войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Девушка из Дании: как Герда Вегенер раздвинула гендерные границы

Она была датчанкой, но получила признание в Париже. Писала элегантные и гламурные женские портреты, для которых позировал её муж. Её история, двойственная сексуальность и странный брак были слишком сложны для восприятия людей начала XX века. Она была новатором, но за 75 лет с момента смерти не удостоилась выставки на родине. Теперь Музей современного искусства «Аркен» в Копенгагене представил грандиозную экспозицию «Герда Вегенер». Это неординарная история художницы и её музы, чьи любовь и творчество раздвинули гендерные границы.
Девушка из Дании: как Герда Вегенер раздвинула гендерные границы
Выставка совпадает с премьерой фильма «Девушка из Дании», который обещает стать одним из громких кинособытий года.
Герда Вегенер (1885 — 1940) — выдающаяся фигура в датском искусстве. Как художница она потрясающе из

Герда Вегенер (1885 — 1940) — выдающаяся фигура в датском искусстве. Как художница она потрясающе изображала женскую красоту с равной долей сопереживания и вожделения. Её излюбленными персонажами были кокетливые девушки, гламурные дивы и чувственные женщины. А моделью и музой чаще всего выступал супруг — художник-пейзажист Эйнар Вегенер (1882 — 1931). Он известен как человек, совершивший одну из первых в истории операций по смене пола.

Слева: Герда Вегенер в 1904 году. Фото: Wikimedia Commons

«Женщина должна раскрыть свои женские инстинкты и качества, играть на своём женском обаянии и выигрывать конкуренцию с мужчиной в силу своей женственности — и никогда не пытаться подражать ему» © Герда Вегенер, 1934.
Герда Готлиб вышла замуж за Эйнара в 1904 году. В 1912-м они переехали в Париж и занялись своими художественными карьерами. Пара вела светскую жизнь, в значительной степени обусловленную успехом Герды в качестве портретиста и иллюстратора ведущих модных журналов. Именно в декадентском, легкомысленном Париже расцвёл их неоднозначный роман, в центре которого были игры с полом и идентичностью.
Герда и Эйнар Вегенеры перед картиной Герды «По дороге в Анакапри» на выставке в Ole Haslunds Hus, 1
Герда и Эйнар Вегенеры перед картиной Герды «По дороге в Анакапри» на выставке в Ole Haslunds Hus, 1924 год. Фото: Королевская библиотека Дании
В женском облике Эйнар Вегенер представлялся окружающим под именем Лили Эльбе. В 1930 году Герда под


В женском облике Эйнар Вегенер представлялся окружающим под именем Лили Эльбе. В 1930 году Герда поддержала своего супруга в его решении совершить трансгендерный переход и стать женщиной — как физически, так и юридически. Однако через год после последней операции Лили Эльбе умерла из-за осложнений.


Слева: Герда Вегенер, «Дама червей (Лили)» (1928)

Художник Эйнар Вегенер, который позже стал известен под именем Лили Эльбе. Фото: huwaw.com
Художник Эйнар Вегенер, который позже стал известен под именем Лили Эльбе. Фото: huwaw.com
«Эйнар Вегенер чувствовал себя человеком, вынужденным ходить в костюме, который душит его, в котором он чувствовал себя смешным» © Лили Эльбе, 1931.
Эльбе становится первым человеком, прошедшим хирургическую коррекцию пола. Для этого чета Вегенеров переехала в Германию, где Эйнару была сделана операция. Когда этот факт был предан огласке, король Дании в октябре 1930 года расторг брак Герды и Эйнара.
Сцена из фильма «Девушка из Дании»: Эйнар позирует Герде для портрета балерины Уллы Поульсен. Фото:
Сцена из фильма «Девушка из Дании»: Эйнар позирует Герде для портрета балерины Уллы Поульсен. Фото: outsidersmag.net
История этой пары легла в основу фильма «Девушка из Дании», который снял режиссёр Том Хупер, известный по фильмам «Король говорит!» и «Отверженные». Роль Герды в ленте сыграла шведская актриса и танцовщица Алисия Викандер, а Эйнара/Лили — обладатель Оскара Эдди Редмэйн.
«Девушка из Дании» уже была представлена на фестивалях в Северной Америке и Италии, а в мировой прокат выйдет к концу нынешнего года. Пока же подробности читайте в нашей отдельной публикации…
Премьера фильма в Украине ожидается 21 января, в России - 28 января.
В своём творчестве Герда Вегенер была глубоко очарована человеческими играми с идентичностью, переод


В своём творчестве Герда Вегенер была глубоко очарована человеческими играми с идентичностью, переодеваниями, масками и театральностью. Читатели журналов La Vie Parisienne, Vogue, La Baïonnette и Le Rire любовались её технически великолепными и подчас откровенными рисунками. Для них чаще всего позировал/а Эйнар/Лили — в макияже, разных париках, платьях, туфлях и с экзотическими веерами. Любовь и дружба художницы и её музы выходила далеко за пределы отношения полов.

Выше: Герда Вегенер, реклама пудры в журнале La Vie Parisienne от 5 июня 1920 года
Живя в Париже, Герда Вегенер участвовала в самых важных ежегодных выставках, и даже была представлена во французском павильоне на Всемирной выставке 1925 года, где выиграла две золотые медали. Она делала иллюстрации (особенно для эротической литературы) и создавала стеклянную мозаику для парижских магазинов и зажиточных домов.
Три картины Герды Вегенер входят в коллекцию Центра Помпиду. Но ведущие датские музеи не купили ни одной — поскольку была она женщиной, выражала себя в коммерческой масс-культуре, была бисексуальна и состояла в неоднозначном браке.
На картине «Летний день» изображены Эйнар Вегенер за мольбертом, обнажённая Лили, Эльна Тегнер с аккордеоном и жена издателя мадам Гийо с книгой
«Как только человек открывает для себя Париж, он не может представить себе жизни где-либо ещё. Хотя я люблю Италию, когда я возвращаюсь в Париж и вдыхаю его запах, я счастлива» © Герда Вегенер, 1924.
Фото: artdaily.com
Фото: artdaily.com
Рекомендуемые работы
Наталья Бочарова. На озере Ман Сагар
На озере Ман Сагар
2022, 40×45 см
$250
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "На теплых камнях"
  • Реклама
"На теплых камнях"
2022, 130×140 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
  • Реклама
"ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
130×130 см
$20 000
Оригинал
Дарья Мотовилова. Вятская Джоконда
  • Реклама
Вятская Джоконда
2024, 80×60 см
$350
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Меж двух дорог"
  • Реклама
"Меж двух дорог"
150×180 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "В радуге"
  • Реклама
"В радуге"
2023, 120×210 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
  • Реклама
"Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
2021, 140×160 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. Перетекание
  • Реклама
Перетекание
150×120 см
$20 000
Оригинал
Кенберг. Из серии "entropy" チリの味の中で感情のバースト- чувство со вкусом чили
  • Реклама
Из серии "entropy" チリの味の中で感情のバースト- чувство со вкусом чили
100×60 см
$2 000
Оригинал
Ныне в музее «Аркен» можно увидеть почти 200 работ — это крупнейшая из когда-либо проводившихся экспозиций художницы. Выставка будет открыта до 16 мая 2016 года.
По материалам artdaily.com и официального сайта музея «Аркен». Главная иллюстрация: фрагмент портрета «Лили с веером из перьев» (1920)