войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Лаланны, «восхитительно узнаваемые и функциональные»

Гигантская металлическая ванна в виде гиппопотама, созданная французским скульптором Франсуа-Ксавье Лаланном, произвела фурор на аукционе Christie’s 12 ноября 2019 года и попала в новостные заголовки после того, как анонимный коллекционер приобрёл её за астрономические 4,3 миллиона долларов. Эта сумма в 25 раз превышает цену, которую заплатил за произведение предыдущий владелец. А для нас это — хороший повод напомнить о том, кто такой Лаланн. Вернее, Лаланны — именно под общим брендом Les Lalanne вошли в историю Франсуа-Ксавье (1927−2008) и его жена Клод (1924−2019), одна из самых динамичных пар в искусстве XX века.
Лаланны, «восхитительно узнаваемые и функциональные»
Длина ванны-бегемота, сделанной из латуни и меди, составляет почти 3 метра, высота — 1,3 метра. Он может широко разинуть пасть, в которой находятся раковина и туалетный столик; хвост откидывается вверх, а панели на спине раскрываются, позволяя купальщику забраться внутрь. Уникальная работа была задумана в 1968 году и выполнена годом позже.

Со времени первой персональной выставки «Зоофиты» в 1964 году Франсуа-Ксавье и Клод в своих причудливых скульптурах делали акцент на мире природы. Он также создал кабинеты на «обезьянью» тему и превратил овец — возможно, свои самые знаменитые произведения — в покрытые шерстью скамьи, которые приносят миллионы на аукционах.
Франсуа-Ксавье Лаланн, «Гиппопотам» (1969). Источник: Christie’s
Франсуа-Ксавье Лаланн, «Гиппопотам» (1969). Источник: Christie’s
Вот 10 интересных фактов из жизни Лаланнов.

1. Франсуа-Ксавье угощал водкой Константина Бранкузи

Франсуа-Ксавье Лаланн переехал в Париж в возрасте 18 лет и снял студию на Монпарнасе. Его соседом был Константин Бранкузи, к которому юноша захаживал с водкой и сигаретами. Старший товарищ представил Лаланна другим сюрреалистам — таким как Макс Эрнст и Ман Рэй — которые оказали большое влияние на молодого художника.

Клод познакомилась с будущим мужем на выставке его работ в 1952 году. Вскоре они съехались, но не вступали в брак до 1967 года.
  • Франсуа-Ксавье Лаланн, «Лампа-голубь» (1991). Частная коллекция
  • Клод Лаланн, «Маленькая сова» (2004). Частная коллекция
2. «Овцы Лаланна» — отсылка к Гомеру

Знаменитые скульптуры Франсуа-Ксавье, ныне известные как «Овцы Лана» (Moutons de Laine), впервые были представлены под названием «Для Полифема», намекая на эпизод из «Одиссеи» Гомера. В нём описывается, как Одиссей и его товарищи ослепляют циклопа Полифема и сбегают из его пещеры, привязав себя к животам его гигантских овец.
Франсуа-Ксавье Лаланн, «Белье, Трансюма и Агно» из серии «Новые овцы» (2002−2006), проданные на аукц
Франсуа-Ксавье Лаланн, «Белье, Трансюма и Агно» из серии «Новые овцы» (2002−2006), проданные на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 675 тыс. долларов. Источник: Christie’s
3. Лаланну покровительствовал Ив Сен-Лоран

Первым частным заказом Франсуа-Ксавье был скульптурный бар для дома модельера Ива Сен-Лорана и его партнёра Пьера Берже. Работа была выставлена на аукционе Christie’s в 2009 году и продана за 2,7 миллиона евро. Это более чем в 15 раз превысило нижний порог её эстимейта.

Особенно Ив Сен-Лоран любил отдыхать на овцах Лаланна в своём саду.

4. Работа Клод Лаланн вдохновила Сержа Генсбура

В 1976 году певец Серж Генсбур назвал альбом в честь скульптуры Клод Лаланн «Человек с капустной головой» (L'Homme à Tête de Chou) и поместил работу на обложку пластинки.
Обложка альбома Сержа Генсбура «Человек с капустной головой» с одноимённой скульптурой Клод Лаланн

Обложка альбома Сержа Генсбура «Человек с капустной головой» с одноимённой скульптурой Клод Лаланн

«Я просто взяла капустный кочан и подумала, как бы он выглядел с ногами, — рассказала Клод. — В тот момент, когда я увидела это, ему стало хорошо. У него были эмоции».

5. Лаланны были соавторами, но не сотрудниками

На протяжении своего длительного брака Лаланны часто работали вместе, но в очень разных стилях. Они редко создавали что-то на пару — творения Франсуа-Ксавье чаще вдохновлялись животным миром, а Клод предпочитала ботанический. Однако их объединяла любовь к сюрреализму и юмор, и это были знаковые отличия их произведений.

Клод и Франсуа-Ксавье Лаланны. Источник: expertisez.com
Клод и Франсуа-Ксавье Лаланны. Источник: expertisez.com
6. Франсуа-Ксавье работал охранником в Лувре

Впервые приехав в Париж, Франсуа-Ксавье устроился охранником в Лувр, где он часами изучал коллекцию египетских артефактов — от бабуинов и кошек до носорогов и бегемотов. Влияние древнеегипетского искусства на его скульптуры очевидно.

7. Их произведения должны были быть функциональными

Франсуа-Ксавье и Клод Лаланны полагали, что искусство должно стать частью повседневной жизни — и эта идея отражена в их скульптурных, но функциональных творениях. Даже овцы предназначены для использования в качестве мебели.
Лаланны, «восхитительно узнаваемые и функциональные»
Лаланны, «восхитительно узнаваемые и функциональные»
Лаланны, «восхитительно узнаваемые и функциональные»
Лаланны, «восхитительно узнаваемые и функциональные»
Лаланны, «восхитительно узнаваемые и функциональные»
«Я подумал, что было бы забавно вторгнуться в эту большую гостиную со стадом овец, — однажды объяснил Франсуа-Ксавье. — В конце концов, проще держать в доме скульптуру, чем настоящую овцу. А ещё лучше, если на неё можно сесть».

8. Клод Лаланн бросила вызов границам между искусством и дизайном

После смерти мужа в 2008 году Клод продолжила работать в доме в Юри к югу от Парижа, где они прожили более пяти десятилетий. Она часто окунала природные формы — например, листья и цветы — в сульфат меди, пропуская через него ток (при этом медь «цеплялась» за органический материал). Это позволяло создавать идеальные повторения форм.

В июне 2016 года её уникальная люстра с природными формами, созданная для Зейнеб и Жан-Пьера Марси-Ривьер двадцатью годами ранее, была продана на аукционе Christie’s в Париже за 1,8 миллиона евро. Это более чем в семь раз превысило её предварительную оценку.
Клод Лаланн, люстра «Растительная структура» (2012). Частная коллекция
Клод Лаланн, люстра «Растительная структура» (2012). Частная коллекция
9. Ранние работы Лаланнов были отвергнуты критиками

Первый показ работ Лаланнов критики встретили полным молчанием. «[Они] совершенно игнорировали нас; для них создание функциональных скульптур было полной чушью», — сказала Клод Лаланн в 2013 году. И всё же супруги не сдались, и вскоре их работы были повсюду — от фотографий в журналах до самых модных парижских галерей.

Во время своей долгой карьеры Лаланны пользовались успехом в мире моды. Клод работала с Ивом Сен-Лораном, Юбером де Живанши, Карлом Лагерфельдом, Марком Джейкобсом, Джоном Гальяно и другими.
Франсуа-Ксавье Лаланн, «Расстроенная горилла» (задумана в 2007-м, отлита в 2010 году). Частная колле
Франсуа-Ксавье Лаланн, «Расстроенная горилла» (задумана в 2007-м, отлита в 2010 году). Частная коллекция
10. Их работы собирают музеи и коллекционеры

Скульптуры Лаланнов можно называть легкомысленными, но ими восхищались и более именитые художники. Например, Марсель Дюшан и его жена Тини заказали версию бегемота-ванны. А такие музеи, как нью-йоркский Купер Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна, парижский Центр Помпиду, роттердамский музей Бойманса — ван Бёнингена хранят фантастические произведения супругов в своих коллекциях.

В последние годы произведения Лаланнов стали экспонатами крупной ретроспективы в Музее декоративного искусства в Париже и большой выставки в Тропическом ботаническом саду Фэйрчайлд во Флориде.

Их наследие по-прежнему популярно в мире моды — работы используются во флагманских магазинах модные дома Chanel, Dior и Tom Ford. Среди коллекционеров — декоратор Питер Марино, который применил скульптуры Франсуа-Ксавье в своих проектах для ювелирных магазинов Шанель, и Рид Кракофф, художественный директор Tiffany & Co.
Франсуа-Ксавье Лаланн, «Носорог IV» (2001). Частная коллекция
Франсуа-Ксавье Лаланн, «Носорог IV» (2001). Частная коллекция
После кончины Клод в апреле 2019 года в возрасте 93 лет президент Франции Эммануэль Макрон и его жена Брижитт выпустили заявление с соболезнованиями. В нём сказано, что Лаланы объединили «воображение, юмор и поэзию», создав произведения «восхитительно узнаваемые и функциональные».

По материалам официального сайта аукционного дома Christie’s, artnet. News и ряда других источников