Регистрация

Компания или экскурсия? Как музеи мира относятся к просвещенным посетителям

Мне нравится10       0  
«Нам никто не мешал обсуждать Эгона Шиле в музее Леопольда и сравнивать Климта и Шиле в Бельведере». В свете скандальной истории в Третьяковской галерее, связанной с жесткими новыми правилами музея касательно экскурсионных групп, искусствовед, лектор и автор Артхива Оксана Санжарова рассказывает об экскурсионных реалиях в музеях Австрии, Италии, Германии.
Напомним, начиная с середины июня 2018 года широкий резонанс приобретают случаи со скандалами в стенах музея, когда зрители, обсуждавшие экспозиции, вызывали резкую негативную реакцию сотрудников музея. Группы обычных посетителей, состоящие из нескольких человек, были расценены как «экскурсионные группы», требовался бейдж и оплата визита по соответствующему тарифу (5310 рублей для группы до 20 человек). Охрана апеллировала к новым Правилам экскурсионного обслуживания Третьяковской галереи. Особый резонанс нынешнего обсуждения инцидентов вызывает пункт 1.4., который гласит: «Допустимый размер группы при проведении Экскурсий штатными и внештатными сотрудниками Галереи — от 01 до 20 человек».

Вена

Лучше всего к маленьким группам относятся в венских музеях — музее Леопольда, Бельведере и Музее истории искусств. Конкретно наша группа — шесть человек, одна из которых (раскланиваюсь) - дипломированный искусствовед, перед тем, как пробежаться по венским музеям, написала их администрации и, что удивительно, получили ответы: «Дорогие гости, мы будем вам очень рады, для группы из шести человек с собственным гидом специальное разрешение не требуется».
И оно действительно не потребовалось ни в одном из этих мест, которые сложно назвать захолустными, малопосещаемыми или же музеями «с не слишком интересной коллекцией». Нам никто не мешал обсуждать Эгона Шиле в музее Леопольда и сравнивать Климта и Шиле в Бельведере и даже в Музее истории искусств, где мы, рассматривая картины Брейгеля, несколько раз заставили сработать сигнализацию (датчики реагируют примерно на расстоянии 50 см от картины), с нами были милы и любезны. На спонтанное увеличение группы, кстати, тоже никто не реагировал — в Бельведере оказалось довольно много русскоязычных туристов и некоторые из них осторожно подтянулись к нашей компании, так что иногда нас было 8 или 9 человек, но и расширенная группа не вызвала никакого «прекратите немедля несанкционированную экскурсию» и «где ваш бейдж гида?».
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня
Также в Артхиве: крупнейшая в истории выставка Брейгеля откроется в Вене осенью 2018 года.

Италия: Флоренция, Рим, Милан

Про точное количество человек в группе, официально считающейся в Италии экскурсионной, сказать не могу, но объявленное Третьяковкой правило «группа может быть от одного» во Флоренции явно никто не слышал. И в Баптистерии Сан Джованни, и в Дуомо, и в музее Дуомо никто не пытался помешать мне рассказывать подруге о великих флорентийцах. В Ватикане два человека, один из которых рассказывал другому о картинах, скульптурах, фресках и прочем, тоже никому не мешали.

Милан достаточно суров в «чужим» гидам: по самому городу явные туристические группы может водить только местный итальянский гид. Но два-три человека, один из которых — гид, не привлекут особого внимания ни в Палаццо Реале, ни в Пинакотеке Брера, ни в Пинакотеке Амброзиана, даже если будут переговариваться непосредственно у Атлантического кодекса Леонардо.


Впрочем, в Амброзиане вам ничего не скажут, даже если вы ради красивого кадра вдруг сядете или ляжете на исторический мозаичный пол в одном из залов. А в Третьяковке или Эрмитаже я бы так делать не рекомендовала.

Голландия и Бельгия

В большинстве музеев ни один и даже (о ужас!) два слушателя не заставят сотрудников музея потребовать от вас оплаты лицензии гида. И Рейксмузеум, и музей Хальса в Харлеме и музей Грунинге в Брюгге спокойно относятся к троим людям, обсуждающим картины.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Ночной дозор, или Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга
Отдельно рассказываем о застольях, ночевках и политических митингах в голландском музее: Ночной дозор: есть, учиться, играть! Что можно делать на фоне шедевра.
Из истории музейных скандалов. В парижском Салоне 1865 года была представлена картина Эдуара Мане, к тому времени уже скандального молодого художника. Двумя годами ранее его полотно «Завтрак на траве» получило упреки в непристойности, а сам он — репутацию выскочки и шута, который намеренно дразнит публику вызывающими сюжетами. А теперь «Олимпия». У картины собирались толпы людей, чтобы… посмеяться. Группы зрителей сменяют одна другую и с каждым часом смех становится яростнее, усиливается давка, начинают раздаваться скабрезные шутки и возмущенные крики в адрес художника и его бесстыжей героини. Когда сдерживать ярость толпы становится уже сложно, руководство Салона вынуждено поставить у картины двух крепких охранников, чтобы защитить полотно от зрителей, которые уже машут кулаками и тычут зонтами. «Просто чудо, что полотно еще не порвали. Служителей раз двадцать едва не сбивали с ног. Обеспокоенная администрация решает перевесить „Олимпию“», — пишет критик Поль де Сен-Виктор. Никто не пытается усмирить публику и тем более кого-то выгнать — администрация лишь спасает картину от неминуемой гибели.
Карикатура Оноре Домье «Глядя на картину Мане» (1865, из коллекции МЕТ). Подпись под изображением:

— Какого черта эту толстую, краснолицую женщину в ночнушке называют Олимпией?

 — Но, дорогой, возможно, это кличка черной кошки.

Германия

О правилах в музеях Берлина привожу комментарий гида Дмитрия Кудинова, уже много лет работающего в Европе: «В Берлине все очень просто — все музеи, управляемые Обществом Культурного Прусского наследия, совершенно не «заморачиваются» проблемой сторонних экскурсоводов — они продают лицензию на ведение экскурсии, которая стоит 35 евро и действительна весь день.

Касательно количества человек в группе все очень лично: я подхожу к кассе и говорю, что у меня три человека, и я буду им обязательно рассказывать. Обычно мне говорят: «Иди с Богом, ничего не покупай», но иногда может попасться строгая дама, которая меня лично не знает и может заставить купить лицензию. В залах смотрители могут подойти, проверить бейдж, но на двух-трех человек, как правило, не реагируют. Для четырёх и более человек бейдж надо покупать обязательно.

Сложности: в Берлине есть музеи, которые находятся в управлении Прусского общества усадеб и парков. Дворец Шарлоттенбург, например — там, а настоящее время требуется лицензия на Старый дворец, отдельно на крыло Фридриха II и отдельная лицензия на парк. Причем гид за деньги должен прослушать цикл лекций, сдать экзамен (за дополнительные деньги) и получить лицензию. Как следствие, мы сейчас просто не рекомендуем туристам к посещению Шарлоттенбург. Такова же ситуация в Потсдаме: большая часть усадеб там в управлении ПОУП, но в Потсдаме хотя бы имеются приличные аудиогиды и нет проблем с ведением экскурсии в парках.

В Дрездене в галереях жёстко: там могут вести только лицензированные по каждой экспозиции гиды. Обучение и лицензирование очень ограниченно, происходит раз в три — четыре года. Но и лицензированный гид всё равно покупает разрешение для каждой группы. Могут вести экскурсию и лица со стороны — имеющие искусствоведческое образование, заранее объявившие о посещении и только со своей группой, — но лицензия им будет стоить в полтора раза дороже".

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Приведенные в публикации фото 1,2 — Наталия Арнаут, фото 3 — Елена Гутман
Художники, упоминаемые в статье
Густав Климт
Биография • Работы
Эгон Шиле
Биография • Работы
Комментировать Комментарии
HELP