«Сон Галы. Мечты о рае»
Это и правда была женщина-праздник: с ней никогда не было скучно — спонтанная, амбициозная, тщеславная, своенравная и неукротимая, она не давала расслабляться мужчине рядом с собой. «Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать и делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду, как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с маникюром», — таковы были планы Галы на жизнь, которые она впоследствии успешно воплотила.
Сальвадор Дали.
Портрет Галы, 1933
А вот муж на ее фоне был недостаточно ярким, и вскоре она завела роман с художником Максом Эрнстом, не скрывая отношения от законного супруга — более того, некоторое время вся троица проживала вместе. Но Элюар никогда не воспринимал соперника как угрозу, не веря, что он сможет разрушить их брак. Не видел он опасности и тогда, когда познакомил жену с молодым художником Сальвадором Дали. Даже после того, как Гала оставила его и дочь Сесиль ради испанца, Элюар ждал ее возвращения и писал письма до самой своей смерти.
«Галатея в момент творения»
В 1929 году Сальвадор Дали находится на пороге взлета своей карьеры. Вышел «Андалузский пес» — сюрреалистический фильм, совместное детище с Луисом Бунюэлем. С ним художник подружился во время учебы в Академии изящных искусств Мадрида. Дали молод, красив и харизматичен: одевается как настоящий пижон, тщательно укладывает волосы и ухаживает за щегольской растительностью на лице. Только с личной жизнью не клеится: ходят слухи, что в свои 25 он все еще никогда не бывал с женщиной, и лишь регулярно отбивается от настойчивых ухаживаний поэта Федерико Гарсиа Лорки.Сальвадор Дали
Портрет Поля Элюара, 1929
С тех пор они больше не расставались. Прогуливались вместе по окрестностям Кадакеса, все больше проникаясь друг другом. Гала вмиг приняла решение отречься и от мужа, и от дочери, а Дали не придумал ничего лучше, как написать портрет Поля Элюара в качестве возмещения морального ущерба: «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз».
«Мадонна Порт-Льигата»
Начало совместной жизни было настоящим испытанием для пары. Дали еще не был высокооплачиваемым художником, своих доходов у Галы не было. Ко всему прочему прибавился скандал с одной из картин, где Дали оставил надпись о том, что «иногда он с наслаждением плюет на портрет моей матери», после чего его отец на полтора десятка лет разорвал все контакты с сыном и лишил его содержания.Комната площадью 16 квадратных метров была одновременно гостиной, спальней и студией. Обедом им иногда служил один фрукт на двоих. Это время, проведенное с Дали почти в нищете, не вписывается в образ Галы как алчной и корыстной женщины, ведь ее прежний быт в хороших парижских апартаментах с Полем Элюаром был куда более благоустроенным. Но те, кто хочет видеть в ней только холодный расчет, все равно спишут этот эпизод на дар предвидения скорого богатства с многообещающим художником.
Сальвадор Дали
Обнаженная Гала смотрит в невидимое зеркало, 1960
Чтобы продать несколько картин и выручить немного денег на ремонт ветхого жилища, они отправляются в Париж, где Элюар предоставляет им одну из своих квартир. Дали продолжает писать, а Гала с утра до вечера обивает пороги всех столичных галерей с папкой рисунков, предлагая приобрести его работы. Возвращаясь домой, она ведет домашнее хозяйство, полностью взяв на себя все заботы.
Фото: socialmola.com
Главным успехом того времени стал договор о персональной выставке, которая состоится в июне 1931 года в галерее Пьера Коля. 24 работы, представленные публике, наконец принесли Дали первый успех у критиков и покупателей. Ключевым экспонатом мероприятия стала картина «Постоянство памяти». Художник отдает дань возлюбленной, сделавшей все возможное для этого успеха: теперь он подписывает холсты именем Гала-Дали.
«Галарина»
Постепенно финансовое положение пары налаживается. В 1934 году они предпринимают путешествие, которое окончательно закрепит и упрочит его — в США. Но перед этим они официально оформляют свои отношения. Гала пойдет на это лишь после того, как ее первый муж женится во второй раз, хотя Элюар сам неоднократно призывает ее к заключению брака с Дали. Ее бывший возлюбленный переживал, что в противном случае Гала останется ни с чем, если вдруг отношениям с художником придет конец либо же с ним случится несчастье.На организованный супругами с большой помпой прощальный «Бал галлюцинаций» она явилась в наряде, который венчала кукла в виде мертвого ребенка на шляпке. Пресса углядела в этом намек на недавнее преступление: похищение и убийство сына Линдберга — первого авиатора, пересекшего Атлантику. Несмотря на все заверения Дали о том, что маскарадный костюм Галы имел отношение не к трагедии, а к психоаналитическим теориям его кумира Фрейда, публику, уверенную в злом намерении и жестокости его супруги, разубедить не удалось.
«Портрет Галы против света»
Но ничто не вечно: в то время как слава художника и его финансовое состояние растут в геометрической прогрессии, отношения с Галой постепенно начинают портиться. Причиной этому становится физический износ его супруги — она стареет, и неспособность смириться с неумолимым ходом времени влияет на ее и без того сложный характер не лучшим образом.Но и в этом случае Дали и Гала все еще блестяще дополняли друг друга, судя по отзывам окружающих: «В коммерческих отношениях Дали был дьявольски хитрой бестией и вдобавок очень жесток, — писал Джон Ричардсон, директор нью-йоркской галереи Кнедлер. — Гала умела манипулировать им, а он в свою очередь манипулировал ею. В артистическом мире существует непреложная аксиома: творец представляется свободной личностью, человеком не от мира сего, зато жена у него практична донельзя, настоящий черт в юбке. Но Гала в самом деле была чертовкой. Она могла вас поколотить, если не получала того, чего хотела. А хотела она, как мне кажется, власти, денег и роскоши».
Фото: tumblr.com
В то время, как за художником присматривает юная французская модель Аманда Лир (Дали обожает смотреть, как она принимает ванну, но на этом их физический контакт заканчивается), Гала находит себе зазнобу за океаном. Ее новой долгоиграющей пассией становится подходящий по возрасту во внуки американец Джеф Фенхольдт — звезда бродвейского мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда». Она приглашает его погостить в свой замок, и златокудрый юноша принимает предложение.
«Галатея сфер»
В начале 1980-х состояние здоровья обоих супругов стремительно ухудшается. Дали начинает страдать от депрессии и, по иронии судьбы, от приступов паранойи, которую он ранее ставил во главу своего «параноико-критического метода». Восьмидесятипятилетняя Гала все еще бредит воссоединением с покинувшим ее Фенхольтом и вымещает агрессию на художнике. Их ссоры доходят даже до драк с серьезными увечьями.Фото: tumblr.com
Составляя год спустя введение к каталогу ретроспективной выставки, Дали называет его «Божественная Гала» и по-прежнему превозносит усопшую супругу: «Любовь к ней пламенела во мне еще до рождения. В миг высочайшего напряжения этой любви произошла мутация, породившая своеобразие. Благодаря ей возник мой знаменитый параноико-критический метод, и критический разум стал с максимальной точностью отслеживать бредовые видения».
Заглавное фото: emad.pgsri.hr