Домашнее насилие, злые улицы, наркотики, алгебра, новый альбом группы «Пошлая Молли» — в этом мире опасности подстерегают ребенка на каждом шагу. А ведь есть еще и художники-абстракционисты! В День защиты детей «Артхив» вспоминает, как их рисовали Пикассо, Малевич, Ротко и другие неортодоксальные мастера.
Казимир Малевич
Согласно общепринятой версии, у Казимира Малевича было трое (а по некоторым данным — четверо) детей, женат он был трижды. Впрочем, назвать его образцовым отцом и примерным семьянином было сложно — трибуны и баррикады влекли его сильнее домашнего очага. Живопись, преподавательская деятельность, революции, обустройство нового мирового порядка — Казимир Северинович был вечно чем-нибудь занят. На детей у него почти не оставалось времени. Это не значит, что он их не любил. Напротив, по свидетельствам близких, Малевич обожал детей (своих и чужих) и легко находил с ними общий язык — зачастую дети понимали его лучше, чем взрослые.
Согласно общепринятой версии, у Казимира Малевича было трое (а по некоторым данным — четверо) детей, женат он был трижды. Впрочем, назвать его образцовым отцом и примерным семьянином было сложно — трибуны и баррикады влекли его сильнее домашнего очага. Живопись, преподавательская деятельность, революции, обустройство нового мирового порядка — Казимир Северинович был вечно чем-нибудь занят. На детей у него почти не оставалось времени. Это не значит, что он их не любил. Напротив, по свидетельствам близких, Малевич обожал детей (своих и чужих) и легко находил с ними общий язык — зачастую дети понимали его лучше, чем взрослые.
Он рисовал детей в разные периоды своего творческого развития, и выходило соответственно. Когда супрематический «мальчик с ранцем», когда примитивистский лубок, а когда и вполне человечный и человеческий портрет
младшей дочери.
Палома и Клод
1950, 116×89 см
Пабло Пикассо
Если Малевича нельзя назвать хорошим отцом, то Пикассо определенно можно назвать плохим. Эгоманьяк, хрестоматийное воплощение испанского темперамента, да к тому же гений, он рассорился со всеми своими детьми (их было четверо от трех женщин) и под конец жизни практически не общался ни с кем из них. Но даже в периоды, когда Пабло бывал еще полон энтузиазма по поводу своего отцовства, было невозможно предсказать, насколько приязненным выйдет портрет того или иного ребенка. Где у него будет расположен, например, рот? Будет ли рот вообще? Что на портрете возьмет верх — отцовская любовь или хладнокровная манера?
Наверное, больше других в этом смысле повезло первенцу Пауло — его Пабло чаще рисовал с очевидной симпатией.
Если Малевича нельзя назвать хорошим отцом, то Пикассо определенно можно назвать плохим. Эгоманьяк, хрестоматийное воплощение испанского темперамента, да к тому же гений, он рассорился со всеми своими детьми (их было четверо от трех женщин) и под конец жизни практически не общался ни с кем из них. Но даже в периоды, когда Пабло бывал еще полон энтузиазма по поводу своего отцовства, было невозможно предсказать, насколько приязненным выйдет портрет того или иного ребенка. Где у него будет расположен, например, рот? Будет ли рот вообще? Что на портрете возьмет верх — отцовская любовь или хладнокровная манера?
Наверное, больше других в этом смысле повезло первенцу Пауло — его Пабло чаще рисовал с очевидной симпатией.
Пауло (Поль) в костюме Арлекина
1924, 130×97.5 см
По другую сторону холста все было не так гладко: Пикассо был разочарован тем, что у сына отсутствовала творческое начало (он интересовался исключительно автогонками). Пауло много пил, экспериментировал с наркотиками и умер от цирроза в 54 года. По свидетельствам близких, до самой смерти отца он зависел от него во всем и безнадежно жаждал его одобрения.
Старшая дочь — Майя — родилась вне брака, и Пикассо, пока был жив, числился в метрике ее крестным отцом. Он «дружил» с дочкой, пока она была ребенком. Виделся с ней дважды в неделю, часто ее рисовал. Потом Майя выросла, и их пути разошлись.
Старшая дочь — Майя — родилась вне брака, и Пикассо, пока был жив, числился в метрике ее крестным отцом. Он «дружил» с дочкой, пока она была ребенком. Виделся с ней дважды в неделю, часто ее рисовал. Потом Майя выросла, и их пути разошлись.
Что касается знаменитого приведенного выше портрета младших детей Пикассо (к слову, проданного с аукциона Christie’s за 28 миллионов долларов), по нему не заподозрить, что Клод, на самом деле, был симпатичным малым. И уж совсем ничто не намекает тут на будущее превращение яйцеголовой Паломы в икону стиля и фэшн-индустрии.
Без названия (Портрет)
1939, 101.6×76.5 см
Марк Ротко
В 50-е годы прошлого века Марк Ротко прославился благодаря своим «мультиформам»: отказавшись от сюжетов, смыслов, идей, он пытался выразить эмоции посредством голого цвета, в чем немало преуспел. Но в конце 30-х, когда была написана эта картина, Ротко еще, что называется, себе позволял. Тщедушный желтушно-землистый мальчик — плод его недолгого (и, в общем, не слишком удачного) романа с фигуративной живописью. На фоне пульсирующих дикой катарсической энергией цветовых пространств «зрелого» Ротко, он кажется особенно анемичным.
Не нарисованные дети появились у Марка Ротко позднее. Судя по биографическим книгам, написанным его сыном Кристофером, Марк был любящим и заботливым отцом, хотя и недолго. Склонный к депрессиям художник покончил с собой, когда Кристоферу было шесть, а его старшей сестре Кейт — 13.
В 50-е годы прошлого века Марк Ротко прославился благодаря своим «мультиформам»: отказавшись от сюжетов, смыслов, идей, он пытался выразить эмоции посредством голого цвета, в чем немало преуспел. Но в конце 30-х, когда была написана эта картина, Ротко еще, что называется, себе позволял. Тщедушный желтушно-землистый мальчик — плод его недолгого (и, в общем, не слишком удачного) романа с фигуративной живописью. На фоне пульсирующих дикой катарсической энергией цветовых пространств «зрелого» Ротко, он кажется особенно анемичным.
Не нарисованные дети появились у Марка Ротко позднее. Судя по биографическим книгам, написанным его сыном Кристофером, Марк был любящим и заботливым отцом, хотя и недолго. Склонный к депрессиям художник покончил с собой, когда Кристоферу было шесть, а его старшей сестре Кейт — 13.
Подглядывающие дети
1962, 77.8×57.3 см
Виллем де Кунинг
То, как рисовал детей один из главных героев абстрактного экспрессионизма Виллем де Кунинг, конечно, может показаться обидным. Но это, если не знать, как де Кунинг рисовал взрослых — к детям он был добр.
Единственная дочь Виллема — Лиза — была внебрачным ребенком. Они были достаточно близки. Лиза была рядом, когда у художника диагностировали болезнь Альцгеймера. Она заботилась об отце до самого конца — Виллем умер практически у нее на руках.
Под занавес вечный бунтарь де Кунинг смягчился и, кажется, смирился. Линии на его полотнах стали более плавными, цвета — умиротворенными. Свою дочь он не нарисовал ни разу — должно быть, в благодарность.
То, как рисовал детей один из главных героев абстрактного экспрессионизма Виллем де Кунинг, конечно, может показаться обидным. Но это, если не знать, как де Кунинг рисовал взрослых — к детям он был добр.
Единственная дочь Виллема — Лиза — была внебрачным ребенком. Они были достаточно близки. Лиза была рядом, когда у художника диагностировали болезнь Альцгеймера. Она заботилась об отце до самого конца — Виллем умер практически у нее на руках.
Под занавес вечный бунтарь де Кунинг смягчился и, кажется, смирился. Линии на его полотнах стали более плавными, цвета — умиротворенными. Свою дочь он не нарисовал ни разу — должно быть, в благодарность.
Мальчик и собака
1982, 240×420.5 см
Жан-Мишель Баския
Жан-Мишель Баския определенно не был ангелом: пороков у него было достаточно. В чем его было сложно заподозрить, так это в склонности к какой-либо дискриминации — в том числе, и по возрастному признаку. На этот раз нечто вудуистически-пламенеющее, костляво-шарнирное, воспаленно-отечное и ассиметрично-зубастое названо «мальчиком». Но не спешите вызывать соцработников: плюс-минус так у Баския выглядят взрослые боксеры и джазовые музыканты или, например, голубь, или дьявол, или он сам.
Собственными детьми Баския обзавестись не успел — он умер в 27. Впрочем, бытует мнение, что именно Баския породил еще одного уличного проказника — Бэнкси.
Жан-Мишель Баския определенно не был ангелом: пороков у него было достаточно. В чем его было сложно заподозрить, так это в склонности к какой-либо дискриминации — в том числе, и по возрастному признаку. На этот раз нечто вудуистически-пламенеющее, костляво-шарнирное, воспаленно-отечное и ассиметрично-зубастое названо «мальчиком». Но не спешите вызывать соцработников: плюс-минус так у Баския выглядят взрослые боксеры и джазовые музыканты или, например, голубь, или дьявол, или он сам.
Собственными детьми Баския обзавестись не успел — он умер в 27. Впрочем, бытует мнение, что именно Баския породил еще одного уличного проказника — Бэнкси.
Мальчик с игрушками
1940, 29×20 см
Пауль Клее
Возможно, по этому портрету и не скажешь, но Пауль Клее любил детей. В определенном смысле он относился к ним как к равным. Рисуя, он не пытался позаимствовать у детей их непосредственность и наивность, не опускался до стилизации — детские рисунки представляли для него самостоятельную, без каких-либо скидок ценность. Видный теоретик, он построил на изучении детского рисунка немалую часть преподавательской работы в знаменитом Баухаузе. И собственные детские рисунки он включал в каталоги наравне со «зрелыми» работами.
У сына художника — Феликса — было незабываемо яркое детство: может ли быть по-другому у мальчика, чей папа преподает в одной из самых авторитетных художественных школ Европы и притом носится, к примеру, с идеей вырастить картину словно растение?
Однажды Пауль сделал для сына кукольный театр — 50 кукол в авторских нарядах, у каждой неповторимое лицо, характер, амплуа. «Мой кукольный театр превратил меня в волшебника, имевшего успех у всех, у молодых и старых» — вспоминал Феликс Клее. Повзрослев, он, разумеется, стал театральным режиссером. Впрочем, «повзрослев» — не то слово: в семье Клее взрослеть не принято.
Автор: Андрей Зимоглядов
Возможно, по этому портрету и не скажешь, но Пауль Клее любил детей. В определенном смысле он относился к ним как к равным. Рисуя, он не пытался позаимствовать у детей их непосредственность и наивность, не опускался до стилизации — детские рисунки представляли для него самостоятельную, без каких-либо скидок ценность. Видный теоретик, он построил на изучении детского рисунка немалую часть преподавательской работы в знаменитом Баухаузе. И собственные детские рисунки он включал в каталоги наравне со «зрелыми» работами.
У сына художника — Феликса — было незабываемо яркое детство: может ли быть по-другому у мальчика, чей папа преподает в одной из самых авторитетных художественных школ Европы и притом носится, к примеру, с идеей вырастить картину словно растение?
Однажды Пауль сделал для сына кукольный театр — 50 кукол в авторских нарядах, у каждой неповторимое лицо, характер, амплуа. «Мой кукольный театр превратил меня в волшебника, имевшего успех у всех, у молодых и старых» — вспоминал Феликс Клее. Повзрослев, он, разумеется, стал театральным режиссером. Впрочем, «повзрослев» — не то слово: в семье Клее взрослеть не принято.
Автор: Андрей Зимоглядов
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Главная иллюстрация: Жан-Мишель Баския. Бэби-бум