Вена
Лучше всего к маленьким группам относятся в венских музеях — музее Леопольда, Бельведере и Музее истории искусств. Конкретно наша группа — шесть человек, одна из которых (раскланиваюсь) - дипломированный искусствовед, перед тем, как пробежаться по венским музеям, написала их администрации и, что удивительно, получили ответы: «Дорогие гости, мы будем вам очень рады, для группы из шести человек с собственным гидом специальное разрешение не требуется».И оно действительно не потребовалось ни в одном из этих мест, которые сложно назвать захолустными, малопосещаемыми или же музеями «с не слишком интересной коллекцией». Нам никто не мешал обсуждать Эгона Шиле в музее Леопольда и сравнивать Климта и Шиле в Бельведере и даже в Музее истории искусств, где мы, рассматривая картины Брейгеля, несколько раз заставили сработать сигнализацию (датчики реагируют примерно на расстоянии 50 см от картины), с нами были милы и любезны. На спонтанное увеличение группы, кстати, тоже никто не реагировал — в Бельведере оказалось довольно много русскоязычных туристов и некоторые из них осторожно подтянулись к нашей компании, так что иногда нас было 8 или 9 человек, но и расширенная группа не вызвала никакого «прекратите немедля несанкционированную экскурсию» и «где ваш бейдж гида?».
Италия: Флоренция, Рим, Милан
Про точное количество человек в группе, официально считающейся в Италии экскурсионной, сказать не могу, но объявленное Третьяковкой правило «группа может быть от одного» во Флоренции явно никто не слышал. И в Баптистерии Сан Джованни, и в Дуомо, и в музее Дуомо никто не пытался помешать мне рассказывать подруге о великих флорентийцах. В Ватикане два человека, один из которых рассказывал другому о картинах, скульптурах, фресках и прочем, тоже никому не мешали.Милан достаточно суров в «чужим» гидам: по самому городу явные туристические группы может водить только местный итальянский гид. Но два-три человека, один из которых — гид, не привлекут особого внимания ни в Палаццо Реале, ни в Пинакотеке Брера, ни в Пинакотеке Амброзиана, даже если будут переговариваться непосредственно у Атлантического кодекса Леонардо.
Впрочем, в Амброзиане вам ничего не скажут, даже если вы ради красивого кадра вдруг сядете или ляжете на исторический мозаичный пол в одном из залов. А в Третьяковке или Эрмитаже я бы так делать не рекомендовала.
Голландия и Бельгия
В большинстве музеев ни один и даже (о ужас!) два слушателя не заставят сотрудников музея потребовать от вас оплаты лицензии гида. И Рейксмузеум, и музей Хальса в Харлеме и музей Грунинге в Брюгге спокойно относятся к троим людям, обсуждающим картины.Германия
Касательно количества человек в группе все очень лично: я подхожу к кассе и говорю, что у меня три человека, и я буду им обязательно рассказывать. Обычно мне говорят: «Иди с Богом, ничего не покупай», но иногда может попасться строгая дама, которая меня лично не знает и может заставить купить лицензию. В залах смотрители могут подойти, проверить бейдж, но на двух-трех человек, как правило, не реагируют. Для четырёх и более человек бейдж надо покупать обязательно.
Сложности: в Берлине есть музеи, которые находятся в управлении Прусского общества усадеб и парков. Дворец Шарлоттенбург, например — там, а настоящее время требуется лицензия на Старый дворец, отдельно на крыло Фридриха II и отдельная лицензия на парк. Причем гид за деньги должен прослушать цикл лекций, сдать экзамен (за дополнительные деньги) и получить лицензию. Как следствие, мы сейчас просто не рекомендуем туристам к посещению Шарлоттенбург. Такова же ситуация в Потсдаме: большая часть усадеб там в управлении ПОУП, но в Потсдаме хотя бы имеются приличные аудиогиды и нет проблем с ведением экскурсии в парках.
В Дрездене в галереях жёстко: там могут вести только лицензированные по каждой экспозиции гиды. Обучение и лицензирование очень ограниченно, происходит раз в три — четыре года. Но и лицензированный гид всё равно покупает разрешение для каждой группы. Могут вести экскурсию и лица со стороны — имеющие искусствоведческое образование, заранее объявившие о посещении и только со своей группой, — но лицензия им будет стоить в полтора раза дороже".