Галина Сильвестровна Севрук — украинская художница, мастер керамики, монументалист. Родилась в Самарканде в 1929 году. Училась в Киевском Художественном институте на отделение живописи.
Любимые мотивы художницы были связаны с историей Украины. Несмотря на неодобрение властями национальной темы и постоянные проверки КГБ, работы Галины Сильвестровны всегда были посвящены особым темам. Они рассказывают о величии Киевской Руси, славных походах запорожских казаков и языческих верованиях древних славян.
Работы Г. С.Севрук хранятся в Музее гетманства, Музее Леси Украинки и Музее шестидесятников и Национальном Музее истории Украины.
— В Клуб меня привела Галина Зубченко — моя подруга еще с художественной школы, и мне сразу там очень понравилось! В первый же вечер самое большое впечатление на меня произвел Иван Светличный: от него вроде бы исходил свет — ни от кого такого не было! Это был уникальный человек, — он знакомил нас с историей Украины, современными художественными течениями, украинской литературой. Светличный стал моим учителем и поддерживал все мои начинания.
Г. Севрук «Иван Светличный. Медитация», 2003
Это был период, когда из ГУЛАГов возвращались репрессированные, те, кто провел в лагерях более 25 лет — М. Сорока, Б. Антоненко-Давидович, Григорий Порфирович Кочур жил в Ирпене. Мы со Светличным к нему ездили.
…Моя бабушка по маминой линии из рода Липских, она еще помнила славного казака Липу, а дедушка — из Григоровичей-Барских. Мой прадед Иван Григорович-Барский был одним из основателей национального возрождения в архитектуре — украинского барокко . В Киеве на Подоле можно увидеть построенные им церкви Николая Набережного и Покровскую, другие его храмы находятся в Лемешах и Козельце.
Герб Григоровичей-Барских. В 1913 году Григоровичи-Барские получили титул потомственного дворянства. На гербе рода дворян Григоровичей-Барских изображены два черный орла, увенчанный короной дворянский шлем и геральдический иерусалимский крест, а на золотой ленте написан девиз: «ТРУД МОЯ СИЛА».
— Во время презентации фильма «Тени забытых предков» в кинотеатре «Украина» в Киеве выступил Иван Дзюба. После просмотра он вышел на сцену и сказал, что в то время, как мы смотрим замечательный фильм, который дает повод гордиться нашим кинематографом и историей, проводятся аресты украинской интеллигенции… И начал называть имена. В зале включили сирены, и тогда на сцену поднялись Василий Стус и Вячеслав Черновол, который прокричал: «Кто протестует — встаньте!» Народ начал вставать, и тогда в зале уже выключили свет. В тот день активистов не арестовали, их забрали позже, но об этой истории скоро все узнали и ни у кого не осталось сомнений в том, что пришла новая волна репрессий, как в 1930-е годы.
— Вы дружили с Аллой Горской, какой она Вам запомнилась?
— С Аллой Горской я училась в Художественном институте, но она редко ходила на занятия и мы почти не встречались. Ее отец был директором киностудии имени А. Довженко, и у Аллы повсюду были привилегии, в институт ее привозили и забирали на машине. Мы с ней подружились в Клубе. Аллочка так же, как и я, не знала украинский, родилась в Ялте, мы вместе ходили на уроки украинского к жене Ивана Светличного — Леониде.
Г. Севрук «Трембитари. Памяти Аллы Горской», 1970-е гг.
— Скажите, а Клуб творческой молодежи отваживался организовывать какие-то мероприятия в те времена?
— В Клубе проводились потрясающие экскурсии по Украине. Строил маршруты и возглавлял группу Григорий Никонович Логвин, наш непревзойденный гид — историк, архитектор, искусствовед. Мы садились в автобус и отправлялись смотреть крепости, храмы, деревянные церкви в таких глубинках, куда бы мы сами никогда не добрались. Григорий Никонович прекрасно знал историю Украины и так умел рассказать… Он знал столько подробностей, что мы просто бежали за нашим проводником, боясь пропустить хоть слово. Так мы объездили Западную Украину, Буковину, Гуцульщину…
[Прим. ред. На основе этих путешествий Г. Н.Логвин напишет книгу «По Украине», 1968 с уникальными фотографиями и увлекательным рассказом об известных и малоизвестных памятниках Украины, многие из которых были разрушены в советское время].
На фото: Иван Драч и Алла Горская в путешествии по Украине, 1963 год
Только один год я ходила к Светлицким (1946−1947), они жили за Художественным Институтом в частном доме, но Григорий Петрович за это время меня очень многому научил: трепетному отношению к искусству, нежности к природе, любви к пейзажу… У нас сложились прекрасные отношения. Он был интеллигентным, благородным и мудрым человеком, часто играл нам на скрипочке, и всех, кто приходил в его гостеприимный дом, угощали яблоками, грушками, сливками, которые росли в его чудесном саду. Вообще, в доме Светлицких всегда была удивительно доброжелательная атмосфера. В то время к нему также ходил художник Виктор Зарецкий и даже некоторое время жил у него.
— Галина Сильвестровна, вы начинали как художник, а потом неожиданно стали замечательным мастером керамики, как произошел этот переход?
— Моя подруга Галина Зубченко работала в керамической мастерской в Софийском соборе и как-то пригласила меня. До этого я была знакома с народным творчеством и керамика меня не очень-то увлекала, но когда я увидела, как мастер работает на гончарном круге, как из-под его рук появляются замечательные вещи и как Нина Ивановна Федорова, директор мастерской, все это расписывает, — мне все невероятно понравилось. Это было чудесно! Я тут же написала два натюрморта и начала там работать.
Г. Севрук «Натюрморт с керамикой», 1965
— В работе мне очень помогал Михаил Брайчевский — уникальный ученый-историк, он был, можно сказать, как большая энциклопедия: обладал феноменальной памятью и даже знал наизусть некоторые летописи! Брайчевский находил информацию обо всех исторических личностях, которых я мечтала воплотить.
Г. Севрук «Портрет М. Брйчевского», 1994, Музей шестидесятництва, Киев
Все эти работы не похожи на скифских баб и половецких идолов, стоявших в диком поле на курганах — кстати, много их было найдено на Донбассе. А все эти свои скульптуры я отдала в Национальный Музей истории Украины.
— Многие ваши работы были уничтожены, о чем больше всего жалеете?
— О моей работе «Дерево жизни». Я ее очень любила — это был мой творческий всплеск. Я очень хотела поставить эту скульптуру возле Киевского Университета, где учится молодежь, набирается уму-разуму. Одна сторона монумента символизировала творчество человека, а другая — творчество природы. Какая тут политика? Скульптура простояла шесть лет до 1976 года, но старые большевики мне сказали: «Не волнуйтесь, уничтожим, и не таких уничтожали. Зачем нам это здесь, лучше Ленина поставить».
Г. Севрук «Дерево жизни», 1970