Художницы-современницы ХХ века в марте-2014 представлены в Нью-Йорке в рамках Armory Show на выставке «Venus Drawn Out» — мы рассказывали в целом о событии, где собраны работы 35 дам, «о которых вам следует знать». Мы предлагаем более близкое знакомство с тремя из них: Артхив выбрал яркие путешествия в мир цветов, фантастики и моды. Джорджия О’Киф, Инка Эссенхай, Яёй Кусама — художницы находят новые форматы в искусстве, мыслят, существуют, и рисуют очень красивые картины. Еще и ставят рекорды на аукционах!
Цветочные галактики О’Киф: чудо третьей планеты
Знаменитые цветы на картинах заслуженно известной американки Джорджия О’Киф (Georgia Totto O’Keeffe, 1887 — 1986) — огромные и живые, и, кажется, выросли где-то в районе галактик мультфильма «Тайна Третьей планеты». Ощущения нас не подводят: ее называют одним из мастеров «магического реализма».Известность к О’Киф пришла смолоду, благодаря нестандартному видению мира. Как вам название натюрморта, благодаря которому она в 1908 году выиграла премию Уильяма Мерритта — «Мертвый кролик с медным сосудом»? Позже, когда Джорджия преподавала в колледже, она создала серию абстрактных рисунков древесным углем, и теперь они считаются чуть ли не самыми инновационными для искусства Америки. Но что известность? Настоящая популярность пришла к художнице именно благодаря цветам. И немного — поддержке мужа, фотографа и галериста Альфреда Стиглица. Он был «пионером» в пропаганде современного искусства, открывая Америке Сезанна, Матисса и Пикассо, а также первым всерьез воспринял творчество Джорджии. Показал ее работы известному галеристу, предложил финансовую поддержку, чтобы художница могла творить в Нью-Йорке, а позже и отправился с ней рука об руку в жизненное путешествие. С цветами!
На полотнах Джорджии О’Киф — даже прямолинейный «Манхэттен» в цветах. Все восхищаются цветами ее цветов, уж простите за тавтологию, а критики относят картины к «лучшим образцам арт-флористики». Кстати, фото самой Джорджии на фоне своих работ работы мужа — также гармоничный арт-объект. На картинах О’Киф — и символы жизни (масса орхидей и тычинки-пестики), и символы смерти — черепа. «Ню», яблоки, пейзажи… Целая жизнь в искусстве. 70 лет творчества — и 2,5 тысячи работ, любой из которых почитают за честь обладать музеи мира и коллекционеры. Очень популярен и ее персональынй музей в Санта Фе (New Mexico) — прогуляйтесь!
Недавно произошла анекдотичная историяс неправильным переводом: в русскоязычных новостях было сказано, что картину художницы привезли из Санкт-Петербурга и передали в дар музею во Флориде. Но «Серые холмы, изображенные красным. Нью-Мексико» находились частной коллекции, и анонимный даритель, купив в частной коллекции, преподнес полотно в дар музею (внимание!) The Museum of Fine Arts (St. Petersburg, FL).
Инка Эссенхай: яркость на грани фантастики
Отметим интересные работы 45-летней американской художницы Инки Эссенхай (Inka Essenhigh): ее яркие и слегка «мультяшные» картины называют «поп-сюрреализмом» и с удовольствием выставляют в многочисленных престижных галереях мира, включая Tate Modern. Эдакие монстрики в водорослях каучуковой жизни, застрявшие в витражах — впрочем, эти монстры такие же «страшные», как разноцветный «бубль-гум». Глядя на ее работы, критики нередко упоминают культовую работу Хокусаи «Большая волна», а творческое развитие этой волны может быть и весьма юмористичным, и даже сатиричным, как картина о… шопинге. Быстро дайте вон то, сиреневенькое — ну разве мы не монстры?Вообще, судя по дебюту Инки в 1993 г. на выставке «Рисовальное шоу украинских американцев» в Украинском музее Нью-Йорка, корни генеалогии американской художницы из Пенсильвании — не от «инков», а от славян. Сейчас художница живет и трудится в Нью-Йорке, и, к слову, ее супруг Steve Mumford — также художник. «Знаете, я думаю о своих работах, как о бытии в Америке: подделка, забава, поп, сила, но также и большая привлекательность!» — говорит художница.
Рисует она маслом, а нынешние работы укладывает в цитату культового англичанина, художника-романтика 18 века Уильяма Блейка: «Воображение — реальный и вечный мир, и эта овощная вселенная — всего лишь слабая его тень». Что ж, на картинах Инки — космические водоросли и вселенские тени. Но выглядят затейливо, ярко, да и просто красиво.
Яёй Кусама: дорогая реальность в горошек
85-летняя (!) японская художница Yayoi Kusama со своими фирменными узорами «в горошек» (поп-арт , минимализм) — культовая фигура в современном искусстве, взять хотя бы ее сотрудничество в модной индустрии, например, с Louis Vuitton (лето-2012) и финансовые вершины поколения дам-творцов! В 2008 г. работа Кусама была продана на аукционе Кристи за $5100000 — рекорд того времени для современной женщины-художника. Истоки ее творчества можно искать в мультфильме Beatles Yellow Submarine, где «Битлы» собирали с пола… дырки, порой проваливаясь в них. Но «поля бесконечности» Яеи, как она называет свои работы (от боди-арта до инсталляций на целый зал), — еще и отголоски собственных проблем с психикой и галлюцинаций, среди которых ей приходится выруливать смолоду. «…Пейзаж за окном в моих глазах состоял из тысячи точек, а когда я смотрела на свою руку — точки переносились на нее» — говорила она в одном из своих интервью.
Из Японии — в Нью-Йорк, по настоянию, кстати, той самой «цветочной» Джорджии О’Киф, через серии громких проектов, включая акции с «ню"ансами и боди-артом (в крапинку!) против войны во Вьетнаме… Скандал был громкий, и в родом Киото даже собирали подписи, чтобы Кусама исключили из списка выпустиков школы искусств! А свой страх перед фаллосом она побеждала… юмором: она помещала узнаваемую фигуру на всевозможных поверхностях, да разрисовывая горошками. Сам Энди Уорхолл поражался! «Что за…» — спросил как-то он на выставке художницы…
Кусама — еще и автор стихов и прозы, а ее выставку в лондонском музее Tate Modern пару лет тому поддержал креативный директор бренда Louis Vuitton, дизайнер Марк Джейкобс. Сегодня Кусама продолжает жить в психиатрической клинике в Токио (ее давний осознанный выбор), где рядом устроена и ее студия. На фото Яёй похожа на Микки-Мауса в нарядах в красный горошек, а ее эскизы к модным нарядам продаются по приличным, но более доступным суммам, чем миллионные полновесные работы.
В 2014 году проходит масса выставок Яёй Кусама по миру, от Японии до Бразилии. Названия представленных проектов — «Вечность Вечной Вечности» и «Мечта, о которой мечтаю». «Я собираюсь писать до самого конца. А может, и после тоже. Пожалуй, я буду рисовать вечно» — говорит она. Верим!