебность к институту супружества,в официальном браке Фини пребывала лишь единожды — с неким Федерико Венециани,любителем искусств,сыном состоятельного торговца. Брак,заключенный незадолго до начала второй мировой,был расторгнут в 1945 году,когда фактически от него остались только воспоминания: Леонор уже несколько лет находилась в отношениях со Станислао Лепри,который ради нее оставил дипломатическое поприще,занялся рисованием и стал весьма самобытным художником. Позже к этому любовному союзу присоединился Константий(Кот) Еленьский,польский литератор. Его предполагаемым биологическим отцом был Карло Сфорца,итальянский политик-антифашист. Самолюбие Фини приятно щекотал еще и тот факт,что среди амурных трофеев ее прошлого числился брат Константия по отцу,законный наследник родовитого семейства скульптор Сфорцино Сфорца.
Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Станислао Лепри. Леонор Фини. 1942
Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Константия Еленьского. Леонор Фини. 1955
Похоже,они прекрасно ладили и были действительно счастливы в этом нежном«менаж-а-труа» — Константий и Станислао боготворили Леонор и видели в ней источник радости и вдохновения.
Автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Соперничать с мужчинами в сердце Фини могли только обожаемые ею персидские коты,число которых в доме всегда было не менее дюжины,а временами превышало два десятка. Леонор души не чаяла в своих питомцах,позволяя им абсолютно все — гулять по столам во время трапезы,выбирая лучшие куски,спать в постели хозяйки. Иметь собственных детей Леонор отказалась добровольно и твердо,и любовь к кошкам позволяла ей реализовывать потребность в привязанности и заботе.
Леонор Фини в своей мастерской. 1961. Париж. Фото Сесил Битон
Леонор Фини и ее кошки
Не последнее место занимают эти животные на ее полотнах,ведь и себя саму художница ассоциировала с кошкой. И еще со сфинксом — мифическим гибридом человека и опасного льва.
Воскресным днем. Леонор Фини. 1980. Литография
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
…Станислао уйдет из жизни в 1980,Кот — в 1987,сама Леонор в 1996,но все трое будут похоронены в одном склепе на кладбище в Сен-Ди-сюр-Луар,где в 60-х Лепри купил небольшую виллу. Она переживет их всех — своих любимых,друзей,единомышленников, — и в некрологе для«Гардиан» Питер Уэбб назовет ее «последней из сюрреалистов».
«Леонор Фини умерла в возрасте 87 лет,но ее невозможно представить старой. Для тех из нас,кто восхищался ею,она всегда будет необузданной черноволосой нескладной красавицей,которая запечатлена на ее полотнах. Смертоносный,подавляющий сопротивление сфинкс,вампир,встречи с которым мы жаждали более всего».
арт-критик,искусствовед Джордж Мелли
Автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
с химерой. Леонор Фини. 1939. Частная коллекция. Источник
В 2018 году мир вновь заговорил о Леонор. Модный дом Christian Dior посвятил Фини весеннюю коллекцию линии от-кутюр. По залам музея Родена шагали модели в причудливых,словно тающих в воздухе масках,созданных по мотивам идей Леонор — ведь,наверное,никто не любил маски так,как она!
В 2018−19 в нью-йоркском Музее секса состоялась ретроспективная выставка«Леонор Фини: театр желаний», вновь открывающая позабытую Америкой художницу. А в 2020 вышел фундаментальный каталог живописных работ Фини,составленный Нейлом Цукерманом и другом Леонор — фотографом Ричардом Оверстритом.