Вилла, шале, дача, рыбалка, интеллектуальные игры, чаепития — проводим лето вместе со знаменитыми мастерами. Где они отдыхали, в каком окружении, как был организован творческий отпуск, какие развлечения затевались и какие виды и персонажи вдохновляли? Представляем первую часть обзора, посвященного вольным вояжам художников.
Отдыхай как Климт: живописное озеро, богемный домик родственников Эмилии Флёге и полсотни пейзажей
Время и место. 1900-е — 1910-е, вилла Паулик на озере Аттерзее, Австрия
Путевые заметки. Каждое лето, начиная с конца 19-го века, Густав Климт в компании Эмилии Флеге приезжал на озеро Аттерзее. Здесь располагается вилла Фридриха Паулика — торговца мебелью и поставщика императорского двора Австрии. Герман, брат Эмилии, был женат на дочери Фридриха, Терезе Паулик, и их семья охотно принимала гостей на своей вилле, обставленной в эклектичной стилистике с богемным шиком. Здесь художник в компании своей музы катался на лодке, охотно общался с маленькой племянницей и другими родственниками Эмилии и много работал.
Благодаря сохранившемуся письму Климта, которое он писал Марии Циммерман, матери своих детей, можем составить подробное представление о летнем досуге художника из первых рук: «По утрам я встаю рано: как правило, около шести. Если погода хорошая, я иду в близлежащий лес и пишу освещенный солнцем участок из буковых деревьев с небольшой примесью хвойных, это занимает мое время до восьми часов. Затем я завтракаю, и вскоре наступает время идти купаться в озере, разумеется, с соблюдением необходимых мер предосторожности. Потом я снова некоторое время пишу: если солнечно — виды озера, а если облачно — пейзаж
из окна моей комнаты. И так до полудня. До или после чая я обычно второй раз окунаюсь в озеро. После чая я снова пишу большой тополь в сумерках на фоне приближающейся грозы. Время от времени вместо занятий живописью я играю небольшую партию в кегли».
Эмилия Флёге и Густав Климт в лодке напротив виллы Паулик в Зевальхене. Фотография сделана Эммой Бахер. 1909 год. Частное собрание. Источник: artinwords. de
Очевидно, мало кому из художников удавалось полностью предаваться праздности, оставив в стороне кисти и мольберт. Тем более что окрестности озера, расположенного в предгорье Альп, чрезвычайно располагали к занятиям живописью. До нашего времени сохранились почти пять десятков картин, написанных Климтом во время отдыха на вилле Паулик.
Дом в Каммере на озере Аттерзее (Мельница)
1901, 88×88 см
Что делать на озере Аттерзее сегодня. В настоящее время все желающие имеют возможность забронировать комнату на вилле, владельцы которой постарались сохранить обстановку и мебель максимально приближенной к той, которой пользовался сам Климт и другие гости семейства Паулик. Но о такой возможности придется позаботиться сильно заранее: на официальном сайте усадьбы указано, что все даты до конца текущего года уже заняты. Минимальный срок бронирования составляет 3 ночи, а вот в самые популярные месяцы — июле и августе — жить на знаменитой вилле разрешают минимум неделю.
Сиеста
1907, 40.6×53.3 см
Отдыхай как Джон Сингер Сарджент: рыбалка, восточные костюмы и шахматная доска
Время и место: лето 1907 года, Италия, долина Аоста в Пеннинских АльпахПутевые заметки: Джон Сингер Сарджент, по сути, родился в туристическом путешествии, а его первыми детскими рисунками стали путевые наброски. Он появился на свет в Италии, закончил жизненный путь в Лондоне, однако сам считал себя американцем. Годы его становления прошли в путешествиях по Франции, Германии, Италии, Швейцарии и Испании. Художник был заядлым шахматистом-любителем, и одним из обязательных предметов его багажа была шахматная доска. Друзья неоднократно рисовали Сарджента в раздумьях над очередным дебютом.
Однажды Сарджент отправился в очередную поездку вместе с супружеской парой художников Уилфридом и Джейн де Глен. Они часто путешествовали по Европе втроем, будучи не только друзьями, но еще и натурщиками друг для друга.
Фонтан виллы Торлония
1907, 71.4×56.5 см
На этот раз они отправились на север Италии, в живописную долину Аоста (Валле д’Аоста). Зимой сюда съезжались лыжники со всей Европы — покататься по трассам Червинии на склонах горы Маттерхорн. А летом многочисленные маленькие городки принимали тех, кому по нраву умеренный климат, роскошный вид на заснеженные горы Пенинских Альп, приглушенный шум живописных ручьев и буйная зелень долины.
В чемоданах Сарджента летом 1907 года была не только шахматная доска; уезжая в Италию из Лондона, он прихватил с собой реквизит для будущих картин — восточные шелковые костюмы. И это вполне объяснимо: волна интереса к Востоку, стартовав еще со времен Египетского похода Наполеона на рубеже XVIII и XIX веков, не потеряла своего напора и столетие спустя.
В чемоданах Сарджента летом 1907 года была не только шахматная доска; уезжая в Италию из Лондона, он прихватил с собой реквизит для будущих картин — восточные шелковые костюмы. И это вполне объяснимо: волна интереса к Востоку, стартовав еще со времен Египетского похода Наполеона на рубеже XVIII и XIX веков, не потеряла своего напора и столетие спустя.
Об африканских путешествиях Сарджента, Делакруа, Матисса и других известных художников — в специальном материале Артхива.
Сладкая праздность
1907, 41.9×71.1 см
Приехав в городок Каса Пуртуд (Casa Purtud) летом 1907 года с Уилфридом и Джейн де Глен, Сарджент решил писать картину на фоне пейзажа в любимом местечке у небольшого горного ручья. Джейн де Глен в письме матери писала: «Вчера я провела целый день, позируя с утра в турецком костюме для Сарджента на мшистых берегах ручья. Я и Роза-Мари, одна из самых маленьких Ормондов. Он создаёт настоящий гарем для себя на берегу ручья. У него есть прекрасные восточные одежды и платья, любого он может изобразить в них». Очевидно, имелась в виду картина «Сладкое безделье» (или же «Сладкая праздность», 1907).
Шахматная партия
1907, 69.9×55.3 см
На другом известном полотне «Игра в шахматы» (1907) женский персонаж до сих пор точно не определен, зато мужчина легко узнаваем — это лакей Сарджента Николя Д’Инверно, который не только сопровождал своего хозяина в поездках, но и часто позировал ему. Забавно, что на обеих картинах, датируемых одним годом, изображен не только любимый художником ручей, но и шахматная доска: не зря Сарджент возил ее с собой, не зря. И, хотя отдыхать, как Сарджент, большей частью означает «работать», изображая увиденное и выстраивая композиции с участием спутников, интеллектуальную игру в путешествии все же можно отнести к досугу. Как и рыбалку.
Рыбак на Валле-дАоста
1907, 56.2×71.7 см
Отдыхай как Илья Репин: дача, вишни, севооборот и охота
Время и место: 1892−1902 годы, деревня Здравнево под ВитебскомПутевые заметки. Когда Илье Репину было около 50 лет, он получил возможность осуществить свою давнюю мечту о домике в деревне. Художнику надоел Петербург, «суррогаты еды и питья», и как раз представилась отличная финансовая возможность: император Александр III приобрел картину Репина «Запорожцы», заплатив за нее 35 тысяч рублей. В 1892 году Илья Репин купил за 12 тыс. рублей старинное имение в деревне с замечательным названием Здравнево, в 16 километрах от Витебска. В письме ко Льву Толстову он писал: «…Очень ладный кусочек… Я был 1 мая там. Тепло, зелено, поют соловьи. И мне не хотелось уезжать оттуда. Меня тянет туда: взяться за топор, вычищать лес, перестраивать возле дома, укреплять набережную, которую безжалостно обрывает сердитая, бурная Двина,
Пейзаж "Здравнёво"
12×18 см
Насчет топора Репин не шутил: усадьба изрядно обветшала, окрестности дома были завалены мусором и хламом, сад опустел, берег был подмыт рекой… Пришлось руководить работами по сооружению каменных укреплений берега Двины длиной 300 метров, что стало настоящей сенсацией и местной достопримечательностью. «Моя крымская набережная» — называл ее художник.
Илья Репин. «Птица Сирин».
Дом также преобразился. По эскизам Репина надстроили центральную часть дома с декорированными террасами, балконами и двухэтажной башней, а вокруг верхнего этажа была сделана смотровая площадка. Из-за нее местные жители прозвали дом «Церковью». Репин не оставил без внимания интерьеры, расписав стены гостиной: одну из них украшал вид тропических стран, другую — местный пейзаж. Работа «Птица Сирин», написанная на дверной филенке, — в настоящее время хранится в музее-квартире Исаака Бродского в Санкт-Петербурге. Впрочем, в усадьбе Репина интерьеры восстановлены, и, хотя приведены лишь репродукции картин, представление о летнем быте здесь получить вполне можно.
Нормандский камин в мастерской украсило изображение головы любимой собаки Репина по кличке Пегас. Он не только сопровождал Репина в его прогулках по окрестностям, но и был прилежным натурщиком.
Собака (Пегас)
1894, 102.5×78.5 см
Лунная ночь. Здравнево
1896, 143×90.4 см
И. Е. Репин в мастерской у картины «Искушение Христа». Здравнёво. Источник: rmuseumdotorg.wordpress.com
Сын Репина Юрий с лисенком у дома в Здравнево.
«В 1872 году, незадолго до выпуска из Академии, Репин женился на Вере Шевцовой. В браке они прожили 15 лет и родили четверых детей. Корней Чуковский в своих воспоминаниях писал о низком уровне культуры первой жены Репина как о причине развода. Однако будет справедливо отметить, что немалую роль сыграли и многочисленные увлечения Репина. Темпераментом он обладал страстным, и в отношениях с женщинами это проявлялось в полной мере… Сначала супруги разъехались, поделив детей, а позже развелись…» — из биографии художника в Артхиве.
«В 1872 году, незадолго до выпуска из Академии, Репин женился на Вере Шевцовой. В браке они прожили 15 лет и родили четверых детей. Корней Чуковский в своих воспоминаниях писал о низком уровне культуры первой жены Репина как о причине развода. Однако будет справедливо отметить, что немалую роль сыграли и многочисленные увлечения Репина. Темпераментом он обладал страстным, и в отношениях с женщинами это проявлялось в полной мере… Сначала супруги разъехались, поделив детей, а позже развелись…» — из биографии художника в Артхиве.
К хозяйской усадьбе в Здравнево прилагалось изрядное хозяйство: около 120 гектаров земли, 40 голов крупного рогатого скота и 4 лошади. Илья Ефимович успешно управлял своим имением и даже внедрял трехпольный севооборот, о чем сохранились документальные свидетельства.
Корова, Здравнево, Витебск
1892, 29.9×41.1 см
Вскоре все вокруг зазеленело: высадили ели, березы, лещину. Был вырыт пруд, посажена липовая аллея и устроена площадка для игры в крокет. Напротив окон мастерской для удобства позирования была насыпана горка, которую Репин называл «моя горочка Монблан». Была в усадьбе и еще одна «гора» — дерновая круглая лавка, которую художник называл «Везувий». А возле дома посадили вишни, и по вечерам за столом здесь устраивали чаепития.
Что делать в Здравнево сегодня. Здесь можно гулять и наслаждаться видами, которые были так милы художнику: в настоящее время музей-усадьба Здравнево, разрушенная в 30-е годы прошлого века, восстановлена по сохранившимся чертежам, наброскам и фотографиям. Цела старая липовая аллея, те же ивы шелестят у пруда и даже сохранилась сосна, под которой Илья Репин сфотографировался со своим любимым псом Пегасом.
Илья Репин и его пес Пегас. Фотограф: Сигизмунд Юрковский (?). Источник фото: museums. by
Также в Артхиве — вторая часть материала «Отдыхай как…»: Эрнст Людвиг Кирхнер (нудистский пляж и Балтийское море), Петров-Водкин (средневековье, виноград и арбузы), Дали (Дюшан, Шанель, устрицы и пир во время чумы), Коровин (музей пыток, херес, осьминоги и фламенко).
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме.
Авторы публикации: Наталья Азаренко (глава о Густаве Климте), Рита Лозинская (главы об отдыхе Сарджента, Репина). Источники фото (кроме специально подписанных): к фрагменту о Густаве Климте — gorbutovich.livejournal.com, к фрагменту об Илье Репине — «Музеи Беларуси».