Драма датского режиссера Билле Аугуста посвящена тому периоду жизни Мари Крёйер, когда она была замужем за самым известным и почитаемым художником Дании, Педером Северином Крёйером. И это, конечно, не вся ее жизнь, а только та ее часть, которая прославила Мари. Это была утомительная и болезненная слава, потому что о ней знали и говорили как о прекрасной модели для лучших картин мужа. И от своих художественных амбиций и мечты когда-нибудь прославиться Мари понемногу отказалась.
Режиссер Билле Аугуст дважды получал награду на Каннском фестивале, одного Оскара и еще множество наград на других фестивалях. И прокатчики по всему миру не упускали шанса упомянуть об этом в трейлерах и на постерах к «Жене художника» (оригинальное название фильма «Marie Krøyer»). Но этот фильм — не из фестивальных шедевров. Мрачная и безысходная биографическая история, почти вся сыгранная шепотом, остается все же классическим костюмным кино.
Кадр из фильма: Мари, Сёрен и их дочь Вибеке
История влюбленности и первых безоблачных лет совместной жизни Мари и Сёрена (так Крёйера называли друзья) осталась за кадром — фильм начинается сразу в том времени, когда уже все плохо. Сёрен знаменит, богат, его выставки проходят с неизменным успехом. И пока он бодро заканчивает новое полотно с купальщиками, Мари мучится над крошечным натюрмортом, который так и не закончит. Все ее силы уходят на другое. Уже зная, как это бывает, и Мари, и их с Сёреном дочь, и даже близкие друзья с опаской присматриваются к возбужденной суматохе художника. У Крёйера психическое расстройство — и очередной приступ может начаться когда угодно. Это напряженное ожидание передается зрителю — пока гроб с телом Крёйера не опустится в заполненную дождевой водой яму, за каждой его репликой невольно ищешь признаки надвигающейся катастрофы.
Кадр из фильма
Кадр из фильма: Крёйер в психиатрической лечебнице
«Жена художника» безжалостно испытывает на прочность тезис о том, что факты личной жизни художника не должны влиять на бесстрастную оценку его творчества. А если он пытался задушить жену? А если заставлял дочь, словно гончую, таскать в зубах подстреленную дичь? А если наводил на них обеих заряженное ружье? Что можно простить гению, а что — мужу? Лишают ли эти маленькие домашние поступки фантастического очарования неповторимый северный свет на картинах Крёйера?
Съемки фильма проходили в Скагене, той самой рыбацкой деревушке, где жили Крёйеры и где собрались все важные датские и шведские художники рыбачить, писать с натуры, много общаться и праздновать за большим столом. Это самая северная точка Дании — и хочется верить, что холодный, густой, звенящий синий цвет моря и неба, который так прославил Крёйера, действительно там иногда встречается. Потому что режиссеру и оператору «Жены художника» его поймать не удалось. То ли зрение художника обладало особой чувствительностью, то ли он его выдумал. Так же, как собственную жену и собственное счастье.