«Алгебра и гармония» не всегда уживаются в одной голове, однако — это не про Альбрехта Дюрера. Его рука выводила цифры едва ли не чаще, чем делала штрихи карандашом или мазки кистью. Дюрер был не только художником, но и автором нескольких книг. Он написал «Четыре книги о пропорциях» и «Руководство к измерению циркулем и линейкой», работал над учебником живописи и занимался теорией фортификации. Ну, а его «Дневник путешествия в Нидерланды» — попросту расходно-приходная книга, изобилующая цифрами: сколько потратили на завтрак, сколько заплатили слуге… Да, цифры говорят не только о важном, но и о бытовом, мелком и суетном. Но все это — детали жизни великого творца и исследователя.
3-й. Будущий график и живописец Альбрехт Дюрер был третьим из 18 детей ювелира Альбрехта Дюрера и его супруги Барбары. Третий по счету и старший из трех отпрысков, доживших до зрелых лет. Остальные 15 детей четы Дюрер умерли в детстве или отрочестве.
13 лет было Альбрехту Дюреру-младшему, когда он, глядя в зеркало, нарисовал свой портрет . Примечательно, что в то время в Германии практически не существовало жанра автопортрета. По крайней мере, такие работы были чрезвычайно редки. Поэтому можно сказать, что юный художник совершил открытие, запечатлев собственную внешность. Рисунок он выполнил серебряным карандашом. Сделанную таким карандашом линию нельзя стереть, а значит работа в этой технике не допускает исправлений и требует от автора точности и мастерства.
14 лет было Альбрехту, когда отец простился с мыслью, что сын продолжит его дело, и отдал несостоявшегося ювелира в обучение к художнику Михаэлю Вольгемуту.
4 года продолжались «странствия» Альбрехта Дюрера — положенный каждому подмастерью этап обучения ремеслу. Его маршрут точно неизвестен, но установлено, что в течение жизни Дюрер совершил:
2 поездки в Италию;
2 поездки в Швейцарию;
2 года провел в Нидерландах.
13 лет было Альбрехту Дюреру-младшему, когда он, глядя в зеркало, нарисовал свой портрет . Примечательно, что в то время в Германии практически не существовало жанра автопортрета. По крайней мере, такие работы были чрезвычайно редки. Поэтому можно сказать, что юный художник совершил открытие, запечатлев собственную внешность. Рисунок он выполнил серебряным карандашом. Сделанную таким карандашом линию нельзя стереть, а значит работа в этой технике не допускает исправлений и требует от автора точности и мастерства.
14 лет было Альбрехту, когда отец простился с мыслью, что сын продолжит его дело, и отдал несостоявшегося ювелира в обучение к художнику Михаэлю Вольгемуту.
4 года продолжались «странствия» Альбрехта Дюрера — положенный каждому подмастерью этап обучения ремеслу. Его маршрут точно неизвестен, но установлено, что в течение жизни Дюрер совершил:
2 поездки в Италию;
2 поездки в Швейцарию;
2 года провел в Нидерландах.
Автопортрет с этюдом руки и подушки (лицевая сторона листа)
1493, 27.8×20.2 см
23 года было Альбрехту Дюреру, когда он женился. Невесту для него выбрал отец. Агнес была дочерью друга Дюрера-старшего — Ганса Фрея, человека множества дарований. Ганс Фрей был ювелиром и музыкантом, он сам делал музыкальные инструменты, а еще создавал фонтаны. Его супруга происходила из дворянского рода. Семья Фреев занимала видное положение в Нюрнберге, и женитьба на Агнес повысила статус молодого художника.
2-х красок было достаточно Дюреру, по выражению Эразма Роттердамского, «чтобы передать все великолепие видимого мира». Речь идет о черно-белых гравюрах.
2 техники создания гравюр освоил Дюрер и стал исключением из общего правила. Художники того времени занимались чем-то одним — либо ксилографией (создание гравюр на дереве), либо калькографией (гравюры на меди). Гравюры приносили Дюреру более ощутимый доход, чем живопись, ведь с одной вырезанной матрицы можно было получить (и продать) не одну сотню оттисков. В этом жанре Дюрер создал прославившие его циклы работ «Апокалипсис», «Жизнь Марии», «Страсти» и др.
2-х красок было достаточно Дюреру, по выражению Эразма Роттердамского, «чтобы передать все великолепие видимого мира». Речь идет о черно-белых гравюрах.
2 техники создания гравюр освоил Дюрер и стал исключением из общего правила. Художники того времени занимались чем-то одним — либо ксилографией (создание гравюр на дереве), либо калькографией (гравюры на меди). Гравюры приносили Дюреру более ощутимый доход, чем живопись, ведь с одной вырезанной матрицы можно было получить (и продать) не одну сотню оттисков. В этом жанре Дюрер создал прославившие его циклы работ «Апокалипсис», «Жизнь Марии», «Страсти» и др.
Носорог
1515, 23.8×29.9 см
Около 1000 рисунков — таково графическое наследие Альбрехта Дюрера, одно из крупнейших в европейском искусстве. Дюрер использовал разные материалы и техники — рисовал пером и кистью, серебряным карандашом, тушью, мелом, углем, акварелью, на белой и цветной бумаге. Даже этюды Дюрера к его крупным произведениям и гравюрам — это тщательно проработанные, законченные произведения.
2 раза — сначала в Венеции, а затем в Нюрнберге — Альбрехт Дюрер обращался к властям с жалобой на плагиаторов. Оба раза эффект был незначительным. В Венеции подделывавшему работы Дюрера Маркантонию Раймонди запретили всего лишь воспроизводить монограмму настоящего автора, сами же гравюры Маркантоний по-прежнему мог копировать. Ну, а прочим многочисленным плагиаторам всего лишь пригрозили конфискацией имущества и прочими наказаниями.
209 см — высота досок, на которых Альбрехт Дюрер написал диптих «Адам и Ева». Эта работа стала первым в немецкой живописи изображением полностью обнаженных людей в натуральную величину. В XVIII в. диптих находился Академии изящных наук Сан-Фернандо (Мадрид), позже, уже в XIX вв., — в музее Прадо, но в обоих случаях доступ к «непристойным» изображениям был ограничен
2 раза — сначала в Венеции, а затем в Нюрнберге — Альбрехт Дюрер обращался к властям с жалобой на плагиаторов. Оба раза эффект был незначительным. В Венеции подделывавшему работы Дюрера Маркантонию Раймонди запретили всего лишь воспроизводить монограмму настоящего автора, сами же гравюры Маркантоний по-прежнему мог копировать. Ну, а прочим многочисленным плагиаторам всего лишь пригрозили конфискацией имущества и прочими наказаниями.
209 см — высота досок, на которых Альбрехт Дюрер написал диптих «Адам и Ева». Эта работа стала первым в немецкой живописи изображением полностью обнаженных людей в натуральную величину. В XVIII в. диптих находился Академии изящных наук Сан-Фернандо (Мадрид), позже, уже в XIX вв., — в музее Прадо, но в обоих случаях доступ к «непристойным» изображениям был ограничен
Адам и Ева
1507
34 — магическая константа квадрата Дюрера. На знаменитой гравюре «Меланхолия» художник изобразил квадрат 4×4 клетки. В них вписаны числа от 1 до 16. Сумма чисел каждой вертикали, горизонтали и диагонали равна 34. То же число получается при сложении четырех чисел внутри квадрата, и при суммировании чисел в его углах. Можно рассматривать только угловые квадраты (2×2 клетки), можно пройтись по клеткам «ходом коня» — в любом случае мы получаем ту самую константу. Кроме того, в своем магическом квадрате мастер зашифровал дату смерти своей матери, а также год создания самой «Меланхолии» — 1514-й.
Меланхолия
1514, 23.8×18.6 см
35 листов — таков объем созданной Дюрером иллюстрированной «Книги фехтования». Книга содержала 120 рисунков, описывающих приемы борьбы, и 80 рисунков — приемы фехтования. Кстати, эту тему Дюрер знал не только в теории — он сам владел приемами фехтования и борьбы.
275 гульденов — столько заплатил Альбрехт Дюрер за дом в Нюрнберге. В этом доме художник прожил с 1509 года до своей смерти в 1528-м.
100 гульденов должен был ежегодно получать из городской казны Нюрнберга Альбрехт Дюрер. Об этом распорядился император Максимилиан I в 1515 году. Однако в 1519-м император умер, и власти Нюрнберга прекратили эти выплаты. После этого Дюрер отправился в Нидерланды, на коронацию Карла V, который затем подтвердил право Дюрера на пенсию в 100 гульденов.
275 гульденов — столько заплатил Альбрехт Дюрер за дом в Нюрнберге. В этом доме художник прожил с 1509 года до своей смерти в 1528-м.
100 гульденов должен был ежегодно получать из городской казны Нюрнберга Альбрехт Дюрер. Об этом распорядился император Максимилиан I в 1515 году. Однако в 1519-м император умер, и власти Нюрнберга прекратили эти выплаты. После этого Дюрер отправился в Нидерланды, на коронацию Карла V, который затем подтвердил право Дюрера на пенсию в 100 гульденов.
1-й. Дюрер был первым в истории художником, который создал свой собственный логотип, бренд — знаменитый авторский знак «AD». Правда, лишь этим логотипом не ограничивался и нередко писал длинные фразы на своих работах. Например, надпись на темном фоне автопортрета с остролистом гласит: «My sach die gat / Als es oben schtat». Это переводят как «Мои дела определяются свыше», есть и рифмованный перевод: «Идёт моё дело, как небо велело». Имеется в виду женитьба покорного сына на сосватанной отцом девушке.
Автопортрет с остролистом (Автопортрет с чертополохом)
1493, 56×44 см
«A.D.» — это не просто монограмма, логотип, изображающий начальные буквы имени художника. Исследователи считают, что обозначение имеет более глубокий смысл: это еще и отсылка к «Anno Domini» (или A. D.) — «от Рождества Христова».
9 гульденов — не меньше этой суммы пришлось бы заплатить тому, кто «пожелает приобрести все его (Дюрера) гравюры, которых имеется великое множество». Так писал уже после кончины художника его друг и сосед, каллиграф и учитель математики Иоганн Нейдерфер в своей работе «Известия о художниках и мастерах». Кстати, «великое множество» — это более 450 гравюр на дереве и меди.
6 млн долларов выручил аукционный дом Christie’s в 2013 году за коллекцию произведений тиражной графики Дюрера. Больше всего покупатель заплатил за гравюру «Носорог» — 866,5 тыс. долларов. Это стало рекордом аукционной цены на работы мастера. Предыдущий рекорд был поставлен в 2011-м, когда гравюру «Адам и Ева» продали за 409,25 тыс. фунтов (653,3 тыс. долларов).
6 млн долларов выручил аукционный дом Christie’s в 2013 году за коллекцию произведений тиражной графики Дюрера. Больше всего покупатель заплатил за гравюру «Носорог» — 866,5 тыс. долларов. Это стало рекордом аукционной цены на работы мастера. Предыдущий рекорд был поставлен в 2011-м, когда гравюру «Адам и Ева» продали за 409,25 тыс. фунтов (653,3 тыс. долларов).
7000 зеленых пластиковых зайцев заполонили Рыночную площадь Нюрнберга в 2003 году. «Наплодил» кроликов художник-концептуалист Оттмар Хёрль. Таким оригинальным способом он отметил 500-летие одной из самых популярных работ Дюрера — рисунка «Заяц», и подшутил над ее безудержным коммерческим тиражированием. Инсталляция Хёрля заняла площадь 2500 квадратных метров.
56 лет было Альбрехту Дюреру, когда он умер.
0. Последняя цифра касается не творчества, а личной жизни Альбрехта Дюрера. У великого художника и его жены Агнесы не было детей. Как не было детей (по крайней мере, законных) и у двух его братьев. Род, подаривший миру гения, прервался.
56 лет было Альбрехту Дюреру, когда он умер.
0. Последняя цифра касается не творчества, а личной жизни Альбрехта Дюрера. У великого художника и его жены Агнесы не было детей. Как не было детей (по крайней мере, законных) и у двух его братьев. Род, подаривший миру гения, прервался.