войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel

Золотые руки мастеров — это ещё не все, за что любят Chanel. Их продукция умеет рассказывать истории… Коромандельские ширмы, самый известный и любимый предмет Великой Мадемуазель, не перестает вдохновлять дизайнеров и парфюмеров Модного Дома. Смотрим, как у них получилось проникнуться восточным искусством и превратить его в драгоценности, духи и часы Chanel.
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel

Почему ширмы?

Имея вековую историю, ширма так и остается самой загадочной и самой обделенной вниманием деталью интерьера. На родине, в Китае, верили, что у ширмы есть душа, ей придавали глубокое эстетическое значение. Ширма здесь считалась источником вдохновения, импульсом для интеллектуальной деятельности и воплощением красоты. Их украшали традиционными пейзажами, бытовыми сценками, записывали изречения мудрецов и поэтические строки.
Китайцы изготавливали ширмы по особой технологии с использованием лакового декора. Сырьем для этого

Китайцы изготавливали ширмы по особой технологии с использованием лакового декора. Сырьем для этого им служило лаковое дерево Rhusvemicifera, распространенное в диком виде только в Китае. Из него получался настоящий восточный лак, не имеющий ничего общего с его европейской имитацией.

Среди лаковых ширм самыми лучшими считаются коромандельские, появившиеся в эпоху Мин, и славящиеся своим прорезным декором, перламутром и черным лаком. Работа архисложная: одного только лака могло наноситься до 200 слоев, затем тонкая ручная резьба, инкрустация… Плюс волнение души мастера, трепетно относившегося к каждой работе, а также особый настрой, философия: каждая работа «вбирала» в себя еще и опыт, мудрость предков.

Это загадочное слово «коромандель»

Что же означает термин «коромандель»? Коромандельскими ширмы стали называться по месту их массового экспорта на Коромандельский берег полуострова Индостан. Оттуда их перегружали на ост-индские суда и отправляли в Европу. Хотя побережье Индии и не имеет никакого отношения к производству ширм, его название стало ассоциироваться с товаром, который вскоре покорил воображение европейцев.
Коромандельская ширма (фото)
Коромандельская ширма (фото)

Вдохновение для Великой Мадемуазель

Красота коромандель смогла покорить икону стиля, женщину с взыскательным вкусом, раз и навсегда изменившую женский облик — Коко Шанель.

«Когда я впервые увидела коромандельскую ширму, я вскрикнула: „Как это красиво!“ Ни одна другая вещь никогда не вызывала у меня такой реакции»

Пристрастил Шанель к древнему китайскому искусству любовь её жизни Артур Кейпел, или просто «Бой». Некоторые из ширм украшали изображения любимой Коко камелии. Сегодня этот цветок — одна из самых узнаваемых эмблем Дома CHANEL. В нежной, изящной камелии много притягательного и общего с самой Габриэль, а главное, камелия — первый цветок, подаренный ей Боем.
Коко Шанель и Артур «Бой» Кейпел (фото)
Коко Шанель и Артур «Бой» Кейпел (фото)
«Я влюблена в китайские ширмы с 18 лет… Я чуть было не упала в обморок от восторга, когда впервые увидела коромандель в китайском магазине… И первое, что я купила, были эти самые ширмы…»
Из книги «Одинокая Шанель» Клод Делэ
Коко Шанель на фоне коромандельских ширм (фото)

У Коко Шанель собралась целая коллекция из 32 коромандельских ширм. Они украшали её апартаменты на улице Камбон и сюит в отеле «Риц» в Париже. Габриэль возила ширмы с собой повсюду: она старалась (особенно после смерти Боя) окружить себя ими, где бы ни останавливалась. Тем не менее, часть коллекции впоследствии раздарила.
Примечательно, что Великая Мадемуазель использовала ширмы не по назначению. Снятые с петель, они покрывали стены вместо обоев, маскировали ненавистные Шанель двери — символ всех ушедших и не вернувшихся, — и превращали помещение в лабиринт.
Гостиная почти вся оформлена коромандельскими ширмами.
Гостиная почти вся оформлена коромандельскими ширмами.
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
«Шанель — это не мода. Шанель — это стиль».

А стиль — это тонкое искусство индивидуальности. Габриэль виртуозно сочетала противоположности как в своем характере, в творчестве, так и в интерьере. Она легко смешивала эпохи и стили, придавала новизну старому, находила идеальный баланс между прошлым и будущим. И китайские ширмы в квартире царящего барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
Читать дальше
на улице Камбон не выглядят странно. Наоборот, коромандельское искусство придает европейскому дизайну особый шарм.
Шанель любила позировать для фото рядом с ширмами, причем стараясь как бы раствориться в резном пейз
Шанель любила позировать для фото рядом с ширмами, причем стараясь как бы раствориться в резном пейзаже (фото).
«Если приглядеться как следует, то можно потеряться в замысловатых сюжетах, заблудиться среди лодок

«Если приглядеться как следует, то можно потеряться в замысловатых сюжетах, заблудиться среди лодок и мостиков, грациозных женщин, склонившихся над водой, змеев и драконов, рассекающих небо над единорогами и слонами, среди деревьев с белой, как кружево, листвой и вечно цветущих камелий» — Жюстин Пикарди, биограф Шанель.

Ширмы, став частью фирменного стиля Шанель, продолжали его формировать. Принт в виде коромандельского узора скрывался на подкладке жакета из коллекции Haute Couture, представленной в 1958 году.
Три пальто Карла Лагерфельда для коллекции Haute Couture Осень-Зима 1996 года были полностью покрыты
Три пальто Карла Лагерфельда для коллекции Haute Couture Осень-Зима 1996 года были полностью покрыты вышивкой коромандель (фото)
Ширмы то и дело украшали модные показы, служили фоном для рекламных снимков кампании. И продолжают вдохновлять Дом CHANEL на новые творения…

Драгоценные узоры

В 2018 году вдохновляющая история коромандельских ширм воплотилась в коллекции высокого ювелирного искусства Les Coromandels de Chanel. Лаковая поверхность створок с райскими птицами, художественными пейзажами, узорами, фирменной камелией благодаря искусной работе мастеров превратилась в драгоценности. Всего 59 предметов, из которых 24 — уникальны, выполнены в одном экземпляре. Это самая восточная коллекция из всех, что можно увидеть у Chanel.
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
Коромандель — удивительная техника. Она позволяет имитировать любые поверхности, любые фактуры. Chanel умело воспользовались этими трюками, чтобы создать несколько украшений с эффектом «дерева».
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
По форме украшения напоминают китайский веер с жемчужной нитью. В них учтены главные характерные черты коромандельских ширм: черный лак, перламутр, традиционный узор. Кажется, будто это осколки от одной из тех самых ширм на улице Камбон. Вся коллекция выдержана в едином ритме повторяющихся прямоугольных створок.
Качественная вещь требует творческого подхода, терпения, энергии и мастерства… Эти принципы Коко свято чтят и используют для создания моделей высокого ювелирного искусства по сей день. Каждое изделие создается исключительно вручную, что заряжает его особой энергетикой и делает его ещё более уникальным.
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
Узоры на украшениях делятся на три главные темы. «Флора» представлена камелиями из сапфиров и цаворита, «фауна» — объемными птицами, «минералы» — это турмалин и изумруды, рубиновые бусы и насыщенный черный оникс. Ну, а бриллиантовый графический узор с сине-зеленой эмалью отсылает к эпохе ар-деко


Ар-деко (от французского art déco — «декоративное искусство») – очередной виток развития стиля модерн, обусловленный стремительной промышленной революцией начала XX века. Для стиля ар-деко характерна обтекаемая геометрия эпохи технического прогресса, чистые и сильные линии, стилизованные мотивы, строгая эстетика новых материалов и механизации, пришедшая на смену замысловатым природным формам и драгоценным материалам ар нуво и модерна. Следуя за археологическими находками своего времени, этот сугубо декоративный стиль также вобрал в себя элементы изобразительного искусства классической античности, Египта и культуры ацтеков.

 
Читать дальше
и времени расцвета Дома Chanel.
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel

Запах лаковых ширм

Старинные деревянные вещи всегда обладают характерным запахом. Именно его в 2012 году попытался воспроизвести парфюмер Кристофер Шалдрейке, создавая духи Coromandel. В верхние ноты этого восточного аромата вошли цитрусы, горький апельсин, нероли, в средние — жасмин, роза, пачули, ирис, а базу составили ладан, олибанум, бензоин, древесные ноты, мускус, таитянская ваниль и белый шоколад.
Chanel — Coromandel (фото)
Chanel — Coromandel (фото)
Главную роль по задумке автора здесь играют пачули, так что аромат в целом можно охарактеризовать как «пудровые пачули». Не случайно сегодня многие ароматы обыгрывают в своем составе пачулиевые ноты, чувственные и томные, рисующие в воображении образы Востока. Аромату придается некий аристократизм, и в то же время налет плесени, что дает Коромандель тот самый запах старинной ширмы.

Коромандель в миниатюре

На что только не идут дизайнеры в порыве творческих экспериментов! Уместить фрагменты коромандельского узора с огромных ширм на маленьких циферблатах наручных часов удалось выдающейся художнице-эмалеру Аните Порше. Первая коллекция появилась в 2012 году и продолжилась в двух последующих годах, охватив почти два десятка сюжетов. А их на коромандельских ширмах ещё великое множество, так что работа вряд ли закончилась (фото ниже).
Как коромандельские ширмы стали частью Дома Chanel
По обыкновению, циферблаты для Mademoiselle Prive Coromandel Порше создавала в технике «горячей эмали» (Grand Feu) — редкой, чрезвычайно сложной и требующей времени и терпения.
Даже стрелкам непозволительно загораживать детали сюжета, поэтому их сделали прорезными.
Даже стрелкам непозволительно загораживать детали сюжета, поэтому их сделали прорезными.
Помимо композиции на циферблате, безель (вращающееся кольцо циферблата) и заводная головка часов покрыты бриллиантовым паве — украшением уникальной красоты. Его ещё называют «снежным»: огромное количество (а именно 692) маленьких драгоценных камней переливаются и напоминают сплошной снежный покров.
Рекомендуемые работы
Сергей Борисович Кривоногов. Горячий день в Испании. Консуэгра.
Горячий день в Испании. Консуэгра.
2021, 30×30 см
$160
Копия
$53
Цифровая копия
Копии
$53
Цифровая копия
Андрей Люмес. Баня
  • Реклама
Баня
2022, 60×50 см
$120
Оригинал
Татьяна Кравченко. Русалка
  • Реклама
Русалка
50×70 см
$120
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Меж двух дорог"
  • Реклама
"Меж двух дорог"
150×180 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "На теплых камнях"
  • Реклама
"На теплых камнях"
2022, 130×140 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
  • Реклама
"Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
2021, 140×160 см
$20 000
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
  • Реклама
Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
2023, 30×30 см
$249
Копия
€75
Цифровая копия
Копии
€75
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$349
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. Перетекание
  • Реклама
Перетекание
150×120 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
  • Реклама
"ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
130×130 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "В радуге"
  • Реклама
"В радуге"
2023, 120×210 см
$20 000
Оригинал
Дарья Мотовилова. Вятская Джоконда
  • Реклама
Вятская Джоконда
2024, 80×60 см
$349
Оригинал
Сотни часов усердной работы, творчества, терпения — и снова в каждой из вариаций коромандельских ширм найден баланс между изяществом и практичностью — все по заветам Мадемуазель Коко.
Источники иллюстраций в публикации:
 — Главная иллюстрация — фрагмент коромандельской ширмы (фото)
 — Интерьер квартиры Шанель на улице Камбон — Апартаменты королевы стиля: как жила Коко Шанель
 — Ювелирная коллекция Les Coromandels de Chanel — High jewellery dream и Chanel: Gabrielle Chanel’s beloved screens inspire the 'Coromandel' collection
 — Коромандельские ширмы и ювелирная коллекция — Chanel svela la nuova collezione di gioielli al Grand Palais di Parigi