Китай хорошо известен своим национальным талантом копировать что угодно. И если к товарам массового потребления европейцы привыкли, то возможность получить живописную Джоконду да Винчи по цене обеда в ресторане все еще вызывает недоумение. Однако в Поднебесной это настоящая индустрия, которой занята целая деревня. Вопрос подлинности и уникальности в эпоху постмодернизма поднимает своей новой выставкой «В присутствии художника» Маурицио Каттелан.
С 10 октября по 16 декабря 2018 года в музее Шанхая работает выставка «В присутствии художника», созданная Маурицио Каттеланом (Maurizio Cattelan) и брендом Cucci. Проект посвящен вопросам подлинности, авторского права, оригинальности и копирования в искусстве. Для великого шутника и провокатора Каттелана эта тема является близкой и знакомой: «Для меня хороший вкус — как и вообще вкус — это забота мороженщика. Искусство пусто и прозрачно. Я никогда не сделал ничего более провокативного и жестокого, чем-то, что я вижу каждый день вокруг. Я — всего лишь губка. Или репродуктор». Художник известен широкой публике прежде всего своими фигурами людей в полный рост, сделанными из воска, а также остроумными объектами, вроде унитаза, отлитого из 18-тикаратного золота.
Michael Wolf, René Magritte €14.40, 2006. Photograph from China Copy Artist or Real Fake Art. Courtesy of the artist. Источник фото: news.artnet.com
Выставка, объединившая боле 30 художников из Китая, Швейцарии, США, Мексики, Великобритании, Канады и Франции, рассказівает и историю уникальной китайской «деревни художников» — района Дафен (Dafen). В преддверии выставки Каттелан посвятил этому удивительному месту эссе на портале Artnet:
«…Выставка в Шанхае ставит под сомнение сакральные принципы искусства современности: оригинальность, истину и идентичность. Как они могут реализовываться сегодня, через акт воспроизведения, и как сами оригиналы могут сохраняться в своих копиях? — пишет Кателлан, — Третье правило гласит: „Создавать что-то из ничего значит уподобляться Богу“. Как человек, я понимаю, что ни одна из моих мыслей не оригинальна. Я — результат всего того, что существовало до меня. Включая Микеланджело».
«…Выставка в Шанхае ставит под сомнение сакральные принципы искусства современности: оригинальность, истину и идентичность. Как они могут реализовываться сегодня, через акт воспроизведения, и как сами оригиналы могут сохраняться в своих копиях? — пишет Кателлан, — Третье правило гласит: „Создавать что-то из ничего значит уподобляться Богу“. Как человек, я понимаю, что ни одна из моих мыслей не оригинальна. Я — результат всего того, что существовало до меня. Включая Микеланджело».
Источник фото: cameralabs.org
Китайские копиисты
Умением создавать качественные копии Китай был известен задолго до кроссовок, косметики и прочих товаров массового производства ХХ века. Местные художники создавали живописные полотна по заказу европейцев еще с 1760-х годов, а самое раннее произведение масляной живописи, написанное в Китае в 1610 году, хранится в церкви Иль-Джезу в Риме. Район Дафен продолжил эту славную традицию.В начале 1990-х годов предприниматель Хуан Цзян (Huang Jiang) нанял 20 молодых художников. Они поселились в отдаленном районе Дафен промышленного гиганта Шэньчжэнь (Shenzhen), где стали зарабатывать себе на жизнь созданием бесчисленных копий знаменитых полотен. Самыми популярными художниками были Винсент Ван Гог и Леонардо да Винчи. В отличие от постеров и репродукций, настоящая масляная живопись выглядела дорого и «благородно» (даже если это был Уорхол, заказанный для провинциального ресторана). Художники быстро заняли до того пустовавшую нишу массовой масляной живописи, работы успешно расходились по странам первого мира. Число художников, живших и творивших в Дафене, стремительно росло.
Улица Дафена. Источник фото: cameralabs.org
cameralabs.org
Деревня художников
Особенная атмосфера Дафена привлекает не только покупателей и посредников, но и множество туристов. На узких улочках почти каждая лавка — лавка художника. Мольберты стоят прямо на земле, картины висят практически повсюду. Многие мастера трудятся на свежем воздухе, охотно общаясь с потенциальными заказчиками. Разноцветные фасады домов и памятники ремеслу живописца дополняют облик деревни художников, которая, конечно, совсем не деревня — станции метро Mumianwan и Dafen находятся совсем рядом.Художники в Дафене часто работают прямо на улице. Источник фото: itsoknoproblem.com
Сейчас в Дафене трудятся более пяти тысяч мастеров. Каждый год они создают около пяти миллионов работ — это 60% всех живописных масляных картин, продающихся в мире.
Яркие фасады домов «деревни художников». Источник фото: cameralabs.org
Памятник живописцам. Источник фото: gettyimages.com.uk
Надо сказать, что для всех мастерских действуют два строгих правила: не выдавать свои работы за оригиналы и не нарушать международные законы об авторском праве. Именно поэтому в Дафене не найти работ художников, умерших менее, чем 70 лет назад. Исключение составляют только Энди Уорхол и Сальвадор Дали — на их наследие эти законы не распространяются.
cameralabs.org
Разнообразие и уникальность
В остальном же Дафен может предложить практически что угодно — и уже упомянутого Ван Гога, и остальных импрессионистов, и мастеров Ренессанса, и поп-арт, и традиционную китайскую живопись, и даже русский авангард . Внимательному зрителю попадутся и портреты Мао, и знаменитые события на площади Тяньаньмэнь, и даже обаятельная улыбка Дэвида Бэкхема, увековеченная в масле и холсте.Фото — kulturologia.ru
Фото — artifex.ru
Уровень работ в Дафене разнится, однако найти по-настоящему плохую живопись сложно. В деревне работают только профессиональные художники — студенты и выпускники художественных школ и академий, которым и так во время учебы приходится копировать классические шедевры. Кроме того, создавая по несколько картин в день, китайские мастера настолько набивают руку в точности соответствия, что процесс начинает напоминать конвейер отлаженностью действий. Чжао Ксяойонг (Zhao Xiao Yong), один из художников Дафена, добился невероятных успехов в копировании: например, чтобы нарисовать автопортрет
Ван Гога, Чжао тратит всего полчаса. Каждую картину Ван Гога Чжао продает за 200−1500 юаней (примерно 30−230 долларов США), и за свою карьеру он уже продал более 70 тысяч картин.
Чжао Ксяойонг копирует автопортрет
Ван Гога. Источник фото: kulturologia.ru
Цены на живопись в этом районе вполне гуманные — можно найти картины и за восемь долларов, и за сорок, и за шестьдесят, и за куда большие суммы. По рассказам, сами художники зарабатывают вполне прилично — около восьмисот долларов в месяц, а вот зарплаты их подмастерьев, увы, гораздо меньше.
reports.travel.ru
Искусство и искусство
Уникальная атмосфера Дафена не могла остаться незамеченной деятелями искусства, творчески переосмысляющими феномен этого места. В Дафене есть свой музей, в котором в основном представлены работы современных художников Поднебесной — уже, разумеется, оригинальные.Художественный музей Дафена. Источник фото: cameralabs.org
Мастера из Дафена неоднократно становились активными участниками художественного процесса — в 2006 году художник Лю Дин (Liu Ding) пригласил некоторых из них участвовать в Триеннале Гуанчжоу, одновременно создавая копии одного пейзажа. В том же году местный фотограф Ю Хайбо (Yu Haibo) выиграл 49-ый конкурс World Press Photo с циклом фотографий, посвященным живописи деревни Дафен.
Комната художника, живущего и работающего в Дафене. Источник фото: kulturologia.ru
Романтичное название «деревня художников», конечно, роднит Дафен с Монмартром. В обеих «деревнях» (а на самом деле — окраинных районах больших городов) живет искусство. Но Дафен, словно осколок стекла, преломляет картину прошлого — тысячи художников, зачастую безвестных, улицы, в прямом смысле живущие искусством… И только десятки тысяч копий шедевров, созданных когда-то на Монмартре в единичных экземплярах, свидетельствуют о ходе времени.
cameralabs.org
Выставка «В присутствии художника» («The artist is present») продлится с 10 октября по 16 декабря 2018 года в Шанхайской музее (Yuz Museum Shanghai).
Автор: Юлия Ракитина
Автор: Юлия Ракитина