С момента выхода Бэнкси на мировую арт-сцену каждое новое его появление становится сенсацией. И хотя все работы бристольского человека-загадки максимально публичны, сам он по-прежнему предпочитает держаться в тени. И даже свой единственный полнометражный документальный фильм Бэнкси снял о другом человеке. Или нет?
Документальный фильм «Выход через сувенирную лавку» (Exit Through The Gift Shop, 2010) рассказывает историю живущего в Лос-Анджелесе француза Тьерри Гетта, который однажды взял в руки видеокамеру и больше не мог с ней расстаться. В какой-то момент Тьерри открыл для себя запрещенное уличное искусство, которое стало его одержимостью. В течение восьми лет он снимал уличных художников за работой, помогал им и сумел влиться в их среду, убедив всех, что снимает фильм о стрит-арте.
Кадр из фильма: Тьерри Гетта
Главной мечтой Гетта была встреча с неуловимым Бэнкси, однако британский художник, как известно, умеет очень хорошо прятаться у всех на виду. Тем не менее, Тьерри улыбнулась удача: когда он уже совсем отчаялся, Бэнкси сам приехал в Лос-Анджелес, где стал искать локации для размещения своих работ. Здесь ему и пригодился Тьерри, который наперечёт знал все стены города.
Кадр из фильма: уличный художник Шепард Фейри
Кадр из фильма: Бэнкси
Единственная проблема Гетта заключалась в том, что никакой фильм о стрит-арте он делать не собирался. Он просто складировал сотни пленок со своими записями и понятия не имел, что собирается с ними делать. И когда знакомые художники наконец надавили на него, он смонтировал абсолютно несмотрибельный фильм под названием «Life Remote Control» (дословно — «Пульт дистанционного управления жизнью»). После этого Бэнкси предложил Тьерри самому заняться уличным искусством, и Гетта проникся этой идеей. Развернув широкомасштабную рекламную кампанию, он наштамповал огромное количество работ в стиле поп-арт
и устроил грандиозную выставку, на которой заработал более миллиона долларов.
Кадр из фильма: Тьерри Гетта
Премьера «Выхода через сувенирную лавку» состоялась на кинофестивале «Санденс» и, как и все связанное с Бэнкси, фильм породил множество конспирологических теорий. Самая популярная гласит, что вся эта история, включая самого Тьерри — изощренная мистификация Бэнкси в соавторстве с другим знаменитым уличным художником Шепардом Фейри, призванная высмеять коммерциализацию искусства. Чего стоит только творческий псевдоним Гетта — Mr. Brainwash (дословно — Мистер Промывка Мозгов или Мистер Мозгоправ).
Кадр из фильма: Тьерри Гетта
Кадр из фильма
Конечно, эта теория не лишена смысла. Тысячи жителей Лос-Анджелеса, которые выстраивались в очереди, чтобы увидеть вторичные работы смешного француза с огромными бакенбардами и купить их за огромные деньги , — лучшее тому подтверждение. Как и номинация «Выхода» на премию «Оскар». В конце концов, перед премьерой фильма на «Санденс» Бэнкси опубликовал заявление, в котором говорилось, что в фильме показана правда, за исключением тех частей, в которых ее нет. А заставить Киноакадемию признать искусно выполненную обманку настоящим документальным фильмом было бы очень в духе Бэнкси.
Спустя 10 лет после выхода фильма Гетта всё ещё рисует
Тьерри и Папа римский Франциск, 2019 год
Тем не менее, хотя биография Тьерри Гетта и кажется маловероятной, ее подробности подтверждаются публичными записями в архивах Лос-Анджелеса, рассказами друзей, деловых партнеров и сотрудников. Гетта даже получил судебный иск за нарушение авторских прав. Непонятным до сих пор остается лишь то, насколько правдива его творческая личность — Мистер Мозгоправ. Сам Тьерри сказал об этом так: «Бэнкси вдохновил меня стать художником. В конце концов, я стал его самым большим произведением искусства».