В послевоенной Вене её образ стал воплощением австрийской культуры — портрет «Адель Блох-Бауэр I» долгое время называли «австрийской Моной Лизой». Позже картина стала символом справедливости. В 2015 году на экраны вышел фильм «Женщина в золотом» — голливудская версия истории о конфискации полотна у семьи евреев Блох-Бауэров во время Второй мировой войны и долгой, но в конечном итоге успешной борьбе за его реституцию. На протяжении последнего столетия многие зрители задавались вопросом: кто же такая Адель Блох-Бауэр?
Адель Бауэр родилась в Вене в 1881 году. Она была дочерью директора банка и железной дороги и получила привилегированное культурное воспитание. В семье было семеро детей, Адель — младшая. В 19 лет девушку выдали замуж за сахарного магната Фердинанда Блоха, который был на 17 лет старше её. Совместного свадебного фото не сохранилось. Зато до нас дошел снимок Адель.
Фердинанд настолько обожал жену, что впоследствии присоединил её фамилию к своей. Их брат и сестра ранее тоже вступили в брак, взяв двойную фамилию Блох-Бауэр — через дефис. Собственно, благодаря этой паре Адель познакомилась с Фердинандом.
«Симфония в золоте»
Семья много внимания уделяла искусству, и не только коллекционировала, но и заказывала картины. А индивидуалист и бунтарь Густав Климт был одним из их любимых художников.Первый портрет первоначально обсуждался в письме, которое 22-летняя Адель написала 41-летнему Климту в 1903 году. Фердинанд заказал его в качестве подарка к годовщине её родителей. Это произошло через несколько лет после того, как Климт стал соучредителем Венского Сецессиона, и вскоре после того, как из-за его скандальных — якобы порнографических — фресок Венский университет отказал художнику в государственных заказах.
Фоном для картины стало пышное буйство сверкающей восточной и эротической символики — треугольники, глаза, яйца. «Портрет Адели Блох-Бауэр — это золотая симфония, уникальный символический триумф», — сказал венский искусствовед Тобиас Наттер. Этот портрет считается шедевром модерна.
Более поздняя картина стала драматическим отходом от прежней. «Как Климт мог так измениться? — спрашивает Наттер. — Пять лет спустя со второй Аделью он сделал нечто совершенно иное, налицо огромная стилистическая эволюция». На этот раз художник изобразил свою героиню с волосами цвета воронова крыла, в широкополой чёрной шляпе, величественно стоящей лицом к зрителю. Фоном стала картина из ярких узорчатых обоев. «Что меня восхищает в этом изображении, так это обновление благодаря силе цвета», — указывает искусствовед.
Вся эта роскошь
Густав Климт, «Портрет Адели Блох-Бауэр II». Частная коллекция
Здесь Адель Блох-Бауэр предстаёт как гранд-дама, но её глаза скрывают более зрелую меланхолию. Несмотря на богатство и привилегированное положение, её судьбу вряд ли можно назвать лёгкой. Племянница Мария Альтман, которая в 2006 году отсудила портреты Адели у Австрийского государства, вспоминала свою тётю как «довольно холодную, интеллектуальную женщину». По своей инициативе Адель изучала немецкую, английскую и французскую классическую литературу. «Она хорошо разбиралась в политике и была социалисткой. Но она не была счастлива. Это был брак по договорённости, и он был бездетным после двух выкидышей и смерти ребёнка, — рассказывала Альтман. — Я помню её очень элегантной, высокой, темноволосой и тонкой. Она всегда одевалась в шёлковые белые платья и курила через длинный золотой мундштук».
Однако у этой истории нет никакого подтверждения.
А на картинах Климта его муза Адель Блох-Бауэр всегда кажется отстранённой, величественной и даже возвышенной.
В жизни Адель была по крайней мере одна сфера, в которой она существенно преуспела. Как и многие другие представительницы венской еврейской буржуазии, позировавшие Климту, она обладала значительной социальной и интеллектуальной властью, будучи хозяйкой своего салона. Одной из её «коллег» была, например, Берта Цукеркандль. У неё было более низкое социальное происхождение, но она прославилась как «кукловод венской культурной сцены» — благодаря ей образовалось множество творческих связей. Именно Берта познакомила Климта с Огюстом Роденом, а создание Сецессиона почти наверняка обсуждалось в её гостиной.
Еженедельные салоны Адели Блох-Бауэр посещали композиторы Густав Малер и Ричард Штраус, писатель Стефан Цвейг. Позже её доктор Юлий Тандлер — он также был политиком, выступавшим за строительство социального жилья и пособия от государства — повлиял на взгляды Адели на социальную реформу и женское право.
Женские портреты Климта, созданные в тот период, отображают не только смещение роли женщин в обществе, но также важность моды и дизайна — не только с художественной, но и с социальной точки зрения. Для большинства этюдов, сделанных к «Адели Блох-Бауэр I», натурщица позировала в потрясающем плиссированном — но полностью лишённом корсета, свободном и текущем — «реформационном» платье, которые в то время носили буржуазные дамы с прогрессивными взглядами.
Когда не стало ее матери, Адель задумывается о том времени, когда не станет уже и ее. Она составляет завещание, в котором, среди прочего, оговаривает внушительные суммы на благотворительные цели, и оставляет распоряжения насчет картин — то самое, которое будет оспорено впоследствии.
Всего ей было возвращено пять картин Климта. Однако в довесок к картинам Альтман получила непомерно высокие суммы страховки и затраты на хранение. Портрет «Адель Блох-Бауэр I» она продала Рональду Лаудеру — наследнику косметической империи Estée Lauder и основателю Neue Galerie, где картина стала частью постоянной экспозиции. Второй портрет , а также три пейзажа Климта были проданы на аукционе Christie’s.