«Пейзаж, похожий на картину, не годится для картины, — говорит Мартин Скорсезе, изображающий Ван Гога в фильме „Сны Акиры Куросавы“. — Когда я вижу красоту природы, я просто в ней растворяюсь. А потом, будто во сне, картина получается сама собой. Но ее так трудно удержать внутри. И тогда я разгоняю себя, как паровоз. Я работаю как раб».
Полотна Винсента Ван Гога резкие и несдержанные, каким подчас был и сам художник. Его живопись пугала современников, как пугает человек, говорящий что-то неразборчивое. За свою недолгую жизнь Ван Гог смог продать всего лишь несколько картин. Он был в отчаянии. Однако он не переставал усердно работать и развивать свой стиль. Сегодня он один из самых популярных и самых похищаемых художников в мире.
Эмоции и движение
Ван Гог — методичный и серьезный живописец. Кого-то это может озадачить из-за популярного мифа о том, что он был одержимым и невменяемым человеком, который бездумно наносил краски на холст. Однако Ван Гог прекрасно разбирался в материалах и инструментах для живописи, знал, как ими пользоваться, и основательно продумывал свои композиции. Он был чрезвычайно целеустремленной личностью.Беглого взгляда на картины и рисунки Ван Гога достаточно, чтобы заметить постепенный переход от анатомически точных работ раннего периода к более эксцентричным произведениям зрелых лет. Это медленное, но ощутимое развитие стиля и техники делает Ван Гога таким привлекательным для изучения. Многие художники до сих пор продолжают использовать его любимые приемы, такие как импасто и рисование по памяти.
«В моих мазках нет никакой системы, — писал Ван Гог своему младшему брату Тео. — Я кладу их на холст неравномерными ударами кисти и оставляю как есть. Кое-где получается пастозность, кое-где полотно не закрашено, есть незаконченные места, следы поправок, грубость, но в результате, по-моему, получается впечатление достаточно волнующее, чтобы вызвать досаду у людей с предвзятыми представлениями о технике. Тени на картине отсутствуют, а цвет наложен плоскостно, как на японских гравюрах», — так комментирует свою манеру сам художник.
Верху: фрагменты картин «Ирисы», «Цветущий миндаль» и «Красные виноградники в Арле», «Ирисы в вазе» с незакрашенным холстом.
Винсент Ван Гог работает с чувством безотлагательности. Он торопится создать как можно больше за отведенное ему время, отчего постоянно испытывает стресс. Художник известен своими густыми драматичными мазками, которые так ярко выражают эмоции и придают картинам ощущение движения. Часто он наносит краску из тюбика прямо на холст, а последние семьдесят дней своей жизни он создает по картине в день (ниже 7 картин, написанных Ван Гогом в этом изнурительном ритме, расположены в хронологическом порядке).
Первая палитра
Ван Гог — самоучка. Он пробует разные профессии, от проповедника до торговца произведениями искусства, после чего решает посвятить себя живописи. Ван Гог начинает рисовать в 27 лет в полной уверенности, что великий художник первыи делом должен овладеть рисунком. Поэтому прежде, чем взяться за цвет, Ван Гог учится создавать черно-белые изображения. Он читает книги и учебники по рисованию, постигает основы построения фигур и пейзажей в правильной перспективе, копирует великих мастеров. Он даже поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе, но задерживается там лишь на год. Когда Ван Гог достигает нужного уровня, он начинает добавлять цвет. Со временем его смелая палитра становится одной из главных характерных особенностей его работ
Женщины, несущие уголь
01.11.1882, 32×50 см
Ван Гог создает около тысячи рисунков, которые, как он считает, позволяют ему повзрослеть в художественном плане и изучить форму и движение. А благодаря наброскам художник быстрее может уловить эмоции и освещение, поэтому часто он пользуется карандашом, прежде чем взяться за краски. Кроме того, рисование помогает ему справляться с депрессией.
Многие искусствоведы считают письма Ван Гога произведениями искусства, так как часто они содержат наброски картин, над которыми художник работал. Он ведет активную переписку со своим младшим братом и близким другом Тео, а также с Полем Гогеном. Эти наброски вместе с подробными описаниями наглядно иллюстрируют развитие техники и стиля художника, а также прогресс его мастерства.
В письмах Ван Гог много говорит о цвете. В частности, объясняет нереалистичные цветовые решения своих картин: «Вместо того, чтобы в точности передавать увиденное, я более произвольно использую цвета, чтобы мощнее передать мои собственные ощущения».
Его палитра меняется на протяжении всей его жизни. В начале своей карьеры Ван Гог использует темные и землистые цвета, такие как оливковый и сиена. Природа Голландии не изобилует яркими красками, а сам художник предпочитает писать портреты крестьян и работников шахт и рудников. Поэтому мрачная палитра необходима, чтобы подчеркнуть бедность и безысходность. Особенно это заметно на картине «Едоки картофеля», где бедная семья рабочих собирается за скудным ужином при слабом свете лампы.
«Невозможно даже сказать, сколько существует серо-зеленых. Понимая простые правила, можно получить более 70 разных цветов. Художник — это человек, который по крайней мере знает как анализировать цвет, когда видит его в природе, и может сказать, к примеру, что тот серо-зеленый это желтый с черным и синими т. д. Другими словами, это тот, кто знает, как найти серые цвета природы на своей палитре», — отмечает живописец в одном из писем своему брату.
«Невозможно даже сказать, сколько существует серо-зеленых. Понимая простые правила, можно получить более 70 разных цветов. Художник — это человек, который по крайней мере знает как анализировать цвет, когда видит его в природе, и может сказать, к примеру, что тот серо-зеленый это желтый с черным и синим
Эксперименты с палитрой и мазками
В 1886 году Ван Гог переезжает в Париж. Здесь он вдохновляется работами импрессионистов и его палитра быстро приобретает яркие краски. Художник меняет меланхоличные цвета на красные, оранжевые, зеленые, синие и, конечно же, желтые. Начинаются эксперименты с импрессионистскими прерывистыми мазками. В какой-то момент Ван Гог даже пробует технику пуантилизма, которую так облюбовали неоимпрессионисты: на поверхность холста наносятся четкие мазки в виде точек или мелких квадратов, при этом используются только чистые цвета, что создает эффект свечения. «Автопортрет в серой фетровой шляпе» исполнен именно в такой технике.Но больше всего Ван Гог известен своими густыми мазками. Такая техника называется импасто. Художник наносит толстый слой краски на холст, мазки становятся более заметными, что добавляет картине особую фактуру. Он любит наносить густой, не разведенный цвет кистью или мастихином. Иногда Винсент пишет свои цветные завитки, размазывая пальцем краску, наложенную на холст. Работы Ван Гога обладают рельефной, почти трехмерной поверхностью. Они выглядят по-разному, в зависимости от источника освещения.
Например, богатство фактуры «Звездной ночи» создано благодаря толстому слою краски, наложенной смелыми и энергичными мазками кисти. Фактура поверхности картины становится не менее важным элементом, чем колорит, композиция или сюжет (см. ниже детали «Звездной ночи»).
Например, богатство фактуры «Звездной ночи» создано благодаря толстому слою краски, наложенной смелыми и энергичными мазками кисти. Фактура поверхности картины становится не менее важным элементом, чем колорит, композиция или сюжет (см. ниже детали «Звездной ночи»).
В Париже Ван Гог знакомится с японской гравюрой, которая оставляет глубокий след в его технике. Он обводит объекты темными контурами, заполняя их сплошным цветом. Выбор цвета зависит от его настроения, временами он ограничивает свою палитру, как, например, в «Подсолнухах», почти полностью выполненных в желтых оттенках.
Вверху: картины, которые Ван Гог писал, ограничивая себя в выборе оттенков.
Внизу: картины «Дикие розы» и «Ирисы в вазе» и их фрагменты, демонстрирующие технику обводки, позаимствованную Ван Гогом из японских гравюр.
Внизу: картины «Дикие розы» и «Ирисы в вазе» и их фрагменты, демонстрирующие технику обводки, позаимствованную Ван Гогом из японских гравюр.
Экономия должна быть креативной
В 1888 году Ван Гог покидает Париж и переезжает в Арль. Вдохновленный игрой света и живыми цветами весеннего Прованса, художник создает 14 картин фруктовых садов меньше, чем за четыре недели. Он стремится запечатлеть все: пшеничные поля, яркое солнце, звездное небо, цветущие деревья. Художник работает на пленэре и продолжает экспериментировать со стилем и техникой.В то же время живописцу приходится постоянно экономить. Чтобы сократить расходы, он оставляет кисть и берется за перо из тростника. «Взамен картин я начал серию рисунков пером, так как считаю, что произведение искусства можно создать и с меньшими расходами, чем те, которых требует живопись», — пишет Ван Гог брату Тео.
В монохромном рисунке художник стремится создать аналог живописи, разрабатывая его выразительные средства. Он пишет Тео, что заново открыл для себя тростниковое перо, сопровождая свое письмо рисунками: «Они сделаны тростинкой, расщепленной на манер гусиного пера. Я собираюсь заняться целой серией таких рисунков, которые, надеюсь, удадутся мне лучше, чем первые два. Я пробовал рисовать этим способом еще в Голландии, но там тростник гораздо хуже, чем здесь…»
Перо изменило технику живописца, оно полностью преобразило его пейзажи. Ван Гог открыл для себя геометрию линий, небо, полное точек, силу округлых штрихов. При помощи чернильных штрихов разных типов он создает завораживающий ритм: прямые параллельные линии, веерообразно расходящиеся точки, волнообразные, спиральные завитки. Линии передают фактуру предмета, такую важную для художника. Чувствуется шероховатость, колкость, гладкая изогнутость. Штрих становится важнейшим выразительным средством живописи Ван Гога.
Ван Гог мечтает создать «Мастерскую юга», своеобразное братство художников-единомышленников. На его идею откликается только Поль Гоген. Он переезжает к художнику в Арль, но мирное сотрудничество быстро перерастает в конфликты и ссоры. Через два месяца Ван Гог остается один.
Но общение с Гогеном не проходит бесследно для живописи Ван Гога. Под влиянием Гогена художник начинает писать по памяти. В результате полотна живописца становятся более привлекательными и менее реалистичными. Ван Гог передает свою эмоциональную реакцию на окружающую действительность при помощи цвета и мазка. Краски он выбирает для того, чтобы уловить настроение, а не для отображения реальности.
Но общение с Гогеном не проходит бесследно для живописи Ван Гога. Под влиянием Гогена художник начинает писать по памяти. В результате полотна живописца становятся более привлекательными и менее реалистичными. Ван Гог передает свою эмоциональную реакцию на окружающую действительность при помощи цвета и мазка. Краски он выбирает для того, чтобы уловить настроение, а не для отображения реальности.
Художники всегда подписывают свои произведения, но Ван Гог слишком требователен к себе. Ко многим своим работам он относится как к этюдам или пробам. Поэтому и не ставит свою подпись, не считая их особо ценными. Остальные картины он подписывает кратко, одним только именем — непринужденно, по-дружески, интимно. Вот почему его часто называют просто Винсентом.
…«Солнце заставляет меня рисовать. Я не могу терять времени на разговоры с вами», — отрезает Винсент в «Снах» и исчезает в перспективе своей картины.
…«Солнце заставляет меня рисовать. Я не могу терять времени на разговоры с вами», — отрезает Винсент в «Снах» и исчезает в перспективе своей картины.
Пшеничное поле с воронами
Июль 1890, 50.5×103 см
Many art historians consider Van Gogh’s letters to be works of art, as they often contain sketches of paintings he was working on. He maintains an active correspondence with his younger brother and close friend Theo, as well as with Paul Gauguin. These sketches together with detailed descriptions clearly illustrate how the artist’s technique and style develop and mastery matures.