• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Джон Тенниел. Дважды рыцарь Великой Британии

Мне нравится2  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

В этом году исполнилось 100 лет со дня смерти одного из самых известных рисовальщиков Великобритании Джона Тенниела (1820−1914). На родине он нем помнят в первую очередь как о выдающемся политическом карикатуристе, который полвека трудился в «Панче» — жалил, колол и всяко глумился над слугами народа. У нас же Тенниела знают и любят как первого иллюстратора книг Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Кстати, впервые «Алиса» была опубликована 4 июля 1865 года.


Одноглазый остроглаз

Острый глаз, твердая рука, папа — преподаватель фехтования и танцев. Казалось, что карьера военного предназначена юному Джону самой судьбой. Отец уже видел сына на коне и в форме. Тем более, что живя в благородной бедности, он не мог обеспечить формального образования своим 6 детям. Мальчик же оказался не только талантливым, но и строптивым. Он хотел держать в руках не шпагу, а кисть. Юный Тенниел поступил в Королевскую Академию художеств, но бросил обучение… из-за ненависти к урокам живописи. Хотя, чему могли там научить юношу — ведь уже в 16 лет его работы начали выставлять в престижной галерее на Саффолк-Стрит, а в 25 поручили нарисовать фреску «Аллегория×Торжественные, скорбные и величальные, радостные и задорные мелодии очаровывали людей с незапамятных времен, помогая в радости и горе. Тот миг в истории человечества, когда гармония звуков превратилась в музыку, а человек оторвался от будней и, напевая незамысловатый мотив, начал мастерить инструменты, остался не замеченным. В дальнейшем музыка и ее носители претерпели взлеты и падения: от вознесения в рай небесный до низвержения в ад греховный. И сама музыка и инструменты с тех пор стали носителями особого кода, символами различных понятий. читать дальше правосудия» для Палаты лордов в Вестминстерском дворце.
Его талант художника быстро получил признание и к Тенниелу рекой полились заказы.
«Заговор», масло, 1850.
Тенниел написал картину на тему знаменитого «Порохового заговора», который некоторые современные историки называет первым террористическим актом. В начале XVII века группа английских католиков попыталась взорвать здание парламента, чтобы уничтожить короля Якова I.

Правда, блестящая карьера чуть трагически не прервалась. Когда Джону было 20 лет, отец нанес ему удар шпагой в глаз. Это случилось на тренировке — с оружия Тенниела-старшего слетела защитная насадка. На протяжении многих лет художник постепенно слеп на правый глаз, но он никогда не говорил отцу о серьезности раны, так как он не хотел его огорчать.

Братство Панча

Несмотря на проблемы со зрением, а может и благодаря им, Тенниел обладал феноменальной зрительной памятью. Это качество ему очень пригодилось, когда в 30 лет его пригласили занять пост карикатуриста в «Панче» — влиятельном еженедельном журнале юмора и сатиры. В журнале печатались Чарльз Диккенс, Алан Милн и Дж. К. Джером. В «Панче» впервые был опубликован роман Теккерея «Ярмарка тщеславия». Кроме Тенниела, с «Панчем» сотрудничали такие известные художники, как Майлз Фостер и Этель Рид. Эту троицу прозвали «Братством Панча». Так что, хотя Тенниел считал себя серьезным художником, не способным создать что-либо смешное (Он как-то спросил друга: «Они что там, считают, что во мне есть что-то забавное?»), приглашение Панча принял и проработал в журнале полвека.
Впрочем, надо знать и английский подход к сатире: иносказания, аллегории, и аналогии — нечто вроде басен на «злобу дня». Мысли, которые нужно проиллюстрировать: опасный поворот в политике, пустые обещания, новый проект в Парламенте, предпринятая экспедиция… Тенниэл был «в курсе», с идеями, как показать ситуацию, и при мастерстве!
Рассказывают, что свои потенциальные мишени Тенниел старался рассмотреть лично. Однажды его пригласили в дом 10 на Даунинг-Стрит, чтобы он смог изучить лицо Вильяма Глэдстоуна — будущего премьер-министра Великобритании, «политический голос страны», как называли его неофициально. Глэдстоуну карикатура Тенниела не понравилась и знакомство с художником он прервал, но зла не затаил. В 1893 году именно Уильям Гладстон, будучи премьер-министром, присвоил 73-х-летнему Тенниелу титул рыцаря.

Кстати, сам Тенниел присвоил себе этот титул гораздо раньше, когда вывел себя в образе белого рыцаря в книге Льюиса Кэролла. Кэролл настаивал, чтобы художник сбрил усы у рыцаря. Но они были похожи на усы самого Тенниела и художник их сохранил.

«Голова слишком велика, а ноги слишком малы»...

Произведения Льюиса Кэррола (настоящее имя Чарльз Латуидж Доджсон) привлекают художников, как его Алиса — приключения. Сотни художников снова и снова визуализируют героев книги, даже великие Сальвадор Дали и Туве Янсон решали эту задачу. А первым иллюстратором «Алисы» стал автор книги. Рукопись со своими зарисовками Льюис Кэролл подарил Алисе Лидделл — прототипу книжной Алисы. Но для иллюстрации печатного издания книги ему посоветовали нанять профессионального художника. Друзья порекомендовали обратиться к известному карикатуристу из «Панча» и иллюстратору уже нескольких книг Джону Тенниелу.

Мэтр откликнулся на просьбу молодого ученого, но затребовал весьма существенное вознаграждение — 138 фунтов. Для скромного преподавателя математики из Оксфорда сумма была внушительная, но затраты себя оправдали. «Политые потом и чернилами» рисунки вошли в золотую коллекцию иллюстраций и уже давно считаются каноническими. 

 
Взявшись за работу, Тенниел был уверен в полной свободе творчества. Льюис, напротив решил все жестко контролировать. Переговоры велись по переписке, так как Кэролл жил в Оксфорде, а Тенниел — в Лондоне. Вначале перья скрестили из-за девочки. Кэролл выслал Тенниелу портрет своей подружки — прототипа Алисы, а Тенниел вежливо парировал, что знает как выглядят девочки. Так вместо брюнетки, подружки математика, Алиса стала нежной блондинкой. Кэрролл в письме другу как-то написал: «Мистер Тенниел, единственный из иллюстраторов моих книг, наотрез отказался рисовать с натуры. Он сказал, что она так же не нужна ему для рисования, как мне таблица умножения для решения математической задачи! Я склонен думать, что он ошибался и что из-за этого некоторые рисунки в „Алисе“ непропорциональны голова слишком велика, а ноги слишком малы.»




 



Художник Гарри Фернисс — вспоминал, как Тенниел возмущённо говорил: «Доджсон невозможен! Старый зануда. Этого зазнайку-ментора больше недели нельзя вытерпеть!». Старый зануда был моложе художника на 12 лет.

Бармаглот, выйди вон!

Тенниеловского Бармаглота Кэрролл вообше решил ликвидировать — слишком страшным получился. Однако, посовещавшись с друзьями, просто убрал его с обложки. Зато Тенниел выкинул целую главу «Шмель», заявив, что она находится за пределами искусства, его не привлекает, и он не сможет ее проиллюстрировать.

Своими иллюстрациями Тенниел обогатил книгу новыми смыслами и добавил злободневности. Так, в мордах дерущихся Льва и Единорога современники угадывали двух известных политиков — Дизраэли и Гладстона.

В герцогине можно узнать исторический персонаж, знаменитую безобразную герцогиню, воспетую Фейхвангером, а именно Маргариту Маульташ. Она вошла в историю благодаря своему уму и уродству, а карикатура Тенниела напоминает ее портрет работы Квентина Массейса. Правда, и сам портрет уж больно похож на карикатуру. Судите сами:

Лебединая книга Тенниела

Тенниел был взыскателен не только к себе и Кэроллу. Жертвой его перфекционизма стало первое издание «Алисы в стране чудес». Две тысячи экземпляров, отпечатанных оксфордской типографией, должны были быть уничтожены, так как Тенниел не был удовлетворен качеством печати. Однако полсотни экземпляров уцелели: их Кэролл успел разослать с дарственной надпись друзьям. 23 книги сохранились. Одна из них исчеркана феолетовыми чернилами — считается, она принадлежала самому Кэроллу. Эта книга стала самым дорогим детским изданием, проданным на аукционе. В 1998 году она ушла с молотка за полтора миллиона долларов.
Кстати, Кэролл в итоге напечатал Алису в типографии Ричарда Клея, а непереплетенные экземпляры первого набора продал на макулатуру.
В России книга впервые вышла под названием «Соня в царстве дива». Правда, фамилии автора и переводчика не указали, зато сохранили оригинальные иллюстрации Джона Тенниела.

Сто лет без художника "Алисы"

Рисунки Теннниела пользуются большой популярностью по сей день. На аукционы выставляют как его карикатуры в Панче, так и все, что касается иллюстрирования Алисы. Что и говорить, сегодня можно встретить знаменитые картинки в самых неожиданных местах!

А для самого Тенниела иллюстрации к «Алисе» также стали особенными. Он писал: «Странное дело, после „Зазеркалья“ я совершенно утратил способность рисовать книжные иллюстрации и, несмотря на самые соблазнительные предложения, ничего с тех пор не делал в этом жанре». А прожил Тенниел долгую жизнь — 93 года.
Автор: Светлана Лехтман
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится2  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: