Регистрация

Поль Дюран-Рюэль: профессия - арт-дилер! Главный миссионер импрессионизма

Мне нравится7  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  
Имя французского коллекционера и галериста Поля Дюран-Рюэля связывают в первую очередь с великими художниками-импрессионистами — Ренуаром, Мане, Писсарро, Сислеем, Дега и Моне. Именно ему суждено было стать покровителем нового направления в живописи, вначале непонятого публикой и отверженного официальным художественным Салоном Парижа.
Руководствуясь безупречным художественным вкусом и своим коммерческим гением, Дюран-Рюэль сделал ставку на новых начинающих художников, рискуя не только своей репутацией, но и своим состоянием, и выиграл. Но этим отнюдь не ограничивается роль и вклад Дюран-Рюэля в историю мирового искусства.
Три десятилетия он сражался за право на жизнь нового стиля и в результате стал не только победителем, но и основоположником новой профессии. Сейчас Дюран-Рюэля считают первым профессиональным арт-дилером, который свою миссию видел в поддержке и развитии настоящего искусства, и, что немаловажно — в формировании вкусов публики.
История этого великого буржуа и ультраконсервативного монархиста, который взял на свой страх и риск защиту революционеров в искусстве, наполнена и счастливыми, и горестными событиями.
Фирма Дюран-Рюэля была основана в Париже во времена расцвета романтических и реалистических течений в живописи. Поль возглавил фирму в 1865 году после смерти своего отца, и стал одним из самых успешных коммерсантов во Франции. В своей автобиографии Дюран-Рюэль позже напишет, что за свою жизнь он провел две «дорогие его сердцу» кампании: первую — «за реализм», которая завершилась успехом к концу 1870-х годов. «Вторая же, предпринятая мной в защиту тех, кого прозвали импрессионистами, обошлась мне гораздо дороже, потому что принесла мне много неприятностей и большие денежные потери».
Вообще, «настоящей живописью» Поль считал творчество великих реалистов Коро, Руссо, Милле, Курбе, Дюпре, Диаза и Добиньи, до конца своей жизни он был их приверженцем и ярым почитателем. До 1870 года он скупал все их работы, которые появлялись на рынке, а также приобретая их у самих авторов. Так, в 1866 году он сразу купил у Теодора Руссо семьдесят его работ. Такое в арт-бизнесе произошло впервые, когда один торговец стал монопольным владельцем всей коллекции художника! Ну, а когда искусство реалистов было признано официальным Салоном, Поль взялся за свою вторую «кампанию».
А началось все в 1870 году в Лондоне, когда Дюран-Рюэль познакомился с Моне и Писсаро и сразу почувствовал будущее за новым направлением, которое разрабатывали молодые живописцы. Позже он познакомился с творчеством Дега, Сислея, Ренуара, Мане и, покоренный их искусством, встал на защиту нового течения, которое было воспринято с неистовым негодованием художественными критиками, официальным салоном и самой публикой. Художники подверглись не только осуждению, но гонению и преследованиям, а Дюран-Рюэль разделил все тяготы и оскорбления вместе со своими подопечными. А ведь он рисковал еще больше, когда выступил на защиту импрессионистов! От Дюран-Рюэля отвернулись его клиенты и весь художественный Париж. В то время он говорил: «То, что освящено модой, всегда продается быстрее, чем творения великих художников, которых публика понимает тем меньше, чем они оригинальней и неповторимей». Его интуиция знатока подсказывала, что рано или поздно импрессионизм×Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. читать дальше будет признан, как самое передовое течение французской живописи.

Позже Моне напишет: «…Дюран-Рюэль поддерживал нас всех. Это было героическое мероприятие. Нужно было бы специальное сочинение, чтобы рассказать, какую роль сыграл этот великий торговец произведениями искусства в истории импрессионизма».
И он мужественно сражался, доверяя своему чутью и чувствуя свое правое дело. Всю свою кипучую энергию Дюран-Рюэль направил на организацию многочисленных выставок импрессионистов в Париже, Лондоне, Берлине, Роттердаме, Бостоне. Он основал два художественных журнала, в надежде на то, что критика поможет ему поддержать художников, в которых он верил. И, наконец, в 1887 гг. импрессионизм×Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. читать дальше был признан американской публикой в Нью-Йорке, и выставка принесла, наконец, и финансовый успех.

В то время, как Дюран-Рюэль организовывал выставки импрессионистов, сами художники находились в отчаянном положении, крайняя бедность и нужда заставляли их обращаться за помощью к единственному своему ангелу-хранителю. Об этом говорят сохранившиеся письма Ренуара, Писсарро, Моне, адресованные их покровителю Дюран-Рюэлю. В этих письмах 1880-х годов звучат постоянные просьбы оплатить счета булочника, мясника, расходы на покупку красок и даже оплату железнодорожных билетов. И Дюран-Рюэль, находясь на грани разорения, оказывал значительную поддержку своим протеже.
Любовь и признательность художников к деятельности парижского галериста выразилась в портрете П. Дюран-Рюэля, написанном Ренуаром в 1910 году. На портрете изображен Поль в возрасте 79 лет, отдыхающий в кресле. Перед нами человек, проживший долгую и счастливую жизнь, он уже не молод, но его живые глаза говорят об энергии и деятельной натуре. В полной спокойствия и умиротворения позе чувствуется удовлетворенность от прожитых лет. Миссия выполнена — цели достигнуты, а вместе с ними всеобщее признание и уважение. Таким мы видим Дюран-Рюэля в исполнении жизнерадостного оптимиста Ренуара.
Долгие годы Дюран-Рюэля и Ренуара связывали теплые трепетные отношения. Еще в 1881 году, будучи молодым художником, Ренуар писал своему покровителю из Алжира: «Сейчас, как и всегда, я стараюсь делать только хорошие вещи. Я хочу написать для Вас сногсшибательные картины, которые Вы могли бы продать очень дорого. Я добьюсь своей цели и, надеюсь, очень скоро».

И десять лет спустя так же дорожа мнением Дюран-Рюэля, Ренуар подробно рассказывает в письме о своей работе, делится своими успехами и переживаниями: «Дорогой господин Дюран-Рюэль, Меня очень беспокоит то, что я Вам послал: эти результаты моих поисков представляю собой настоящий винегрет. Скоро пошлю Вам новую партию качественных вещей… Я чувствую, что делаю успехи, и хотел бы вернуться не раньше, чем буду вполне доволен собой… Ремесло пейзажиста дается мне нелегко, но за эти 3 месяца я продвинусь больше, чем за год работы в мастерской… Таким образом, за время с мая по июль я успею написать для Вас много фигур, которые будут окончательно готовы к осени».
Дюран-Рюэль хорошо понимал законы художественного рынка, утвердившиеся во Франции, которые часто называют правилом «запоздалого признания». Сражаясь в одиночку против академических кругов, он был вынужден настаивать на своих позициях, действуя часто жестко и бескомпромиссно. Поэтому отношения Дюран-Рюэля с его подопечными не всегда были гармоничными. Художники не всегда были довольны своей полной зависимостью от своего патрона. Согласно контракту, все права на картины импрессионистов принадлежали Дюран-Рюэлю — художники лишались возможности продавать свои картины другим покупателям. Например, в 1881 году галерист отказался предоставить принадлежавшие ему картины на персональную выставку, посвященную творчеству Моне. К концу 1890-х годов импрессионисты освобождаются от зависимости Дюран-Рюэля и продают свои картины не только своему покровителю, но и другим фирмам. Он продолжает их финансировать, но размеры материального обеспечения совершенно иные. Если раньше художники в своих письмах обращаются за скромными денежными суммами, то в начале 1900-х годов Ренуар и Писсарро пишут о просьбе выслать тысячи франков для приобретения собственных домов или решить свои финансовые проблемы.
В 1902 году Ренуар пишет Дюран-Рюэлю: «Буду вам признателен, если Вы пришлете мне тысячу франков, но с этим дело терпит. Нельзя медлить с другим — с этими чертовыми страховками „Фемиды“ и „Севера“, о которых я вечно забываю. Вы, вероятно, уже получили мою телеграмму по этому поводу, и я рассчитываю, что Вы любезно поможете мне расплатиться».
Вместе с признанием нового направления в начале 1900-х годов начинают расти цены на произведения импрессионистов. Например, известный русский коллекционер И. А. Морозов приобрел в 1908 году картины Моне «Город на берегу реки» за 1000 франков, и за 5 000 франков работы «Уголок сада в Монжероне» и «Стог сена около Живерни».
И в наши дни стоимость на полотна импрессионистов неизменно высоки. Каждое появление картины импрессионистов производит фурор на мировых аукционах, ведь почти все их работы давно хранятся в музеях и частных коллекциях.

Сегодня огромная заслуга Дюран-Рюэля в развитии французского искусства неоспорима. Это был меценат с хорошим художественным вкусом и прекрасный коммерсант, умеющий думать о завтрашнем дне больше, чем о дне сегодняшнем. Деятельность и принципы этого человека могут служить прекрасным примером современным игрокам арт-бизнеса. На склоне лет Дюран-Рюэль писал: «Мои родители и я в своей коммерческой деятельности мало, иногда, пожалуй, даже слишком мало уделяли внимания чисто денежной стороне вопроса. Мы преследовали более возвышенные и более интересные цели, хотя это, к сожалению, и не помогает человеку разбогатеть».
Кроме писем художников-импрессионистов к Дюран-Рюэлю, сохранились и его собственные воспоминания — книга Лионелло Вентури «Импрессионизм×Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. читать дальше . Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы» (Нью-Йорк, 1939), которая вышла на русском языке под редакцией А. Изергиной в 1969 г. А в 2002 г. в Париже вышло в свет новейшее исследование жизни великого коллекционера, написанное французским писателем Пьером Ассулином «Благодаря ему будут проданы. Поль Дюран-Рюэль, маршан импрессионистов» (Pierre Assouline «Grâces lui soient rendues. Paul Durand-Ruel, le marchand des impressionnistes».
Автор: Ирина Олих
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится7  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  

Комментарии

Галина Силина
, 17 ноября 2014 10:46 1
Холсты стоят дорого , масло мастер-класс от 200 рублей , это у нас в Петрозаводске. Муж орет как потерпевший на весь дом , когда видит , что я купила 4 холста сразу , что остается делать художнику? Ходила на выставку акварелей , заодно ,,ПОТУСОВАЛАСЬ.., пообщалась со знакомыми художниками и , что вы думаете? Разговорилась с приятелем . , друг у него художник , рассказал ему , что просто договорился с одним покупателем и продает ему каждую свою картину за 10т. рублей и весьма доволен. У нас художественный салон просто забит картинами , а художнику надо семью кормить!!!Дюран Рюэль молодец ,,ЛОЖКА ДОРОГА К ОБЕДУ,, , в трудные времена он поддержал импрессионистов и это главное!!!
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом:

HELP