войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Прообразы «Игры престолов» в истории и живописи: в багровых тонах

По случаю завершения главного сериала десятилетия, «Артхив» вспоминает, кем были настоящие Тирион, Дейнерис и Рамси, и как их рисовали современники и потомки
Прообразы «Игры престолов» в истории и живописи: в багровых тонах

Эддард Старк – Ричард Плантагенет

Ричард Плантегенет — сын 1 герцога Йорка, казненного за измену, фактически рос сиротой в опале. Однако в 1426 году (Ричарду было всего 15) Генрих VI вернул ему титул, и его карьера пошла в гору. В 24 года он командовал английскими войсками во Франции, позднее стал наместником Ирландии (читай Хранителем Севера), а во время болезни короля выполнял функции регента Англии (то есть, его десницы).
Слева: Шон Бин в роли Эддарда Старка. Справа: Ричард Йорк (иллюстрация из книги Тальбота Шрусбери, 1
Слева: Шон Бин в роли Эддарда Старка. Справа: Ричард Йорк (иллюстрация из книги Тальбота Шрусбери, 1444 г.)
В отличие от Эддарда Старка, Ричард Йоркский претендовал на «Железный трон» — фактически его притязания положили начало войне Алой и Белой Розы. Еще одно различие состоит в том, что Ричард не был казнен — он погиб в битве Уэйкфилде. Впрочем, его тело также было обезглавлено, а голова — выставлена на всеобщее обозрение.
Альфред Уолтер Бэйс. Падение герцога Йорка при Уэйкфилде. 1866 г.
Альфред Уолтер Бэйс. Падение герцога Йорка при Уэйкфилде. 1866 г.
Ланкастеры против Йорков и Ланнистеры против Старков — намек понятен даже на фонетическом уровне.
Подобно потомкам Эддарда Старка, наследники Ричарда жили активной (хотя и недолгой) общественно-политической жизнью. Его сын Эдуард IV стал первым королем из династии Йорков и едва ли не единственным мужчиной рода, умершим от естественных причин (он, вероятно, спился). Как минимум девять Йорков были так или иначе убиты. К примеру, его сына — герцога Кларенса — утопили в бочке с вином, а внуков Ричарда — Эдуарда V и Ричарда Шрусбери, герцога Йоркского, скорее всего, задушили подушкой в Тауэре.

Серсея Ланнистер – Маргарита Анжуйская

Слева: Лина Хиди в роли Серсеи Ланнистер. Справа: Портрет Маргариты Анжуйской. Роберт Дэви. 1775 г.
Слева: Лина Хиди в роли Серсеи Ланнистер. Справа: Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Маргариты Анжуйской. Роберт Дэви. 1775 г.
Как и Серсея, Маргарита Анжуйская умело плела дворцовые интриги и имела нешуточный геополитический вес. Ее муж — король Генрих VI — время от времени впадал в помешательство, фактически королева-консорт управляла Англией за него. Видя, что герцог Йоркский становится слишком влиятельной фигурой, она добилась его изгнания из совета, чем и спровоцировала Ричарда — тот стал претендовать на трон; началась война Роз, во время которой Маргарита возглавляла фракцию Ланкастеров.
Маргарита Анжуйская, взятая в плен после битвы при Тьюксбери. Джон Гилберт. 1875 г.
Маргарита Анжуйская, взятая в плен после битвы при Тьюксбери. Джон Гилберт. 1875 г.
С Серсеей Ланнистер ее роднит не только открытое противостояние с десницей собственного мужа, но и сплетни насчет отцовства. Поговаривали, что отец ее сына — Эдуарда (его восхождение на трон изобразил на картине «Vox Populi» Эдмунд Блэр Лейтон) — вовсе не Генрих VI, а Эдмунд Бофорт, герцог Сомерсет. Впрочем, если он и приходился Маргарите братом, то разве что по оружию.
Эдмунд Блэр Лейтон. Глас народа. 1904 г.
Эдмунд Блэр Лейтон. Глас народа. 1904 г.

Дейнерис Таргариен – Генрих VII

Слева: Эмилия Кларк в роли Дейнерис Таргариен. Справа: портрет Генриха Тюдора (автор неизвестен, 150
Слева: Эмилия Кларк в роли Дейнерис Таргариен. Справа: портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Генриха Тюдора (автор неизвестен, 1505 г.)
Когда Генрих Тюдор решил претендовать на английский престол, у него не было ни денег, ни влиятельных покровителей, ни драконьих яиц. Его наследное право было весьма сомнительным — брак его деда Оуэна Тюдора с Екатериной Валуа считался незаконным (многие, вообще, сомневались, что таковой был). Это Генриха не остановило: он планомерно собирал войско, вербовал наемников, обзаводился союзниками. В конце концов, он разбил армию короля Ричарда и был провозглашен королем прямо на поле боя. Это его устроило не вполне — впоследствии он приложил немало дипломатических и юридических усилий, чтобы все выглядело так, будто трон достался ему не по праву завоевания, а как законному наследнику Ланкастеров.
Генрих VII (в центре) со своими советниками — сэром Ричардом Эмпсоном и сэром Эдмундом Дадли (неизве
Генрих VII (в центре) со своими советниками — сэром Ричардом Эмпсоном и сэром Эдмундом Дадли (неизвестный автор, поздний портрет)
Генрих VII был весьма рассудительным правителем, он также не отличался (особенно в сравнении с другими) кровожадностью — начало эпохи Тюдоров не зря называют началом английского Возрождения. Гуманистические порывы (а еще дракон на гербе) делают Генриха Тюдора наиболее вероятным прототипом Дейнерис. Есть у них и еще одна общая деталь — сумасшедшие предки. Дейнерис — Дочь Безумного короля Эйриса, сжигавшего людей заживо, и собиравшегося спалить дотла Королевскую Гавань. Генрих — правнук Карла VI Безумного, в чьей биографии тоже есть эпизод с условным названием «Бал объятых пламенем».
А то, что Генрих Тюдор превратился в женщину — что ж, в наши просвещенные времена это не должно ни удивлять, ни, тем более, возмущать.
«Бал объятых пламенем». Миниатюра из «Хроник» Жана Фруассара (1400-е)
«Бал объятых пламенем». Миниатюра из «Хроник» Жана Фруассара (1400-е)

Тирион Ланнистер – Ричард III

Слева: Питер Динклейдж в роли Тириона Ланнистера. Справа: портрет Ричарда III (неизвестный автор, XV
Слева: Питер Динклейдж в роли Тириона Ланнистера. Справа: портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Ричарда III (неизвестный автор, XVI век)
По словам самого Джорджа Мартина, прообразом Тириона Ланнистера стал Ричард III. Тот самый король, которого разбил в бою Генрих Тюдор — в отличие от Дейнерис и Тириона, их прототипы союзниками не были.
Долгое время Ричард был главным антигероем английской истории. Черный пиар Тюдоров сделал свое дело: в литературе и живописи Ричард обычно изображался жестоким и беспринципным тираном, да к тому же горбатым карликом. В 2013 году останки Ричарда были подвергнуты разнообразным исследованиям, из которых (кроме прочего) выяснилось, что рост «карлика» составлял 173 см, а «горб» был не более чем сколиозом. Были реабилитированы и душевные качества Ричарда III. Современные историки уже не так уверены, что это Ричард убил своих племянников (тех, заключенных в Тауэре подростков, которых рисовал Поль Деларош). Это могли сделать многие — к примеру, герцог Бекингем или Генрих Тюдор. Словом, сегодня у Ричарда III и Тириона Ланнистера больше общего, чем казалось раньше: Ричард тоже обладал недюжинным умом, был храбрецом и страдал от происков клеветников.

Джоффри Баратеон – Эдуард Ланкастер – Дон Карлос

Слева: Джек Глисон в роли Джоффри Баратеона. Справа: Эдуард Вестминстерский (Сильвестр Хардинг, 1793
Слева: Джек Глисон в роли Джоффри Баратеона. Справа: Эдуард Вестминстерский (Сильвестр Хардинг, 1793 г.)
Среди фанатов «Игры престолов» популярна версия о том, что исторический прообраз монструозного Джоффри Баратеона — Эдуард Вестминстерский, сын Маргариты Анжуйской. В ее пользу говорит сомнительное происхождение наследника, а так же некоторые характерологические особенности. В младенчестве Эдуард перенес тяжелую психотравму — парламент назначил регентом Ричарда Плантагенета (а не годовалого принца) и сократил, в связи с этим, количество слуг мальчика до 39 человек. Возможно, это повлияло на то, что Эдуард вырос весьма жестоким персонажем: он обожал присутствовать на казнях (и потому сам часто выносил смертные приговоры).
Он был убит в битве при Тьюксбери.
Джеймс Норткот. Убийство Эдуарда, принца Уэльского в Тьюксбери. 1800-е.
Джеймс Норткот. Убийство Эдуарда, принца Уэльского в Тьюксбери. 1800-е.
Обычно Джордж Мартин черпал вдохновение в английской истории — особенно его интересовал период Войны Алой и Белой розы. Впрочем, мировая история кишит маленькими кровожадными ублюдками — прообраз Джоффри Мартин мог без труда найти и за пределами Англии.
К примеру, Дон Карлос, принц Астурийский — сын испанского короля Филиппа II. Этот малыш, согласно отчету венецианского посла при испанском дворе, «родился с зубами», а первым, произнесенным им словом было «нет». Подростком он калечил лошадей и жарил пойманных на охоте кроликов живьем. Став старше, принялся за девушек. Его любимым развлечением было кастрировать своих подданных — среди расходов принца было множество счетов, выписанных в качестве компенсации пострадавшим от этой шалости (подобно Ланнистерам, он всегда платил свои долги). Потом Карлос, погнавшись за очередной жертвой, свалился с лестницы, ушиб голову, перенес трепанацию черепа и окончательно слетел с катушек. Отец был вынужден содержать его под стражей до конца жизни (принц умер от приступа малярии, симптомы которой сходны с признаками отравления Джоффри).

Рамси Болтон – Вильгельм Завоеватель

Слева: Иван Реон в роли Рамси Болтона. Справа: Вильгельм Завоеватель (неизвестный автор)
Слева: Иван Реон в роли Рамси Болтона. Справа: Вильгельм Завоеватель (неизвестный автор)
Версия о том, что прототипом Рамси Болтона послужил герцог Нормандии Вильгельм II (позднее вошедший в историю как король Англии Вильгельм I Завоеватель), может показаться спекуляцией. Впрочем, кое-что общее у этих персонажей определенно есть.
Полюбившийся ребятам герой появился в сериале как Рамси Сноу. И его предполагаемый прообраз, прежде чем стать Вильгельмом I, звался Гийомом Ублюдком. Он был единственным (хотя и незаконнорожденным) сыном правителя Нормандии Роберта II Великолепного (знающие люди звали его Робертом Дьяволом). Дедушка Гийома по материнской линии был скорняком — еще одна очевидная параллель: в роду Болтонов тоже знали толк в кожевенном ремесле и никогда не упускали случая спустить с кого-нибудь шкуру.
После смерти Роберта (который назвал Вильгельма своим законным наследником), юноше постоянно приходилось бороться за свои права. Однажды ему довелось осаждать замок Алансон в графстве Мэн — горожане отказывались подчиняться «какому-то скорняку». Взяв замок, Вильгельм сдирал с насмешников кожу живьем. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что подобные зверства — легенда: Вильгельм просто отрубал обидчикам руки и ноги.
Позднее, уже завоевав Англию, Вильгельм начал кампанию, которая получила название «Опустошение Севера» — Йоркшир и другие северные графства были разорены его войсками. Умер Вильгельм в результате нелепого несчастного случая. В 1087-м располневший и неповоротливый 60-летний король свалился с коня и сильно повредил живот собственным седлом.

Петир Бейлиш – Томас Кромвель

Слева: Эйдан Гиллен в роли Петира Бейлиша. Справа: Томас Кромвель (Ганс Гольбейн-мл., 1538 г.)
Слева: Эйдан Гиллен в роли Петира Бейлиша. Справа: Томас Кромвель (Ганс Гольбейн-мл., 1538 г.)
Томас Кромвель, сын трактирщика и внук кузнеца, прошел долгий путь: из трущоб — в Тайный Совет короля Генриха VIII, от будней «молодого головореза» (так Кромвель сам описывал свои молодые годы) к статусу одного из самых влиятельных персонажей английской политики.
Головокружительная карьера Томаса Кромвеля началась после того как он, дезертировав из французской армии (где служил наемником), поселился во Флоренции. Здесь он занялся банковским делом, имел тесные финансовые отношения со Святым Престолом. В Англии он приобрел политический вес, умело используя в своих интересах идеи реформации. Занимал должность канцлера казначейства (то есть был «Мастером над монетой»). Позднее был назначен государственным секретарем и главным министром. Знаток и поклонник трудов Макиавелли, он был не менее виртуозным интриганом, чем Петир Белиш.
Как известно, Бейлиш получил прозвище «Мизинец» за свой скромный рост. Достоверных свидетельств того, что Томас Кромвель был невысок, нет. Впрочем, он определенно стал меньше ростом — после того как его арестовали за государственную измену и обезглавили.

Тайвин Ланнистер – Ричард Невилл, граф Уорик

Справа: Чарльз Дэнс в роли Тайвина Ланнистера. Справа: портрет Ричарда Невилла (неизвестный автор, X
Справа: Чарльз Дэнс в роли Тайвина Ланнистера. Справа: портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Ричарда Невилла (неизвестный автор, XVII век)
Ричард Невилл начал свою карьеру рано. В семь лет он женился (это был важный политический брак, который позволил ему впоследствии стать графом Уориком). В 16 получил рыцарский титул, а в 21 стал единоличным наследником сразу нескольких богатейших и знатных родов.
Как и Тайвин Ланнистер, Ричард Невилл был влиятельнейшей политической фигурой своего времени — от его финансовой поддержки зависели результаты военных кампаний и сложных дворцовых интриг. Как и Тайвин Ланнистер, Невилл не пытался усесться на железный трон, предпочитая править чужими руками. Тайвин благополучно был десницей сначала при Таргариене, а затем и при Баратеоне. В течение войны Роз Невилл сначала помог Ричарду Плантагенету одолеть Генриха VI, выступив, таким образом, на стороне Йорков. А потом играл за Ланкастеров, пытаясь свалить Эдуарда IV и усадить на трон все того же Генриха VI.
Шекспир в трилогии «Генрих VI» называл его «создателем и губителем королей». А его прозвище «кингмейкер» вошло в обиход на правах политического термина.
Ричард Невилл, Граф Уорик дает клятву перед битвой при Таутоне. Генри Трешем. 1797 г.
Ричард Невилл, Граф Уорик дает клятву перед битвой при Таутоне. Генри Трешем. 1797 г.