Принцесса на горошине
Ники де Сен-Фалль была дочкой французского аристократа и богатой американки. Ее детство проходило в родовых замках бабушки и дедушки, а позже — в роскошной квартире в Нью-Йорке. И с самых ранних лет Ники бунтовала против родителей, их образа жизни, лицемерия, буржуазных привычек и пуританских взглядов. Глядя в огромный шкаф с бельем матери, она заявляла, что никогда не будет так жить. За обедом кривлялась и дурачилась, чтоб ее отправили есть на кухню со слугами — там было куда интересней. В католической школе выкрасила гениталии на статуях в красный цвет — из школы Ники исключили. Она возмущалась, когда ей запрещали приближаться к темнокожим в магазинах и на улицах. Ей все время казалось, что она живет самой скучной и невыносимой жизнью. Уже во взрослом возрасте Ники написала книгу, в которой призналась, что в детстве стала жертвой сексуальных домогательств отца, а матери боялась до оторопи — та была жесткой и деспотичной. Признайся она в этом раньше, ей бы никто не поверил — родителей Ники в свете считали очень обаятельными, приятными и порядочными людьми.
Неудивительно, что Сен-Фалль жаждала самостоятельности: в 16 она уже была фотомоделью в журналах Life Magazine и Vogue, а в 18 вышла замуж за будущего писателя Гарри Мэтьюса. Но тогда он собирался стать дирижером, а она — актрисой. Оба оказались непонятыми богемными артистами-мятежниками для своих респектабельных зажиточных семей, а потому, неожиданно получив наследство, сбежали от родителей подальше, за океан, во Францию. За 10 лет, что Гарри и Ники были вместе, они пережили по-настоящему счастливые моменты — рождение детей, путешествия и походы по музеям и соборам, наслаждение французскими улочками, кафе, кинотеатрами, атмосферой города, такой близкой и вдохновляющей по сравнению с Нью-Йорком. Но пришлось им пройти и через тяжелые испытания. Позже, в интервью галерее Тейт Гарри назовет несколько лет их совместной жизни абсолютным кошмаром.
Ники собирала камешки, ветки, цветы и семена в больничном саду — и делала из них коллажи. Тогда к ней впервые приходит осознание, что творчество способно трансформировать самые черные мысли и, в буквальном смысле, спасать от страданий и безнадежности. Тогда впервые Ники чувствует, что занимается тем, чем должна.
Рыцарь в ржавых доспехах
Жан Тэнгли вырос совсем в другом мире: его отец был кладовщиком, а мать — домашней прислугой в Базеле. Но для того, чтоб бунтовать против семьи и несправедливого мироустройства, вовсе необязательно быть сыном аристократов. Например, 14-летнего Тэнгли полиция снимала с поезда, на котором тот собирался уехать в Албанию и воевать против фашистской Испании. Он был единственным ребенком в семье и не очень любил учиться. Все время, свободное от штудирования правил грамматики и математических формул, он проводил в лесах, где из металлолома и прочего мусора собирал непонятные механизмы, которые управлялись течением лесного ручья или ветром, гремели и скрипели. Конечно, он не думал об этом как об искусстве — он чувствовал себя изобретателем, инженером, механиком, но уж точно не художником.В 16 лет Тэнгли берется за дело — оформляет витрины магазинов. Делает это так изобретательно, что горожане приходят просто посмотреть на его проволочных манекенов. С другой стороны, работником он оказался безответственным и совершенно не способным к дисциплине, поэтому не продержался на работе и двух лет. Однако сумел зарекомендовать себя виртуозным мастером с нестандартными идеями — и знаменитый базельский декоратор берет его в свою мастерскую и содействует поступлению Жана в Базельскую школу искусств и ремесел.
Тэнгли было 27 лет, когда он прибыл в Париж вместе с женой, скульптором Евой Эппли. К тому времени у них не было ни копейки денег, но была двухлетняя дочь, которую перед отъездом они предусмотрительно оставили у бабушки и дедушки, и кое-какие знания о самых интересных безумцах в искусстве: дадаистах, сюрреалистах. И им срочно нужно было туда же, в этот прекрасный город, в эти богемные кварталы и дешевые, тесные мастерские, где рождалось новое искусство.
Дом с садом
Начиная с середины XIX века любому прибывающему издалека в Париж художнику нужен был свой переулок. Тесное жилье без удобств здесь должно стоить копейки, нужен небольшой сад для творческих экспериментов, на улице должны бродить бездомные коты и полуголодные коллеги с этюдниками, здесь дурно пахнет и неподалеку найдется несколько кафе и баров, где наливают в долг, а уголь можно красть в больнице неподалеку. В 60-е годы XX века таким переулком был тупик Ронсан. Здесь жили и работали Константин Бранкузи, Ив Кляйн, Марсель Дюшан и многие другие.Первым важным подарком, который Жан сделал Ники, было ружье. Она палила по огромным объемным коллажам в саду их общего дома, мешочки с краской, прикрепленные к поверхности коллажей, лопались от выстрелов — краска разливалась по белой поверхности, по фигурам святых, по куклам, клеткам, старой обуви, обломкам мебели, которые вперемешку располагались на подготовленной поверхности. «Расстрелянные картины» сделают Ники знаменитой — критик Пьер Рестани, автор манифеста группы «Новый реализм» приглашает Ники присоединиться к ее участникам и покупает несколько «Расстрелянных картин».
Эксперименты с ружьем увлекают Ники совсем ненадолго, и вскоре она находит нужные образы для того, чтоб говорить о самом важном — начинает создавать фигурки женщин-богинь, которые называет «Nana» (самый близкий перевод — «цыпочки», во французском сленге, как и в русском, слово для неформального разговора о женщинах). Теперь во дворе дома в тупике Ронсан Жан собирает свои железки в головоломные механизмы, а Ники разрисовывает груди и необъятные зады своих Нан яркими узорами. Он готов помогать ей с опорой, каркасом, надежным масштабом, она убеждает его добавить в работы красок и радости. Его скульптуры — чистая мальчишеская радость, мужская изобретательность, восторг от того, что «все вертится», ее скульптуры — женская витальность, объемность, покой и равновесие. Очень скоро они поймут, что просто созданы для совместной работы.
Любовная битва
Первую совместную работу Жану Тэнгли и Ники де Сен-Фалль предложил директор Музея современного искусства в Стокгольме. В течение 6 недель по 16 часов в сутки за огромным экраном, скрывающим работу от посетителей музея, они вдвоем и шведский художник Пер Олоф Ультвед строили огромную скульптуру, которую назвали «Hon en Katedral» (Она — собор). Это была 28-метровая фигура лежащей женщины с согнутыми ногами, в которую можно было войти. Через влагалище, конечно. Директор музея Понтус Хультен серьезно рисковал и шутил, что после этого проекта его, скорее всего, уволят, поэтому нужно выложиться на полную. А потому добровольно взял на себя роль подмастерья: орудовал на площадке то молотком, то пилой.Понятно, что уже в следующем году для Всемирной выставки в Монреале Тэнгли и Сен-Фалль попросили сделать общий проект для французского павильона. Парк скульптур «Фантастический рай» сейчас установлен в Стокгольме, но впервые был представлен публике на крыше французского павильона в Монреале: 9 скульптур Ники и 6 машин Жана. «Это была любовная битва между моими Нанами, моими животными и его машинами», — вспоминала Ники.
В это время Тэнгли и Сен-Фалль редко остаются вместе надолго. Работая над какими-то личными проектами, они часто не видятся месяцами. Их отношения были крепкими, сильными, завязанными на редком взаимном творческом восторге и глубокой привязанности, но и на безумных ссорах и истериках. Энергию для своего искусства они черпали в любом личном столкновении — будь то оскорбления, насилие или страстные признания и работа бок о бок. Их отношения совершенно не исключали увлечений на стороне. Все эти годы оба поддерживали дружеские отношения и с первой женой Тэнгли Евой Эппли, а первый муж Сен-Фалль Гарри подбрасывал немалые деньги для реализации их грандиозных проектов. В 1969 году у Тэнгли родился ребенок от другой женщины, и вдруг в 1971 они с Ники поженились, а уже в 1973 решили жить раздельно. Но даже разъезжаясь по разным домам, эти двое вовсе не собирались прекращать совместной работы — никакие новые пассии и дети не станут для них помехой.
Циклоп и Императрица
Левацкие взгляды были достаточно распространенным настроением богемных обитателей парижского Монпарнаса в 1960-х. Тэнгли и Сен-Фалль настолько одержимы доступностью искусства, что все полученные от богатых коллекционеров деньги вкладывают в общественные проекты, масштабируют свои скульптурные эксперименты до уровня архитектуры: его монстроватый дом-механизм-скульптуру «Циклоп» в предместье Парижа, а позднее — ее грандиозный парковый комплекс «Парк Таро» в Италии.Для 22-метрового «Циклопа», внутри которого можно ходить и запускать механизмы, Ники делает внешнюю часть, лицо, облицовывает поверхность кусочками зеркал. Работа ведется средневековыми методами: веревки, усилия нескольких человек, чтоб поднять тяжелые куски металла вверх. Изо рта циклопа по языку течет вода, зелень окружающих деревьев отражается в зеркальной поверхности лица, он практически сливается с лесом, но прячет в себе мощный механизм и лабиринты лестниц. Над этим проектом Тэнгли, Сен-Фалль и их помощники работают 15 лет.
Жан Тэнгли варит каркасы будущих фигур из металлических прутьев, ругается, что ему надоело быть рабом-чернорабочим для Ники, но все равно приезжает, а когда у нее заканчиваются деньги, покупает одну из ее работ. Конечно, Сен-Фалль работает не одна — у нее теперь целый штат учеников и специалистов: керамисты, мозаичники, сварщики. Жители Тосканы с ужасом наблюдают, как по соседству с их домами сначала вырастают металлические монстры, потом их покрывают сетками, заливают бетоном. И, наконец, 20 лет спустя на тосканских холмах вырастает сад с 22 фигурами, разрисованными яркими узорами. Он станет любимым местом отдыха для местных и объектом паломничества для туристов.