• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Удивляй и властвуй. Интервью с художником-иллюзионистом Олегом Шупляком

Мне нравится23  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
Этот художник, живущий в крошечном городке Бережаны (Тернопольская область, Украина) выставлял свои работы во Франции и США, Корее и Японии, Великобритании и России. Но самая большая армия его поклонников — в интернете. Он с одинаковым удовольствием пишет Уильяма Шекспира и Джона Леннона. Осенние листья издали выглядят у него птичкой, украинский пейзаж — портретом Тараса Шевченко, а гигантская рыбина скрутилась так, что напоминает Эрнеста Хемингуэя… Всякий, кто видит эти чудо-картины, тут же восторженно рассказывает о них в соцсетях. «Артхив» рассказывает еще и об их авторе! А автор Олег Шупляк — о своем творчестве.

О смысле оптических иллюзий

— Мир — разнообразный и интересный, он сложнее, глубже и содержательнее, чем кажется на первый взгляд. Своими «двоевзорами» я пытаюсь привлечь зрителя к творческому сотрудничеству с автором, дать возможность почувствовать радость открытия чего-то нового, изменить стереотипность мышления.
  • Девушка, которая читает Дали.
  • Гениальность и глупость.
Сальвадор Дали. Рынок рабов с исчезающим бюстом Вольтера
Сальвадор Дали. «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера», 1940-й год.
Олег Шупляк увидел эту картину, будучи студентом. Удивился, восхитился и понял, что задачи искусства не ограничиваются воспроизведением, копированеим реальности. Создавать чудеса — вот достойная и нескучная задачка для художника, решил он.
Сам Дали об этой своей картине говорил, что, когда писал ее, заставлял ненормальное выглядеть нормальным, а нормальное — ненормальным. Ненормального на полотнах Шупляка, кажется, нет. А вот обыкновенное всякий раз превращается у него в необычное.

О рождении идей

 — Это похоже на грозу. Сначала собираются тучи, а потом, будто удар молнии, приходит идея. Идея играет ключевую роль в этом жанре. Как она приходит — мне неизвестно, это тайна. Но точно знаю: идея не приходит к тому, кто ее не ждет и не напрягает мозги.
  • Автопортрет под липами.
  • Автожарж с музой.

О сюрреализме за пределами творчества

 — В жизни я очень обычный человек. Наверно, вся фантазия уходит в работы. Я не критикую тех художников, которые, как, например, Сальвадор Дали, дополняют или усиливают свое творчество экстравагантным видом или другой чудаковатостью. Но как художник я, прежде всего, встречаю по работе, а уж потом — по одежке.
  • Дух свободы.
  • Тарас Шевченко.

О портретах Тараса Шевченко

 — Самая первая моя картина-иллюзия была написана в 1991-м году. Тогда Украина стала независимой, и я хотел создать что-то необычное. И я почти 20 лет никому не показывал тот портрет. Поэтому то, что я не раз писал Шевченко, нельзя назвать моим откликом на рыночный спрос.
И Шевченко — такой молодой

2014- й — год 200-летия Тараса Шевченко, украинского поэта и художника. Логотип для юбилейных торжеств выбирали на конкурсе: 100 художников прислали 208 эскизов. Победил вот этот, предложенный Олегом Шупляком. Он и стал символом чествования национальной культурной иконы.

О своих героях

 — Очень хорошо, чтобы персонажи были узнаваемы. Тогда зрителю легче прочитать картину.
Занимательное искусствоведение

В серии, посвященной великим художникам, Шупляк старается не просто воспроизвести мотивы их творчества, но и максимально приближается к их стилю — как вот в этом портрете Гогена в стиле… Гогена!

Между прочим, Олег Шупляк работает учителем в детской художественной школе. Можно не сомневаться, что, во-первых, его ученикам на уроках скучать не приходится, так же, как и посетителям его выставок — и те и другие имеют дело с талантливым фокусником. А, во-вторых, — что о художниках прошлого и их творческой манере он рассказывает с большим знанием дела. Да и показать ему есть что.
«Двойной портрет Ван Гога»:
  • Иван Айвазовский.
  • Портрет Бугро в его стиле.
Впечатления Олега Шупляка от Клода Моне:
«Купальщицы на фоне Сен-Виктуар в присутствии Сезанна»:
  • «Стыдливый Ренуар».
  • «Танцующий Ренуар».
«Портрет Вакулы»

Олег Шупляк говорит, что специально созданию картин-иллюзий, эдаких живописных ребусов с изрядной долей мистики, нигде не учился — просто потому, что такому не учат. Но он закончил архитектурный факультет Львовского политехнического университета и считает, что архитектурное образование помогло ему в создании «двоевзоров» — картин с двойным изображением и двойным (не меньше!) смыслом: архитектура — это тоже синтез различных искусств плюс хорошо развитое пространственное воображение.

О реакции зрителей

 — После моей «персоналки» в Киеве несколько лет тому назад одна «почитательница искусства» на полном серьезе написала мне гневное письмо приблизительно такого содержания: мол, мои работы нужно запретить, потому что они очень сильно влияют на психику, разрывают сознание и нарушают восприятие реальности. Это, наверное, был лучший отклик с этой выставки.
  • Отсутствие Джона.
  • Загадочная Мерилин.

О правильном восприятии оптических иллюзий

 — Эти картины рассчитаны на то, чтобы осматривать их в выставочном зале. Тогда они воспринимаются по «правильной схеме»: сначала человек рассматривает сюжет, а уже потом, отойдя на определенное расстояние, — видит портрет. В интернете все происходит наоборот: зритель на маленькой превьюшке сначала видит портрет, а, уже увеличив его, рассматривает детали. Это лишает зрителя неожиданности, сюрприза. Это все равно, что читать книгу, начиная с последней страницы. Иногда встречаю отзывы вроде: «Никакого скрытого содержания в картинах нет — все видно сразу». Но тут ничего не поделаешь.
«Научная» серия Олега Шупляка: Коперник, всматривающийся во Вселенную; Ньютон в саду идей; «Дарвин между наукой и религией; подглядывающий Фрейд:

О предпочтениях

 — Любимые художники, картины — они каждый раз разные. В разное время я увлекался разными творцами, шедеврами, и они все для меня ценны — каждый по-своему, как и каждый мазок удачной картины. Только картина — это мое целостное восприятие мира и искусство. Так же и с цветом: для меня нет лучшего или худшего, а есть любимый — тот, который удачно положен рядом с другими на полотне.
Портрет Льва Толстого, составленный из сюжета его романа «Анна Каренина:
  • Эрнест Хемингуэй.
  • Уильям Шекспир. «Отелло».
Благодарим художника за пояснения — мысли о творчестве, которыми он поделился с «Артхивом», и желаем ему не терять иллюзий и дарить нам новые работы!

Главное фото в материале: автопортрет Олег Шупляка.
Автор: Наталья Кандаурова
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится23  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

alibaba49 АлиБеков
, 2 сентября 2014 05:02 1
... спасибо за знакомство с художником Олегом Шупляком ... !!!
... очень неплохо ...,испытал некоторое удивление ,быть может,
даже удовольствие ... !!! ...А.П.
Зинаида Петренко
, 6 сентября 2014 07:32 1
Какой необыкновенный художник! Очень интересно. Действительно, от его картин начинается раздвоение в сознании. Это странно и интересно.
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: