Его называют самым ярким представителем паблик-арта: работы Жауме Пленса, выполненные из стекла, железа, дерева, пластика, бронзы, искусственного мрамора украшают парки, площади и галереи городов, которые находятся в США, Канаде, Испании, Франции, Японии, Англии, Германии, Кореи. И везде вызывают восхищение: вероятно, потому, что он интуицией художника чувствует зрителя и говорит с ним на универсальном языке искусства. В интервью Пленса не раз повторял, что для него скульптура — лучший способ задать вопросы. В мае мастер впервые посетил Украину и в рамках встречи с журналистами и зрителями в киевском M17 Contemporary Art Center сам дал ответы на многие из них.
Жауме Пленса родился в Барселоне в 1955 году, получил образование в Школе прикладного искусства Лотья и Королевской академии изящных искусств Сант-Жорди, при которой находится музей с богатейшей коллекцией каталонской и испанской скульптуры, живописи и графики Мариано Фортуни, Антонио Гауди, Пабло Пикассо и других мастеров. Неудивительно, что ее выпускник, шагнув за порог alma mater, отправился покорять мир.
Жауме Пленса
В 1980-м в Барселоне состоялась первая выставка его работ. С тех пор он жил и творил в Германии, Бельгии, Англии, Франции, США, преподавал в парижской École nationale supérieure des Beaux-Arts, постоянно сотрудничает с The Art Institute of Chicago, а также с другими учебными заведениями мира в качестве приглашенного профессора. Кстати, именно в США, где Жауме провел более 30 лет, в 2004 году в Millennium Park он представил один из своих самых грандиозных проектов — интерактивный «Краун фонтан» — видео-инсталляцию, размещенную на огромных экранах-фасадах, из которых выплескиваются струи воды.
Работу «Мечты Джулии», созданную в рамках этого проекта, он привез в Киев.
Маэстро рассказал о ней и о самой идее нестандартного арт-объекта: «Я фотографировал лица тысяч людей, которые живут в Чикаго, чтобы создать мозаику лиц — образ этого города. Мне очень понравился результат, и я понял, что должен работать в этом направлении, но именно с лицами молодых женщин и девочек. Потому что считаю, что память и будущее — женского пола: именно у женщин есть возможность перенести традиции в будущее. После 2004 года я продолжил эту работу. В основном мои героини были анонимны. Они приходили ко мне в студию утром в субботу, когда никто из них никуда не спешил, и мы вместе с техническими специалистами их фотографировали. Интересно то, что именно эту женщину, Джулию, я запомнил — даже ее запах, оставшийся после того, как она ушла. Ее больше не существует, прошло много лет…»
Маэстро рассказал о ней и о самой идее нестандартного арт-объекта: «Я фотографировал лица тысяч людей, которые живут в Чикаго, чтобы создать мозаику лиц — образ этого города. Мне очень понравился результат, и я понял, что должен работать в этом направлении, но именно с лицами молодых женщин и девочек. Потому что считаю, что память и будущее — женского пола: именно у женщин есть возможность перенести традиции в будущее. После 2004 года я продолжил эту работу. В основном мои героини были анонимны. Они приходили ко мне в студию утром в субботу, когда никто из них никуда не спешил, и мы вместе с техническими специалистами их фотографировали. Интересно то, что именно эту женщину, Джулию, я запомнил — даже ее запах, оставшийся после того, как она ушла. Ее больше не существует, прошло много лет…»
«Эта скульптура — не о мечтах какой-то одной женщины, а о мечтах каждого из нас, — говорит автор. — В этой работе для меня важно совмещение двух видов искусства: фотографии и скульптуры. Фотография — всегда что-то эфемерное, мгновенное, то, что изменяется. А скульптура — нечто эпичное. В таком противостоянии и заключается красота этого искусства. Я начинаю работать с фотографией, потом изображение переходит в камень, камень — в бронзу. Я работаю с материалами, они понемногу утрачивают запах, память, но все же доносят ее до нас. Именно потому я считаю, что эта работа — уже не объект искусства, а место, где мы находимся».
В 2012-м в Рио-де-Жанейро на пляже Ботафогу была установлена его двенадцатиметровая скульптура «Видеть мои мечты» — голова четырнадцатилетней девочки с закрытыми глазами, выполненная из искусственного мрамора. По словам Пленса, так он хотел пробудить в людях желание мечтать.
Видеть мои мечты
Полиэфирная смола и мраморная пыль, 1200×437×351 см
Полиэфирная смола и мраморная пыль, 1200×437×351 см
С конца 2018-го в Мадриде, на Plaza de Colón находится его «Джулия»: там ее можно будет увидеть до 20 декабря 2019 года.
Но более всего Жауме Пленса знаменит своими скульптурами-инсталляциями в виде фигуры человека, созданного из букв, света и звука.
«Какой посыл несут буквы в ваших работах?» — этот вопрос регулярно задают автору. «Буквы для меня — воскрешение памяти о детстве: мой отец очень любил книги, у нас всегда их было много, мы постоянно ходили в книжные лавки, читали и возвращали. Сначала я использовал в работах целые тексты, например, части стихотворений. А потом понял, что можно посмотреть на текст как на биологический аспект: как наше тело состоит из клеток, так и текст — из букв. Самая маленькая клетка текста — буква: буквы объединяется в слова, слова — в стихотворения, создавая культуру. Один человек ничего не значит, а когда мы говорим о семьях и обществе — это уже нечто большее: можно создать регион, страну. Сначала я использовал только свой алфавит — латинский, но потом начал знакомиться с людьми из разных стран, которые использовали разные алфавиты. Я не говорил на этих языках, но знал отдельные буквы и сочетал их», — говорит Жауме Пленса.
Светящиеся изнутри люди Жауме Пленса украшают улицы и музейные залы.
«Эти скульптуры — мой автопортрет
, но без бороды», — говорит Пленса о «человеке, обнимающем дерево жизни», которого он повторил в различных вариантах бесчисленное количество раз. Его люди и деревья в полном смысле слова захватили планету, поселившись в разных ее уголках. Идея, связанная с древом жизни, не нова: она интересовала еще средневековых алхимиков, которые считали, что человек после смерти соединяется с универсумом при помощи космического древа, вырастающего из его умершего тела. Стремление Жауме Пленса вписать произведения в окружающее пространство наделило их новым смыслом: за счет полупрозрачности материала и плавной формы они становятся органичной частью ландшафта или музейного пространства.
Сердце деревьев V. 2007 год
Сегодня Пленса живет и творит в Барселоне. Он — обладатель многочисленных национальных и международных наград, в том числе премии Marsh Award for Excellence in Public Sculpture, которую получил в Лондоне в 2009-м за работу «Мечта».
"Мои выставки начинаются тогда, когда шоу заканчивается. Потому сначала все говорят: «Зачем нам это нужно? Это пустая трата денег, которые можно использовать, например, на больницы». Но когда выставка завершается, они спрашивают: «Зачем вы ее забрали? Было отлично!» Оказывается, важно то, чего нам недостает — в том и красота. Если художник будет создавать искусство ради чего-то, возможно, он перестанет быть художником. Какова функция искусства? Наверное, в том, чтобы творить красоту. Мы создаем то, что впечатляет, чтобы люди смогли улыбнуться, почувствовать себя счастливыми, когда смотрят на эти работы", — рассуждает скульптор.
"Мои выставки начинаются тогда, когда шоу заканчивается. Потому сначала все говорят: «Зачем нам это нужно? Это пустая трата денег, которые можно использовать, например, на больницы». Но когда выставка завершается, они спрашивают: «Зачем вы ее забрали? Было отлично!» Оказывается, важно то, чего нам недостает — в том и красота. Если художник будет создавать искусство ради чего-то, возможно, он перестанет быть художником. Какова функция искусства? Наверное, в том, чтобы творить красоту. Мы создаем то, что впечатляет, чтобы люди смогли улыбнуться, почувствовать себя счастливыми, когда смотрят на эти работы", — рассуждает скульптор.
Мечта, 2012 год
«Например, в Северном Ливерпуле прекрасный проект появился благодаря горнякам: были годы, когда Маргарет Тэтчер реформировала эта сферу, и многие остались без работы. Они искали мастера, чтобы реализовать свой проект, и пришли ко мне с предложением сделать это. Я понял, что им недоставало красоты.
Они сказали: „Представь себе, что ты находишься на глубине 300 метров под землей — там, где кромешная ночь, и свет становится твоей мечтой“. Они хотели создать этот проект ради будущего, ради своих детей. Это и моя миссия, чтобы каждый чувствовал себя счастливым. В следующем году — десятилетие с момента создания скульптуры, и люди будут праздновать эту дату, потому что „Мечта“ что-то изменила в их жизни и принесла красоту в ту местность, где нельзя было увидеть ничего прекрасного», — рассказал Пленса.
Они сказали: „Представь себе, что ты находишься на глубине 300 метров под землей — там, где кромешная ночь, и свет становится твоей мечтой“. Они хотели создать этот проект ради будущего, ради своих детей. Это и моя миссия, чтобы каждый чувствовал себя счастливым. В следующем году — десятилетие с момента создания скульптуры, и люди будут праздновать эту дату, потому что „Мечта“ что-то изменила в их жизни и принесла красоту в ту местность, где нельзя было увидеть ничего прекрасного», — рассказал Пленса.
На 56-й Венецианской биеннале в 2015 году Жауме Пленса получил награду Global Fine Art Award за лучшую публичную наружную инсталляцию.
«Иногда наши руки — самые большие стены. Они могут закрывать нам глаза, и мы можем не видеть многого из того, что происходит вокруг нас… Для меня это навязчивая идея — создать красивый объект с посланием внутри», — эти слова Жауме Пленса — о работе «За стенами», которая сегодня выставлена в нью-йоркском Rockefeller Center.
За стенами, 2018
Полиэфирная смола и мраморная пыль, 750×278×310 см
Полиэфирная смола и мраморная пыль, 750×278×310 см
Другая скульптура — «Анна» — до 3 ноября 2019-го будет находиться в Montserrat Museum в Барселоне.
Анна, 2018
Нержавеющая сталь, 400×282×382 см
Нержавеющая сталь, 400×282×382 см
Кроме скульптурных работ, в коллекции маэстро Пленса немало рисунков.
«Скульптура в контексте архитектуры дает нам политическое убежище, где мы чувствуем себя защищенными и можем говорить с собой… Я забочусь не о размере работы, а о том, чтобы передать ощущение духа места, где она будет представлена. Может показаться, что возникает противоречие между нежностью, хрупкостью, тем, что ее легко сломать, — и большими размерами работы, но это не так. Например, в Канаде был представлен проект: прозрачная голова, сделанная не из цельного материала, а состоящая из отверстий, и зритель мог войти в нее. Когда вы видите, что за ней стоит 300-метровое сооружение, нет ощущения, будто вы смотрите на предмет искусства: вы чувствуете себя внутри контекста», — уверяет Жауме Пленса, чьи работы меняют представление о пространстве, приглашая стать частью объекта. Ведь только в этом случае, по мнению автора, произведение наполняется смыслом и содержанием.
Невидимые, 2018 год
Нержавеющая сталь, 650×400×500 см
Нержавеющая сталь, 650×400×500 см
Материал подготовлен при поддержке M17 Contemporary Art Center.
Фотоматериалы взяты с официального сайта Жауме Пленса.
Фотоматериалы взяты с официального сайта Жауме Пленса.