Развёлся — казнил — умерла — развёлся — казнил — пережила. К этой мнемонической фразе прибегают английские школьники, чтобы запомнить судьбу шести жён короля Генриха VIII. История монарха, изменившего религию целой страны, чтобы получить наследника, хорошо известна, ведь она вдохновила не одно поколение литераторов, композиторов и киношников. На экране образы королев воплощали такие звёзды, как Шарлотта Рэмплинг, Хелена Бонэм Картер, Клер Фой, Натали Портман, Натали Дормер и Эмили Блант. Подбирая исполнительниц, режиссёры ориентируются на их талант, а не на внешнее сходство. Посмотрим, как же на самом деле выглядели эти легендарные женщины.
Екатерина Арагонская
Екатерина Арагонская была младшей дочерью Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской. Ее назвали Каталиной (или Кэтрин, на английский манер) в честь прабабушки по материнской линии. Она прибыла в Англию в 1501 году в возрасте 15 лет, чтобы выйти замуж за Артура, принца Уэльского, однако всего через несколько месяцев после свадьбы тот скончался. В 1509 году инфанта стала супругой младшего брата Артура — Генриха VIII. У них было пятеро детей, из которых выжила только принцесса Мария, позже ставшая королевой Англии Марией I. Екатерина умерла в 1536 году, твёрдо отказавшись признать свой брак аннулированным, а женитьбу короля на Анне Болейн в 1533 году — законной.В Национальной портретной галерее в Лондоне хранится портрет
королевы, написанный неизвестным художником примерно в 1520 году. Историки идентифицировали натурщицу относительно недавно — в 2013-м — и эта картина была выставлена вместе с портретом Генриха VIII, хранящимся в той же галерее. Хотя изначально эти панели не составляли пару, у них сопоставимая дата создания, масштаб и схожий зёленый дамасский фон. Вероятно, это были образцы портретов короля и королевы, написанные в нескольких версиях, часть из которых демонстрировались вместе.
Широко известен также «Портрет
Екатерины Арагонской в образе Марии Магдалины» кисти Михеля Зиттова, эстонца по происхождению. Эта работа находится в Детройтском институте искусств и представляет инфанту-подростка с золотым сосудом в руках. Екатерине предстояло выйти замуж за короля Англии и, похоже, таким образом художник хотел подчеркнуть её скромность и целомудрие.
Екатерина Арагонская в образе Магдалины
1515, 32.1×24.6 см
В интернете можно найти ещё один образ авторства того же Зиттова, принадлежащий Музею истории искусств в Вене. Долгое время он считался портретом Екатерины Арагонской, однако недавно было выдвинуто более достоверное предположение, что это изображение Марии Роуз Тюдор, сестры Генриха VIII.
Анна Болейн
Она покорила сердце Генриха VIII, разделила церковь и стала королевой в 1533 году — незадолго до развода Генриха с Екатериной Арагонской. Позже в том же году родилась их дочь, принцесса Елизавета (позже королева Елизавета I). К 1536 году Генри устал от Анны и, всё ещё отчаянно желая наследника, начал сомневаться в законности своего брака. В том же году Болейн обвинили в прелюбодеянии и инцесте и казнили в лондонском Тауэре.Анна Болейн в исполнении (сверху вниз, слева направо) Натали Дормер, Клер Фой, Натали Портман и Шарлотты Рэмплинг
После обезглавливания королевы-красавицы её изображения были уничтожены. Анну настолько тщательно вычёркивали из истории, что до наших дней дошёл лишь один повреждённый медальон с прижизненным портретом, который хранится в Британском музее.
Взойдя на трон, Елизавета I возродила память о матери. Наиболее близким к оригиналу живописным образом считается портрет , принадлежащий Национальной портретной галерее в Лондоне. Эта картина, вероятно, ранняя копия несохранившегося изображения. Анну Болейн описывали как женщину с длинной шеей, большим ртом и тёмными красивыми глазами. Чтобы реставрировать эту работу, галерея организовала кампанию по сбору средств и общественных пожертвований.
Взойдя на трон, Елизавета I возродила память о матери. Наиболее близким к оригиналу живописным образом считается портрет , принадлежащий Национальной портретной галерее в Лондоне. Эта картина, вероятно, ранняя копия несохранившегося изображения. Анну Болейн описывали как женщину с длинной шеей, большим ртом и тёмными красивыми глазами. Чтобы реставрировать эту работу, галерея организовала кампанию по сбору средств и общественных пожертвований.
Анна Болейн
XVI век, 54.3×41.6 см
В 2015 году программа по распознаванию лиц, созданная исследователями из Калифорнии, нашла тесное сходство между женщиной, изображённой на медальоне из Британского музея, и образом, хранящимся в Брэдфордских художественных галереях и музеях. На картине из Нидд Холл изображена украшенная драгоценностями дама, которую долгое время считали Анной Болейн. Но учёные не пришли к единому мнению по поводу её личности. Часть из них считает, что это преемница Болейн, Джейн Сеймур — третья жена Генриха.
Предполагаемый портрет
Анны Болейн из Нидд Холла. Источник: The Independent
Джейн Сеймур
Джейн Сеймур родилась в Вулфхолле, на юге Англии, примерно в 1509 году. Она была сестрой Эдварда Сеймура, впоследствии герцога Сомерсета, и Томаса Сеймура, лорда Верховного адмирала. Генрих VIII обратил внимание на девушку, когда она была фрейлиной сначала Екатерины Арагонской, а затем Анны Болейн. Джейн вышла замуж за короля в мае 1536 года, менее чем через две недели после казни Анны, а в октябре 1537-го исполнила самое сокровенное желание Генриха — родила сына, который позже стал королём Эдуардом VI. Через 12 дней после появления мальчика на свет Джейн умерла от родильной горячки и была искренне оплакана своим супругом, который приказал, чтобы его похоронили рядом с ней в Виндзоре.Аннабелль Уоллис в роли Джейн Сеймур в сериале «Тюдоры»
На портрете Ганса Гольбейна Младшего, хранящемся в венском Музее истории искусств, нет никаких следов этой человеческой драмы. Картина очаровывает блестяще выписанными драгоценностями, жемчугами и дорогими тканями, которые свидетельствуют о высоком ранге натурщицы. Сама же она холодна и неподвижна, удерживает зрителя на расстоянии, отвернувшись от него. Гольбейн, очевидно, создал этот образ по заказу короля в промежутке между свадьбой и ранней кончиной Джейн (скорее всего, художник написал и его аналогичный портрет
, который до наших дней не сохранился).
Изображение королевы основано на рисунке мелом из британской Королевской коллекции. Урезанная копия портрета — с небольшими изменениями в костюме и украшениях — входит в коллекцию галереи Маурицхёс в Гааге. Несмотря на то, что мастерская Гольбейна сделала несколько вариантов картины, виртуозность и искусность, с которыми выполнен этот дубликат, говорит о том, что он принадлежит кисти самого мастера.
Изображение королевы основано на рисунке мелом из британской Королевской коллекции. Урезанная копия портрета — с небольшими изменениями в костюме и украшениях — входит в коллекцию галереи Маурицхёс в Гааге. Несмотря на то, что мастерская Гольбейна сделала несколько вариантов картины, виртуозность и искусность, с которыми выполнен этот дубликат, говорит о том, что он принадлежит кисти самого мастера.
На всех этих портретах Сеймур носит так называемый «тюдоровский чепец» или гейбл (от англ. gable — двускатная крыша дома), в отличие от своей предшественницы Анны Болейн, которая предпочитала более современный арселе — лёгкий «французский капюшон» в форме сердца или подковы.
Анна Клевская
После смерти Джейн король вновь озаботился поисками жены (один сын в те времена ещё не был твёрдой гарантией престолонаследия). Однако в Европе его репутация как мужа была подмочена, и он получал отказы один за другим. Советник Томас Кромвель убедил монарха в необходимости союза с протестантами и целесообразности женитьбы на дочери герцога Иоганна III Клевского. К его двору был отправлен Ганс Гольбейн с поручением написать портрет невесты, увидев который, Генрих пришёл в восторг. Однако встретившись с девушкой в реальности, толстый, болеющий 48-летний король нашёл, что она похожа «на здоровенную фламандскую кобылу», «не мила и от неё дурно пахнет» — и заявил, что это мешает ему исполнить свой супружеский долг.Развод последовал буквально через полгода после свадьбы. Поскольку Анна отнеслась к этому безропотно, ей были пожалованы несколько поместий, немалое содержание и неофициальный титул «возлюбленной сестры короля». Несостоявшаяся жена наслаждалась невиданной для женщин той эпохи свободой, ведь не зависела ни от кого, кроме Генриха, с которым поддерживала тёплые дружеские отношения. Она даже отказалась выйти замуж повторно, хотя ей была предоставлена привилегия выбрать себе любого супруга. На бракосочетание монарха с его последней избранницей, Катариной Парр, Анна Клевская была приглашена как свидетельница.
Ну, а пресловутый портрет кисти Гольбейна хранится сейчас в парижском Лувре. Немецкая принцесса изображена тонко сбалансированными царственными цветами — насыщенным красным и медово-золотым на зелёном фоне. При внимательном рассмотрении можно понять, что художник не льстит Анне Клевской. Подчёркивая её драгоценности и одежду, он прямо заявляет, что показывает натурщицу в лучшем виде. У неё привлекательное лицо, но тусклые глаза — Гольбейн ищет баланс между честностью и приличием.
Ну, а пресловутый портрет кисти Гольбейна хранится сейчас в парижском Лувре. Немецкая принцесса изображена тонко сбалансированными царственными цветами — насыщенным красным и медово-золотым на зелёном фоне. При внимательном рассмотрении можно понять, что художник не льстит Анне Клевской. Подчёркивая её драгоценности и одежду, он прямо заявляет, что показывает натурщицу в лучшем виде. У неё привлекательное лицо, но тусклые глаза — Гольбейн ищет баланс между честностью и приличием.
Портрет семьи Генриха VIII
1545, 144.5×355.9 см
Историк Дэвид Старки утверждает, что нет никаких реальных доказательств того, что портрет
Гольбейна повлиял на решение Генри жениться на Анне Клевской. По словам эксперта, король прислушался к убеждениям влиятельных придворных — и этим объясняется то, что художник не был наказан за монаршее разочарование.
Екатерина Говард
Екатерина (Кэтрин) Говард происходила из очень знатного рода и находилась при дворе в качестве фрейлины Анны Клевской. К сентябрю 1539 года она привлекла внимание короля, за которого вышла замуж 28 июля 1540-го. Однако Кэтрин была королевой Англии всего 16 месяцев — в ноябре 1541 года стало известно, что она изменяла Генриху, и в феврале 1542-го её обезглавили на глазах у любопытной толпы.Нет никаких документальных доказательств тому, что при жизни Кэтрин был написан её портрет. Однако историки не исключают, что это могло быть сделано во время её короткого пребывания на троне с июля 1540-го по ноябрь 1541 года (Гольбейн же успел изобразить Джейн Сеймур, которая царствовала так же недолго). В британской Королевской коллекции хранится медальон авторства того же Гольбейна, датированный 1540 годом. Уже упомянутый Дэвид Старки определил в натурщице королеву на том основании, что она носит украшения, принадлежавшие её предшественницам — такое же ожерелье с рубином, изумрудом и жемчугами можно увидеть на портрете Джейн Сеймур. Однако известно, что королева Джейн подарила свои драгоценности фрейлинам, одна из которых — Мэри Монтигл — может быть изображена на этом медальоне.
Екатерина Парр
Последняя из жён Генриха VIII была уникальной. На момент бракосочетания с королём она уже дважды овдовела; у неё не было ни королевского, ни придворного происхождения; она была достаточно умна и проницательна, чтобы остаться на троне, несмотря на придворные заговоры и попытки её устранения. В 1545 году Екатерина Парр опубликовала произведение «Молитвы или медитации», став не только первой английской королевой, издавшей прозу, но и первой женщиной, сделавшей это в XVI веке.Иконография Екатерины Парр представляет особый интерес. Ирония в том, что до наших дней дошло лишь пять подтверждённых её изображений, хотя она была главным покровителем портретистов в тюдоровской Англии. Так, она заказала первые полнометражные портреты своих падчериц Елизаветы и Марии, явно желая подчеркнуть их статус наследниц английской короны, и более дюжины собственных образов. Сейчас мы можем представить себе последнюю жену Генриха по миниатюре из замка Судли и двум портретам из Национальной портретной галереи. Ещё один хранится в Ламбетском дворце и представляет молодую Кэтрин в 1530-х годах, а пятый — копия картины Ганса Эворта из частной коллекции — показывает королеву в конце жизни.
Генрих VIII скончался 28 января 1547 года. Всего четыре месяца спустя Екатерина Парр вышла замуж в четвёртый раз — за Томаса Сеймура, родного брата третьей жены короля. Она умерла 5 сентября 1548 года от родильной горячки, произведя на свет свою единственную дочь Мэри.
Генрих VIII скончался 28 января 1547 года. Всего четыре месяца спустя Екатерина Парр вышла замуж в четвёртый раз — за Томаса Сеймура, родного брата третьей жены короля. Она умерла 5 сентября 1548 года от родильной горячки, произведя на свет свою единственную дочь Мэри.