Гигантская металлическая ванна в виде гиппопотама, созданная французским скульптором Франсуа-Ксавье Лаланном, произвела фурор на аукционе Christie’s 12 ноября 2019 года и попала в новостные заголовки после того, как анонимный коллекционер приобрёл её за астрономические 4,3 миллиона долларов. Эта сумма в 25 раз превышает цену, которую заплатил за произведение предыдущий владелец. А для нас это — хороший повод напомнить о том, кто такой Лаланн. Вернее, Лаланны — именно под общим брендом Les Lalanne вошли в историю Франсуа-Ксавье (1927−2008) и его жена Клод (1924−2019), одна из самых динамичных пар в искусстве XX века.
Длина ванны-бегемота, сделанной из латуни и меди, составляет почти 3 метра, высота — 1,3 метра. Он может широко разинуть пасть, в которой находятся раковина и туалетный столик; хвост откидывается вверх, а панели на спине раскрываются, позволяя купальщику забраться внутрь. Уникальная работа была задумана в 1968 году и выполнена годом позже.
Со времени первой персональной выставки «Зоофиты» в 1964 году Франсуа-Ксавье и Клод в своих причудливых скульптурах делали акцент на мире природы. Он также создал кабинеты на «обезьянью» тему и превратил овец — возможно, свои самые знаменитые произведения — в покрытые шерстью скамьи, которые приносят миллионы на аукционах.
Со времени первой персональной выставки «Зоофиты» в 1964 году Франсуа-Ксавье и Клод в своих причудливых скульптурах делали акцент на мире природы. Он также создал кабинеты на «обезьянью» тему и превратил овец — возможно, свои самые знаменитые произведения — в покрытые шерстью скамьи, которые приносят миллионы на аукционах.
Франсуа-Ксавье Лаланн, «Гиппопотам» (1969). Источник: Christie’s
Вот 10 интересных фактов из жизни Лаланнов.
1. Франсуа-Ксавье угощал водкой Константина Бранкузи
Франсуа-Ксавье Лаланн переехал в Париж в возрасте 18 лет и снял студию на Монпарнасе. Его соседом был Константин Бранкузи, к которому юноша захаживал с водкой и сигаретами. Старший товарищ представил Лаланна другим сюрреалистам — таким как Макс Эрнст и Ман Рэй — которые оказали большое влияние на молодого художника.
Клод познакомилась с будущим мужем на выставке его работ в 1952 году. Вскоре они съехались, но не вступали в брак до 1967 года.
1. Франсуа-Ксавье угощал водкой Константина Бранкузи
Франсуа-Ксавье Лаланн переехал в Париж в возрасте 18 лет и снял студию на Монпарнасе. Его соседом был Константин Бранкузи, к которому юноша захаживал с водкой и сигаретами. Старший товарищ представил Лаланна другим сюрреалистам — таким как Макс Эрнст и Ман Рэй — которые оказали большое влияние на молодого художника.
Клод познакомилась с будущим мужем на выставке его работ в 1952 году. Вскоре они съехались, но не вступали в брак до 1967 года.
2. «Овцы Лаланна» — отсылка к Гомеру
Знаменитые скульптуры Франсуа-Ксавье, ныне известные как «Овцы Лана» (Moutons de Laine), впервые были представлены под названием «Для Полифема», намекая на эпизод из «Одиссеи» Гомера. В нём описывается, как Одиссей и его товарищи ослепляют циклопа Полифема и сбегают из его пещеры, привязав себя к животам его гигантских овец.
Знаменитые скульптуры Франсуа-Ксавье, ныне известные как «Овцы Лана» (Moutons de Laine), впервые были представлены под названием «Для Полифема», намекая на эпизод из «Одиссеи» Гомера. В нём описывается, как Одиссей и его товарищи ослепляют циклопа Полифема и сбегают из его пещеры, привязав себя к животам его гигантских овец.
Франсуа-Ксавье Лаланн, «Белье, Трансюма и Агно» из серии «Новые овцы» (2002−2006), проданные на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 675 тыс. долларов. Источник: Christie’s
3. Лаланну покровительствовал Ив Сен-Лоран
Первым частным заказом Франсуа-Ксавье был скульптурный бар для дома модельера Ива Сен-Лорана и его партнёра Пьера Берже. Работа была выставлена на аукционе Christie’s в 2009 году и продана за 2,7 миллиона евро. Это более чем в 15 раз превысило нижний порог её эстимейта.
Особенно Ив Сен-Лоран любил отдыхать на овцах Лаланна в своём саду.
4. Работа Клод Лаланн вдохновила Сержа Генсбура
В 1976 году певец Серж Генсбур назвал альбом в честь скульптуры Клод Лаланн «Человек с капустной головой» (L'Homme à Tête de Chou) и поместил работу на обложку пластинки.
Первым частным заказом Франсуа-Ксавье был скульптурный бар для дома модельера Ива Сен-Лорана и его партнёра Пьера Берже. Работа была выставлена на аукционе Christie’s в 2009 году и продана за 2,7 миллиона евро. Это более чем в 15 раз превысило нижний порог её эстимейта.
Особенно Ив Сен-Лоран любил отдыхать на овцах Лаланна в своём саду.
4. Работа Клод Лаланн вдохновила Сержа Генсбура
В 1976 году певец Серж Генсбур назвал альбом в честь скульптуры Клод Лаланн «Человек с капустной головой» (L'Homme à Tête de Chou) и поместил работу на обложку пластинки.
Обложка альбома Сержа Генсбура «Человек с капустной головой» с одноимённой скульптурой Клод Лаланн
«Я просто взяла капустный кочан и подумала, как бы он выглядел с ногами, — рассказала Клод. — В тот момент, когда я увидела это, ему стало хорошо. У него были эмоции».
5. Лаланны были соавторами, но не сотрудниками
На протяжении своего длительного брака Лаланны часто работали вместе, но в очень разных стилях. Они редко создавали что-то на пару — творения Франсуа-Ксавье чаще вдохновлялись животным миром, а Клод предпочитала ботанический. Однако их объединяла любовь к сюрреализму и юмор, и это были знаковые отличия их произведений.
Клод и Франсуа-Ксавье Лаланны. Источник: expertisez.com
6. Франсуа-Ксавье работал охранником в Лувре
Впервые приехав в Париж, Франсуа-Ксавье устроился охранником в Лувр, где он часами изучал коллекцию египетских артефактов — от бабуинов и кошек до носорогов и бегемотов. Влияние древнеегипетского искусства на его скульптуры очевидно.
7. Их произведения должны были быть функциональными
Франсуа-Ксавье и Клод Лаланны полагали, что искусство должно стать частью повседневной жизни — и эта идея отражена в их скульптурных, но функциональных творениях. Даже овцы предназначены для использования в качестве мебели.
Впервые приехав в Париж, Франсуа-Ксавье устроился охранником в Лувр, где он часами изучал коллекцию египетских артефактов — от бабуинов и кошек до носорогов и бегемотов. Влияние древнеегипетского искусства на его скульптуры очевидно.
7. Их произведения должны были быть функциональными
Франсуа-Ксавье и Клод Лаланны полагали, что искусство должно стать частью повседневной жизни — и эта идея отражена в их скульптурных, но функциональных творениях. Даже овцы предназначены для использования в качестве мебели.
«Я подумал, что было бы забавно вторгнуться в эту большую гостиную со стадом овец, — однажды объяснил Франсуа-Ксавье. — В конце концов, проще держать в доме скульптуру, чем настоящую овцу. А ещё лучше, если на неё можно сесть».
8. Клод Лаланн бросила вызов границам между искусством и дизайном
После смерти мужа в 2008 году Клод продолжила работать в доме в Юри к югу от Парижа, где они прожили более пяти десятилетий. Она часто окунала природные формы — например, листья и цветы — в сульфат меди, пропуская через него ток (при этом медь «цеплялась» за органический материал). Это позволяло создавать идеальные повторения форм.
В июне 2016 года её уникальная люстра с природными формами, созданная для Зейнеб и Жан-Пьера Марси-Ривьер двадцатью годами ранее, была продана на аукционе Christie’s в Париже за 1,8 миллиона евро. Это более чем в семь раз превысило её предварительную оценку.
8. Клод Лаланн бросила вызов границам между искусством и дизайном
После смерти мужа в 2008 году Клод продолжила работать в доме в Юри к югу от Парижа, где они прожили более пяти десятилетий. Она часто окунала природные формы — например, листья и цветы — в сульфат меди, пропуская через него ток (при этом медь «цеплялась» за органический материал). Это позволяло создавать идеальные повторения форм.
В июне 2016 года её уникальная люстра с природными формами, созданная для Зейнеб и Жан-Пьера Марси-Ривьер двадцатью годами ранее, была продана на аукционе Christie’s в Париже за 1,8 миллиона евро. Это более чем в семь раз превысило её предварительную оценку.
Клод Лаланн, люстра «Растительная структура» (2012). Частная коллекция
9. Ранние работы Лаланнов были отвергнуты критиками
Первый показ работ Лаланнов критики встретили полным молчанием. «[Они] совершенно игнорировали нас; для них создание функциональных скульптур было полной чушью», — сказала Клод Лаланн в 2013 году. И всё же супруги не сдались, и вскоре их работы были повсюду — от фотографий в журналах до самых модных парижских галерей.
Во время своей долгой карьеры Лаланны пользовались успехом в мире моды. Клод работала с Ивом Сен-Лораном, Юбером де Живанши, Карлом Лагерфельдом, Марком Джейкобсом, Джоном Гальяно и другими.
Первый показ работ Лаланнов критики встретили полным молчанием. «[Они] совершенно игнорировали нас; для них создание функциональных скульптур было полной чушью», — сказала Клод Лаланн в 2013 году. И всё же супруги не сдались, и вскоре их работы были повсюду — от фотографий в журналах до самых модных парижских галерей.
Во время своей долгой карьеры Лаланны пользовались успехом в мире моды. Клод работала с Ивом Сен-Лораном, Юбером де Живанши, Карлом Лагерфельдом, Марком Джейкобсом, Джоном Гальяно и другими.
Франсуа-Ксавье Лаланн, «Расстроенная горилла» (задумана в 2007-м, отлита в 2010 году). Частная коллекция
10. Их работы собирают музеи и коллекционеры
Скульптуры Лаланнов можно называть легкомысленными, но ими восхищались и более именитые художники. Например, Марсель Дюшан и его жена Тини заказали версию бегемота-ванны. А такие музеи, как нью-йоркский Купер Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна, парижский Центр Помпиду, роттердамский музей Бойманса — ван Бёнингена хранят фантастические произведения супругов в своих коллекциях.
В последние годы произведения Лаланнов стали экспонатами крупной ретроспективы в Музее декоративного искусства в Париже и большой выставки в Тропическом ботаническом саду Фэйрчайлд во Флориде.
Их наследие по-прежнему популярно в мире моды — работы используются во флагманских магазинах модные дома Chanel, Dior и Tom Ford. Среди коллекционеров — декоратор Питер Марино, который применил скульптуры Франсуа-Ксавье в своих проектах для ювелирных магазинов Шанель, и Рид Кракофф, художественный директор Tiffany & Co.
Скульптуры Лаланнов можно называть легкомысленными, но ими восхищались и более именитые художники. Например, Марсель Дюшан и его жена Тини заказали версию бегемота-ванны. А такие музеи, как нью-йоркский Купер Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна, парижский Центр Помпиду, роттердамский музей Бойманса — ван Бёнингена хранят фантастические произведения супругов в своих коллекциях.
В последние годы произведения Лаланнов стали экспонатами крупной ретроспективы в Музее декоративного искусства в Париже и большой выставки в Тропическом ботаническом саду Фэйрчайлд во Флориде.
Их наследие по-прежнему популярно в мире моды — работы используются во флагманских магазинах модные дома Chanel, Dior и Tom Ford. Среди коллекционеров — декоратор Питер Марино, который применил скульптуры Франсуа-Ксавье в своих проектах для ювелирных магазинов Шанель, и Рид Кракофф, художественный директор Tiffany & Co.
Франсуа-Ксавье Лаланн, «Носорог IV» (2001). Частная коллекция
После кончины Клод в апреле 2019 года в возрасте 93 лет президент Франции Эммануэль Макрон и его жена Брижитт выпустили заявление с соболезнованиями. В нём сказано, что Лаланы объединили «воображение, юмор и поэзию», создав произведения «восхитительно узнаваемые и функциональные».
По материалам официального сайта аукционного дома Christie’s, artnet. News и ряда других источников