Еще до того, как Поль Дюран-Рюэль в 1886 году привез в Америку первую выставку французских импрессионистов, задолго до того, как Дюран-Рюэль открыл в Нью-Йорке отделение своей галереи, один из французских импрессионистов родился и рос на тех самых островах, которые открыл Колумб. Другой — провел полгода в Новом Орлеане после окончания Войны Севера и Юга. Третий — никогда в Америке не был, но его картина побывала в Бостоне и Нью-Йорке почти контрабандой, в багаже известной певицы. И это за 7 лет до открытия первой американской выставки французских импрессионистов.
Писсарро в пиратской бухте
Весь французский импрессионизм начался за 7 тысяч километров от Парижа, на Виргинских островах. С начала XX века остров Сент-Томас — американская территория, но в 1830 году, когда здесь родился Камиль Писсарро, принадлежал датчанам. До того, как остров открыл Христофор Колумб, здесь жили индейцы сибонеи, а когда все племя вымерло от европейских болезней, остров на несколько столетий захватили пираты.
Залив в Сент-Томас
1856, 24×32 см
История семьи Писсарро складывалась, должно быть, под воздействием тропического воздуха, наэлектризованного и тягучего от бушевавших здесь страстей и провернутых авантюр. Религиозный еврей Фредерик Писсарро, отец художника, приехал на Сент-Томас из Франции, чтобы принять в наследство дело умершего дяди. Но нашел на острове гораздо больше, чем прибыльную скобяную лавку. Вдова дядюшки, доминиканка Рашель, сводит Фредерика с ума — он женится на ней, становится приемным отцом для 4 ее детей (своих двоюродных братьев и сестер). В этом браке родится еще четверо детей, в том числе Камиль.
Трудно представить себе место, настолько же неподходящее для художника, как Виргинские острова — ни артистической жизни, ни единомышленников, ни музеев, в которых можно копировать шедевры. Камиль Писсарро уезжает отсюда навсегда, когда ему исполняется 25 лет. Конечно же, в Париж. И если и скучает о чем-то, то о знойных, живописных пейзажах острова. По воспоминаниям о Сент-Томасе и детским эскизам он пишет первые парижские картины — с видами острова.
Дега в Новом Орлеане
Эдгар Дега — единственный французский художник-импрессионист, который побывал в Америке и написал там несколько картин. Ему 38 лет, он недавно вернулся с Франко-прусской войны, он недавно узнал о болезни, которая рано или поздно приведет его к полной слепоте. Ему рекомендуют беречь глаза от солнечного света и пореже выходить на улицу. Он едет в Новый Орлеан: там живут его младшие братья, дядя и кузины. У американской семейной ветви хлопковый бизнес — там все время говорят о хлопке, продают хлопок, оценивают хлопок, думают о хлопке. И Дега наблюдает за работой братьев на хлопковой бирже, разбирает их рабочие письма, ждет рождения племянника и пишет портреты членов семьи. Спустя несколько лет ему придется забыть о безбедной жизни, продать дом и часть коллекции любимых старых мастеров, чтобы расплатиться с долгами своих новоорлеанских братьев — те заключили несколько провальных хлопковых сделок.
Хлопковая контора в Новом Орлеане
1873, 73×92 см
Пять месяцев, проведенные в Новом Орлеане, Дега даже десятилетия спустя вспоминал с редкой для него нежностью и благодарностью. Ежедневно наблюдая со стороны эту ритмичную черно-белую размеренную суету (черные сюртуки, белый хлопок), Дега выстраивает собственные композиционные ритмы, по которым сработает еще не раз. Архитектура «Хлопковой биржи» еще повторится в многочисленных балетных репетициях, а «Торговцы хлопком» — уже уверенный и обозначенный импрессионизм
, который развернется со временем в сериях с купающимися женщинами и балеринами.
Когда много лет спустя Поль Гоген будет выбирать на карте экзотическую местность в поисках вдохновения, Дега посоветует: «Поезжайте в Новый Орлеан». Но Гоген не захочет — слишком цивилизованно.
Когда много лет спустя Поль Гоген будет выбирать на карте экзотическую местность в поисках вдохновения, Дега посоветует: «Поезжайте в Новый Орлеан». Но Гоген не захочет — слишком цивилизованно.
Оперное турне картины Мане
В 1867 году Эдуар Мане написал картину по следам трагического исторического события, в первый и в последний раз — картину настолько злободневную, гневную, остро сюжетную, обреченную на пожизненную цензурную безвестность. «Расстрел императора Максимилиана» — финал одной провальной кампании, затеянной Наполеоном III: захватить Мексику, подобраться поближе к Америке, усадить на мексиканский трон своего ставленника.
Расстрел императора Максимилиана I
1868, 252×305 см
К тому времени, когда знаменитая оперная певица Эмили Амбр придет к Эдуару Мане просить эту картину, пройдет 12 лет, мексиканский император Мкаксимилиан будет давно мертв, режим Наполеона будет свергнут, сам Наполеон умрет в изгнании в Англии. Эмили Амбр — любовница голландского короля Вильгельма, оперная дива, которая уже работала с самим Джузеппе Верди, пела партии Травиаты, Аиды. Теперь она отправляется на гастроли в Нью-Йорк и Бостон, исполнять будет партию Кармен, и очень хочет провезти по этим городам «Расстрел императора Максимилиана» — познакомить американцев с новым французским искусством. Картина размером два с половиной на три метра — в багаже гастролирующей оперной певицы!
Когда Эмили Амбр вернется в Париж, Эдуар Мане в благодарность напишет ее портрет — в роли Кармен.
Когда Эмили Амбр вернется в Париж, Эдуар Мане в благодарность напишет ее портрет — в роли Кармен.
P.S. Камиль Писсарро больше никогда не вернется на родину, Эдгар Дега никогда не поедет к родственникам в Новый Орлеан, Эдуар Мане так ни разу и не пересечет океан. Но пройдет еще немного времени — и молодые американские художники обоснуются в Живерни, по соседству с Клодом Моне, целой артистической коммуной.
И именно американские коллекционеры и критики станут первыми страстными ценителями и щедрыми покупателями картин художников-импрессионистов. По большей части на американские деньги Моне выстроит мастерскую и устроит пруд с кувшинками, на американские деньги Ренуар купит виллу в Коллетах, а Писсарро сможет путешествовать, растить детей и забыть о нищете. Бывало, что целые серии Моне или новые полотна Ренуара из галереи Дюран-Рюэля переезжали сразу в дома американских коллекционеров. Сегодня завидные коллекции картин французских импрессионистов можно найти в каждом крупном музее Америки.
И именно американские коллекционеры и критики станут первыми страстными ценителями и щедрыми покупателями картин художников-импрессионистов. По большей части на американские деньги Моне выстроит мастерскую и устроит пруд с кувшинками, на американские деньги Ренуар купит виллу в Коллетах, а Писсарро сможет путешествовать, растить детей и забыть о нищете. Бывало, что целые серии Моне или новые полотна Ренуара из галереи Дюран-Рюэля переезжали сразу в дома американских коллекционеров. Сегодня завидные коллекции картин французских импрессионистов можно найти в каждом крупном музее Америки.
Заглавная иллюстрация: Камиль Писсарро. Две женщины, беседующие у моря, Сент-Томас. 1856. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Автор: Анна Сидельникова
Автор: Анна Сидельникова