• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Особо опасны. ТОП-5 художников, на которых легко ошибиться в викторинах из серии «Угадай автора» (Часть 1)

Мне нравится14  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
Этот обзор для тех, кто убивает время в интернете не за чтением новостей и раскладыванием карт таро, а тешит свое тщеславие, проходя тесты, где требуется угадать авторов картин и рисунков. Если преодолеваешь арт-дистанцию без запинки — так приятно запостить в соцсетях не очередное пляжное фото, а виртуальный сертификат о наличии эрудиции. Но есть такие вредные художники, из-за которых то и дело сходишь с дистанции. Самые известные, с самым узнаваемым стилем — но компьютер вдруг выбирает из их наследия что-то такое, что ошибаешься сразу на несколько веков. Вот вам список этих коварных личностей, на чьем творчестве очень легко споткнуться. Прочтите до конца — и будете неуязвимы!
Пабло Пикассо. Раздетая женщина в шляпе
Раздетая женщина в шляпе
Пабло Пикассо
Читайте также вторую часть нашего расследования — мы посвятили ее тайнам творчества Климта, Шишкина, Рембрандта, Уорхола и Херста. Третья же серия арт-детектива рассказывает, как не засыпаться на шедеврах Кустодиева, Репина, Рубенса, Мунка и Мондриана и угадывать их, даже если будет скрыт автограф.

Пабло Пикассо

Пикассо водит гостей по своей выставке.
— Это мой автопортрет. А это портрет моей жены.
— Надеюсь, у Вас нет детей?

Кажется, что картины Пабло Пикассо узнать проще всего. Только увидишь его работу (или услышишь его имя) — и тотчас же вспомнишь этот анекдот. Или даже что-нибудь поскабрезнее. А новость о том, что красавица Гвинет Пэлтроу сыграет в кино одну из женщин, регулярно появлявшихся на полотнах Пикассо, сама по себе звучит и выглядит как анекдот.

В общем, если глаз за ухом, а еще лучше на пятке, — это Пикассо. Что тут думать? Ну, еще голубой и розовый периоды в творчестве мастера стоит держать в голове. И иметь в виду, что Пикассо можно порой спутать с Эль Греко — первый, было время, подражал второму. Вот, как будто, и все секреты.

Но позвольте небольшой эксперимент. Представьте, что вам нужно назвать авторов четырех представленных ниже работ. Пусть в вашей черепной коробке не хранится полное собрание произведений Пикассо, зато вы неплохо разбираетесь в живописи вообще. Задачка проще простого, не так ли? Выпивающие дамы — Ренуар. Дальше: Тулуз-Лотрек, Серов и Репин. Как бы не так!
Угадать не стиль, а любимые темы Пикассо тоже не выйдет. Вот вам две работы с одноименным названием «Матадор» в его исполнении:
Пабло Пикассо. Матадор
Пабло Пикассо. Матадор
А вот картины, которые Пикассо написал юношей: прежде чем пуститься во все тяжкие и сделать, возможно, самые главные авангардистские открытия, он освоил азы реализма — и очень неплохо освоил, не находите?
Пабло Пикассо. Наука и благотворительность
Наука и благотворительность
Пабло Пикассо
1897
Пабло Пикассо. Первое причастие
Пабло Пикассо. Старый рыбак
  • Пабло Пикассо. Первое причастие, 1896
  • Пабло Пикассо. Старый рыбак, 1895
Вы уже поняли, что творческое наследие Пабло Пикассо — это полная энциклопедия изобразительного искусства, от махрового реализма до кубизма, с которым он у нас ассоциируется. Он непредсказуем. И без спецподготовки неопознаваем — вот взять рыбака: его можно приписать хоть Караваджо, хоть Эндрю Уайету. Просто удивитесь сейчас как следует и запомните еще и эти его вещи:
Если бы правда была одна, ты бы не смог нарисовать сотню полотен на одну и ту же тему.
Пабло Пикассо

Иван Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский. Зимний пейзаж
Зимний пейзаж
Иван Константинович Айвазовский
1876, 22×17 см
Море — это Айвазовский. Совершенно верно! Только не забудьте присмотреться, не похожи ли на шторм схваченные инеем деревья. Этот льдистый пейзаж — редкая вещь. Даже если брать во внимание размер, немыслимо миниатюрный, как для Айвазовского: всего 22×17 см. Да и в музеях и художественных альбомах его не встретишь. Картина кочует по частным коллекциям. Последний раз объявлялась на аукционе «Сотбис» в 2012-м году, где была продана за 435 тысяч долларов.

И еще ошибиться можно на сценках из жизни провинциальной Украины в исполнении Айвазовского. Впрочем, заподозрить мариниста и тут легко: похожего на море неба здесь намного больше, чем земли. Даже главные герои свадебной церемонии — всего лишь статисты на фоне драматичных облаков. Плюс все эти деревеньки столь изысканны и виртуозны, что кажется, будто произведения Гоголя проиллюстрировал какой-то итальянец: Айвазовский, разумеется, осваивал ремесло в Италии. Кстати, с Гоголем он познакомился в Венеции.
Иван Константинович Айвазовский. Свадьба на Украине
Иван Константинович Айвазовский. Чумаки в Малороссии
  • Айвазовский. Свадьба на Украине
  • Айвазовский. Чумаки в Малороссии
Море — моя жизнь. Проживи я ещё триста лет, всегда бы нашёл в море нечто новое.
Иван Айвазовский
Иван Константинович Айвазовский. Телега с волами зимой
Иван Константинович Айвазовский. Зимняя сцена в Малороссии
  • Айвазовский. Телега с волами зимой
  • Айвазовский. Зимняя сцена в Малороссии

Казимир Малевич

Казимир Северинович Малевич. Весенний сад в цвету
Весенний сад в цвету
Казимир Северинович Малевич
1904, 44×55 см
Сислей? Писсарро? Моне? Нет, Малевич!

Изобретатель супрематизма начинал с подражания импрессионистам. «"Главной целью Моне было не изображение теней и света, а создание картины, состоящей из теней и света», — вот какой урок взял Малевич у основателя импрессионизма, по его собственным словам.

Кстати, над импрессионистскими опытами Малевича ломают голову и искусствоведы. В 20-х годах прошлого века он несколько раз возвращался к импрессионизму, но свои работы, видимо, подписывал началом нулевых годов. Во всяком случае, картина «На бульваре» так хороша, что невозможно поверить, будто написана она в начале века, в те самые дни, когда ее автора не приняли в Московское художественное училище. Есть мнение, что Малевич вообще задним числом написал все свои импрессионистские работы, чтобы таким образом подтвердить свой тезис о том, что и его личная эволюция, и эволюция всего изобразительного искусства шла по маршруту «Импрессионизм — Супрематизм».
Живописцы должны бросить сюжет и вещи, если хотят быть чистыми живописцами. Казимир Малевич, «От кубизма и футуризма к супрематизму».
Внимание! Малевича можно спутать даже с пуантилистами Синьяком и Сёра:
Казимир Северинович Малевич. Пейзаж с желтым домом
Пейзаж с желтым домом
Казимир Северинович Малевич
1906, 19.2×29.5 см

Василий Кандинский

Василий Кандинский. Моя столовая
Моя столовая
Василий Кандинский
XX век
Нет, это не Ван Гог. И его знаменитая спальня не обнаружится, если повернете из коридора направо. Кандинский к абстракционизму тоже пришел через импрессионизм (отдав дань и экспрессионизму — отсюда его интенсивные цвета).
«Одесса. Порт», 1898 год. Тут Кандинский, кажется, подражает предтече импрессионизма Уильяму Тернеру.

Вообще-то, Кандинский выучился на юриста и собирался им быть, несмотря на склонность к живописи и музыке. Но в 1895-м в Москве он попал на выставку импрессионистов, увидел там «Стога сена» Клода Моне — и решил стать художником.

Кандинский долго искал свой стиль в искусстве. В его ранних работах мы также можем найти следы фовизма:
Художник скоро будет гордиться тем, что сможет объяснить свои произведения, анализируя их конструкцию (в противоположность чистым импрессионистам, которые гордились тем, что ничего не могли объяснить)… Мы уже сейчас стоим на пороге эры целесообразного творчества…
Василий Кандинский, «О духовном в искусстве»
Василий Кандинский. Лодки. Рапалло
Лодки. Рапалло
Василий Кандинский
1905

Клод Моне

Клод Моне. Дорога из Шайи в лесу Фонтенбло
Дорога из Шайи в лесу Фонтенбло
Клод Моне
1864
Раннего Клода Моне можно спутать хоть с Иваном Шишкиным — такой был реалист!
Клод Моне. Весенние цветы, 1864.

Поначалу Моне, случалось, писал даже натюрморты. И умел обходиться без кувшинок!

Впрочем, если к его ранним реалистичным работам присмотреться поближе и повнимательнее, можно узнать и его зыбкий мазок, и внимание к полутонам.
Я делаю, что могу, чтобы передать то, что я испытываю перед природой и чаще всего, для того, чтобы преуспеть в передаче, я полностью забываю самые элементарные правила живописи, если они существуют.
Клод Моне
Главное фото в материале — Клод Моне, «У моря».
Автор: Наталья Кандаурова
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится14  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: