войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Новый свет: французские импрессионисты в Америке

Еще до того, как Поль Дюран-Рюэль в 1886 году привез в Америку первую выставку французских импрессионистов, задолго до того, как Дюран-Рюэль открыл в Нью-Йорке отделение своей галереи, один из французских импрессионистов родился и рос на тех самых островах, которые открыл Колумб. Другой — провел полгода в Новом Орлеане после окончания Войны Севера и Юга. Третий — никогда в Америке не был, но его картина побывала в Бостоне и Нью-Йорке почти контрабандой, в багаже известной певицы. И это за 7 лет до открытия первой американской выставки французских импрессионистов.
Новый свет: французские импрессионисты в Америке

Писсарро в пиратской бухте

Весь французский импрессионизм
Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. Читать дальше
начался за 7 тысяч километров от Парижа, на Виргинских островах. С начала XX века остров Сент-Томас — американская территория, но в 1830 году, когда здесь родился Камиль Писсарро, принадлежал датчанам. До того, как остров открыл Христофор Колумб, здесь жили индейцы сибонеи, а когда все племя вымерло от европейских болезней, остров на несколько столетий захватили пираты.
История семьи Писсарро складывалась, должно быть, под воздействием тропического воздуха, наэлектризованного и тягучего от бушевавших здесь страстей и провернутых авантюр. Религиозный еврей Фредерик Писсарро, отец художника, приехал на Сент-Томас из Франции, чтобы принять в наследство дело умершего дяди. Но нашел на острове гораздо больше, чем прибыльную скобяную лавку. Вдова дядюшки, доминиканка Рашель, сводит Фредерика с ума — он женится на ней, становится приемным отцом для 4 ее детей (своих двоюродных братьев и сестер). В этом браке родится еще четверо детей, в том числе Камиль.
Трудно представить себе место, настолько же неподходящее для художника, как Виргинские острова — ни артистической жизни, ни единомышленников, ни музеев, в которых можно копировать шедевры. Камиль Писсарро уезжает отсюда навсегда, когда ему исполняется 25 лет. Конечно же, в Париж. И если и скучает о чем-то, то о знойных, живописных пейзажах острова. По воспоминаниям о Сент-Томасе и детским эскизам он пишет первые парижские картины — с видами острова.

Дега в Новом Орлеане

Эдгар Дега — единственный французский художник-импрессионист, который побывал в Америке и написал там несколько картин. Ему 38 лет, он недавно вернулся с Франко-прусской войны, он недавно узнал о болезни, которая рано или поздно приведет его к полной слепоте. Ему рекомендуют беречь глаза от солнечного света и пореже выходить на улицу. Он едет в Новый Орлеан: там живут его младшие братья, дядя и кузины. У американской семейной ветви хлопковый бизнес — там все время говорят о хлопке, продают хлопок, оценивают хлопок, думают о хлопке. И Дега наблюдает за работой братьев на хлопковой бирже, разбирает их рабочие письма, ждет рождения племянника и пишет портреты членов семьи. Спустя несколько лет ему придется забыть о безбедной жизни, продать дом и часть коллекции любимых старых мастеров, чтобы расплатиться с долгами своих новоорлеанских братьев — те заключили несколько провальных хлопковых сделок.
Пять месяцев, проведенные в Новом Орлеане, Дега даже десятилетия спустя вспоминал с редкой для него нежностью и благодарностью. Ежедневно наблюдая со стороны эту ритмичную черно-белую размеренную суету (черные сюртуки, белый хлопок), Дега выстраивает собственные композиционные ритмы, по которым сработает еще не раз. Архитектура «Хлопковой биржи» еще повторится в многочисленных балетных репетициях, а «Торговцы хлопком» — уже уверенный и обозначенный импрессионизм
Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. Читать дальше
, который развернется со временем в сериях с купающимися женщинами и балеринами.

Когда много лет спустя Поль Гоген будет выбирать на карте экзотическую местность в поисках вдохновения, Дега посоветует: «Поезжайте в Новый Орлеан». Но Гоген не захочет — слишком цивилизованно.

Оперное турне картины Мане

В 1867 году Эдуар Мане написал картину по следам трагического исторического события, в первый и в последний раз — картину настолько злободневную, гневную, остро сюжетную, обреченную на пожизненную цензурную безвестность. «Расстрел императора Максимилиана» — финал одной провальной кампании, затеянной Наполеоном III: захватить Мексику, подобраться поближе к Америке, усадить на мексиканский трон своего ставленника.
К тому времени, когда знаменитая оперная певица Эмили Амбр придет к Эдуару Мане просить эту картину, пройдет 12 лет, мексиканский император Мкаксимилиан будет давно мертв, режим Наполеона будет свергнут, сам Наполеон умрет в изгнании в Англии. Эмили Амбр — любовница голландского короля Вильгельма, оперная дива, которая уже работала с самим Джузеппе Верди, пела партии Травиаты, Аиды. Теперь она отправляется на гастроли в Нью-Йорк и Бостон, исполнять будет партию Кармен, и очень хочет провезти по этим городам «Расстрел императора Максимилиана» — познакомить американцев с новым французским искусством. Картина размером два с половиной на три метра — в багаже гастролирующей оперной певицы!

Когда Эмили Амбр вернется в Париж, Эдуар Мане в благодарность напишет ее портрет — в роли Кармен.
Рекомендуемые работы
Ольга Шацкая. Фрида Кало
Фрида Кало
2024, 90×60 см
$853
Оригинал
Сергей Пляскота. Овощное рагу с соевым соусом, долгоносиком и  кольраби
  • Реклама
Овощное рагу с соевым соусом, долгоносиком и кольраби
2024, 100×120 см
$4 000
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Собор Святого Петра
  • Реклама
Рим. Собор Святого Петра
2019, 24×30 см
$321
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
  • Реклама
Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
2024, 24×30 см
$201
Копия
€70
Цифровая копия
Копии
€70
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Лазурный берег
  • Реклама
Лазурный берег
60×80 см
$281
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
  • Реклама
Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
70×90 см
$1 456
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
P.S. Камиль Писсарро больше никогда не вернется на родину, Эдгар Дега никогда не поедет к родственникам в Новый Орлеан, Эдуар Мане так ни разу и не пересечет океан. Но пройдет еще немного времени — и молодые американские художники обоснуются в Живерни, по соседству с Клодом Моне, целой артистической коммуной.

И именно американские коллекционеры и критики станут первыми страстными ценителями и щедрыми покупателями картин художников-импрессионистов. По большей части на американские деньги Моне выстроит мастерскую и устроит пруд с кувшинками, на американские деньги Ренуар купит виллу в Коллетах, а Писсарро сможет путешествовать, растить детей и забыть о нищете. Бывало, что целые серии Моне или новые полотна Ренуара из галереи Дюран-Рюэля переезжали сразу в дома американских коллекционеров. Сегодня завидные коллекции картин французских импрессионистов можно найти в каждом крупном музее Америки.
Заглавная иллюстрация: Камиль Писсарро. Две женщины, беседующие у моря, Сент-Томас. 1856. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

Автор: Анна Сидельникова