История любви в картинах: Джексон Поллок и Ли Краснер
Джексона Поллока относят к наиболее известным деятелям абстрактного экспрессионизма и ведущим художникам США прошлого столетия. Творчество его жены, художницы Ли Краснер, менее известно широкой публике, хотя по иронии судьбы именно благодаря ее поддержке и упорству Поллоку удалось добиться признания у критиков и коллекционеров. А вот у нее самой, отдававшей все время и силы служению мужу, получилось полноценно вернуться к написанию собственных картин лишь после его трагической смерти.
Любовь зла
Нужно понимать, что представлял из себя Поллок в момент встречи с будущей женой. С раннего детства он отличался тяжелым, замкнутым нравом и частенько выдавал приступы гнева по малозначительным поводам. Возможно, сказалось влияние на развитие личности художника его невротичной матери. Но также не стоит сбрасывать со счетов и общеизвестную склонность творческих личностей к психическим проблемам в целом.
Ко всему прочему Поллок очень рано начал искать забвения в алкоголе, и уже в возрасте 24 лет он ухитрился уйти в основательный запой, перебиваясь случайными заработками и поддержкой по программе помощи неимущим художникам. А в 1938 году он и вовсе загремел в реабилитационную клинику, где в течение четырех месяцев лечился от алкоголизма.Так выглядит одна из ранних, редких фигуративных работ Поллока.
Неудивительно, что первая встреча двух художников вышла комом и не привела ни к чему хорошему. На одной из вечеринок в 1936 году Поллок, пребывая в подпитии, подкатил к Ли с предложением, на которое уважающая себя девушка могла ответить только пощечиной. Лишь пять лет спустя она сама явится к нему в мастерскую, чтобы увидеть работы «единственного незнакомого ей абстракциониста в Нью-Йорке», с которым художнице вскоре предстояло участвовать в совместной выставке.
То ли Краснер забыла о непристойном поведении Поллока годами ранее, то ли попала под его обаяние, но она заинтересовалась им самим едва ли не больше, чем его картинами. Она была девушкой чрезвычайно целеустремленной и быстро взяла художника в оборот. Очень скоро они съехались, а в 1945 году Поллок и Краснер заключили официальный брак.
Через тернии к звездам
С самого момента знакомства Ли стала для Джексона главной движущей силой, локомотивом, который приводил его в движение даже в самые темные периоды творческого и жизненного застоя. Она безоговорочно верила в его искусство и талант, о чем никогда не забывала напоминать, когда сам художник начинал в себе сомневаться после очередной провальной попытки продать хоть какую-нибудь из своих картин.
Если до встречи с Поллоком Краснер была уже достаточно известной в богемных кругах художницей, то после нее она практически перестала писать сама, всю свою энергию направив на вдохновение мужа и всяческое содействие в обуздании его страстей. Она подвигла Джексона на покупку старого фермерского дома на самом краю Лонг-Айленда, куда редко заглядывали гости с соблазнами в виде алкогольного презента. Благодаря стараниям Краснер Поллоку удавалось воздерживаться от возлияний довольно внушительные периоды, что оставляло ему пространство для творчества.
Картина: Ли Краснер
Нанесение изображения, 1945
Вопреки желанию мужа Ли отказалась от идеи завести ребенка, мотивировав это тем, что ее сил хватает только на удовлетворение его потребностей. Похоже, во главу угла она ставила лишь амбиции в художественной сфере, не желая размениваться ни на что более. Компанию на уединенной ферме им составлял любимец-пес и редкие посетители из Нью-Йорка.
Среди них была сама
Пегги Гуггенхайм — влиятельная покровительница искусства
, с которой Краснер познакомила Поллока еще до переезда. Расчет оправдался: Пегги действительно была очарована его картинами и даже назначила художнику стипендию
, что позволяло молодой семье держаться на плаву. Но даже ей не удавалось продвинуть творчество Поллока в финансовом эквиваленте: несмотря на организованные Пегги три персональные выставки с 1943 по 1947 годы и неплохие отзывы критики
, картины упорно не хотели продаваться
, что не добавляло уверенности и так склонному к депрессии художнику.
Джексон Поллок. Земляные черви, 1946
Джексон Поллок. Электрическая ночь, 1946
Дела сдвинулись с мертвой точки в 1947 году, когда Поллок, долго экспериментируя в сарае-мастерской рядом с домом, изобрел новую художественную формулу — капельную живопись, ставшую его фирменным почерком. Все захотели узнать о новом художнике: о нем опубликовали статью в Times, о революционном методе упорядоченного разливания красок по холсту сняли целый документальный фильм. Но то, что выглядело как начало долгой счастливой жизни, на самом деле стало началом конца.
Прерванный полет
Поллок не прошел испытание медными трубами, и именно в момент, когда его карьера резко пошла в гору, он снова погрузился в алкогольную пучину после целых двух лет воздержания. Это не только влияло на его производительность — в периоды запоя Джексон почти не брал в руки кисть — но и превращало в агрессивного монстра, которого Ли боялась как огня.Последней каплей для нее стал роман Поллока с юной красоткой
, 26-летней художницей Рут Клингман. Их брак терпит крах. В лице жены художник потерял ангела-хранителя
, и всего пару месяцев спустя после расставания его автомобиль вместе с еще двумя пассажирками вылетит с дороги. Любовница Поллока чудом останется в живых
, а вот ее подруге Этель Метцгер и возлюбленному повезет меньше. И хотя уровень алкоголя в его крови был плохо совместим с вождением транспортного средства
, некоторые поклонники верят в версию о самоубийстве.
Слова Джексона о том, что без Ли он бы погиб, оказались пророческими.
Ей лишь ненадолго удалось задержать его на этом свете: художнику было всего 44 года на момент смерти. Она сама по сути начала жить собственной жизнью только с его уходом. Вернулась к живописи и создала лучшие свои работы — в том же сарае
, где когда-то изобрел авторскую технику ее муж.
Во время жизни с Поллоком и еще какое-то время после нее творчество Краснер подчинялось существенному влиянию мужа. А, возможно, и наоборот — кто знает?
Слава жены Поллока навсегда закрепится за художницей. И вряд ли ей удалось разлюбить его несмотря на все обиды. «С Джексоном было возможно тихое уединение, — вспоминала она. — Можно было просто сидеть и лицезреть окружающий ландшафт. Внутреннюю тишину. Сидеть после ужина на заднем крыльце и смотреть на свет фонаря. Не было нужды в разговорах. Ни в каком другом виде общения».
Ей были известны иные стороны человека, которого окружающие считали лишь пьяным дебоширом. Оказывается, Поллок любил печь и у него неплохо это выходило: «Я готовила, но он пек, — рассказывала Краснер о распределении ролей на кухне. — Он был чрезвычайно требователен к своей выпечке и у него выходил изумительный хлеб, торты, яблочные пироги. А еще он готовил великолепный соус к спагетти».
История сумасшедшего и плодотворного с точки зрения живописи брака двух художников в 1991 году принесла Пулитцеровскую премию писателям Стивену Найфи и Грегори Уайт Смиту за книгу «Джексон Поллок: американская сага». А в 2000 году по ее мотивам актер Эд Харрис снял художественный фильм «Поллок» с собой в главной роли.
Фильм выглядит убедительно не только благодаря поразительному сходству актера с художником, но и тому, насколько правдоподобно Эд Харрис разбрызгивает краску по холсту. Должно быть, на тренировки у него ушло немало времени.
Кадр из фильма «Поллок»
Автор: Наталья Азаренко
Заглавная фотография: juanmamoreno.com