Регистрация

Мастера соцреализма идут на выручку

Мне нравится4       0  
Аукционный дом MacDougall’s в октябре уже второй раз провел межсезонные торги. Самым дорогим лотом оказалась работа Александра Дейнеки «За занавеской» проданная за без малого $3,5 млн. Поклонников классика соцреализма поразила не только цена, остановившая кривую падения рынка русского искусства, но и откровенная эротичность сюжета.
Единственный в Лондоне аукционный дом, специализирующийся исключительно на русском искусстве, — MacDougall’s провел межсезонные торги. В отличие от крупных и охватывающих весь широкий спектр русского искусства (от икон до фотографии) летних и зимних торгов, промежуточные подчинены одной конкретной теме. 12 октября была представлена коллекция предметов живописи пост-советского периода, советского фарфора, а также киноплакаты 1920-х.
Георгий Григорьевич Нисский. На рыбацкой лодке. Вечер
Константин Иванович Максимов. Лотосы
  • На рыбацкой лодке. Вечер. Георгий Нисский. $134,111
  • Лотосы. Константин Максимов. $385,501
Николай Терпсихоров. Письмо с фронта
Александр Аркадьевич Лабас. Девушка на балконе
  • Николай Терпсихоров. Письмо с фронта. $171,033
  • Александр Лабас. Девушка на балконе. $153,202
Коррективы в стратегии MacDougall’s были вызваны наметившейся рецессией, которую минувшим летом откровенно продемонстрировали финансовые показатели торгов на традиционной «Русской неделе». Общая сумма продаж стремительно упала. Выручка июньского аукциона MacDougall’s уменьшилась практически в три раза ($3,960,280) по сравнению с ноябрем 2014 года ($12,181,595).
Топ-лот торгов Christie’s в июне 2015 г. — «Арсенальная гора ночью» Нико Пиросмани обрел нового владельцап за $1,471,663. Эта цена более чем на 10% ниже $1,576,491, заплаченных за этот же пейзаж на аукционе MacDougall’s пять лет назад (июнь 2010 г.).
И, хотя, лотов было куплено меньше, и цены не захватывали дух, но, оптимизма добавляло то, что «интерес к русскому искусству не пропал, и активность была продемонстрирована при продаже относительно недорогих вещей», — отметила в интервью корреспонденту Русской службы Би-Би-Си основатель и глава аукционного дома MacDougall’s Катерина Макдугалл.
Если не считать пейзажа фаворита русского рынка Ивана Шишкина «Осень на Крестовском острове», который в июне ушел с молотка за $1,037,034, — главная тенденция последних торгов — всплеск интереса к произведениям советского периода, мастерам соцреализма", — отметила Катерина Макдугалл. Эту тенденцию она объясняет усилившимся в последние месяцы притоком россиян в Лондон в связи с политическим и экономическим кризисом. «Послевоенный сегмент» приобретают не только представители старшего поколения, но и более молодые 30−40-летние. Новые коллекционеры полагают, что советский «суровый стиль» сейчас можно приобрести недорого, а его инвестиционная привлекательность полностью еще не раскрыта.
Юрий Иванович Пименов. Эскиз плаката к фильму Сергея Герасимова "Дочки-матери"
Валерий Николаевич Кошляков. Гостинница "Москва"
  • Юрий Пименов. Эскиз плаката. $127,446
  • Валерий Кошляков. Гостинница "Москва" $86,352
Александр Александрович Дейнека. За занавеской

Успех картины Александра Дейнеки «За занавеской», практически оправдал проведение межсезонного аукциона. $3,5 млн — это одна из самых, если не самая высокая, цена, когда-либо уплаченная за картину мастера соцреализма, хорошо известного полотнами уверенных в себе, дышащих здоровым энтузиазмом строителей социализма: воинов и летчиков, атлетического сложения, спортсменов и спортсменок, отмеченных значками ГТО.

Могучие полотна Александра Дейнеки регулярно украшали масштабные выставки всесоюзного значения и вдруг… выставить фривольный сюжет «а-ля Кустодиев» или «а-ля Сомов»? Это было немыслимо.
Исполненное чувственности полотно «За занавеской», написанное в 1933 году, было подарено автором своему другу, художнику Федору Богородскому, в семье которого оно и хранилась до недавнего времени. По причине «идеологической невыдержанности» нигде и никогда картина не выставляясь, пока, наконец, не оказалась в собрании некоего европейского коллекционера.
У Sotheby’s абсолютный рекордсмен сезона — другая обнаженная, картина Зинаиды Серебряковой «Спящая девочка», которая ушла за $5,9 млн. Подробнее читайте в материале «Непредвиденный Sotheby’s: Айвазовского сняли с торгов, Саврасова не продали, но Серебрякова установила рекорд».
Во втором разделе были представлены советские плакаты 1920-х годов — 17 лотов. Такую объемную коллекцию легендарных художников эпохи конструктивизма выставили на аукцион, пожалуй, впервые. Некоторые образцы представляли большой интерес для коллекционеров, но высокий эстимейт охладил пыл и торги не были особо оживленными: только 7 из 17 ушли с молотка. Самый дорогой лот в этом сегменте — афиша братьев Владимира и Георгия Стенберг 1926 года к немой комедии Якова Протазанова «Процесс о трех миллионах» — $15,551.
Братья Стенберг. Процесс о трех миллионах
Братья Стенберги. Процесс о трех миллионах, 1926
В разделе, посвященном коллекции предметов Ломоносовского фарфорового завода в Санкт-Петеребурге из 32 лотов было продано 72%. Toп лот сегмента — композиция художницы Наталии Данько «Большевики готовые к защите» (1930 г.), — была куплена за $47,919. Композиция «Каштанка» ушла за $29,949. Статуэтка «Пробуждение Востока» (1923 г.), иллюстрирующая красавицу из гарема, которая внимательно читает советскую газету, обошлась новому владельцу за $12,978. Остальные итоги и лоты — в полном каталоге аукциона.

Наталья Яковлевна Данько. Готов к труду и обороне
Наталья Яковлевна Данько
1930, 28 см
Борис Яковлевич Воробьев. Каштанка
Борис Яковлевич Воробьев
1924, 24 см
Наталья Яковлевна Данько. Пробуждение Востока
Наталья Яковлевна Данько
1922, 12 см
Галина Петровна Якимова. Моряк на свидании с девушкой
Галина Петровна Якимова
1930
Что ж, посмотрим, что покажут грядущие зимние торги MacDougall’s «Important Russian Art» 2 декабря. Ждать осталось недолго.
КомментироватьКомментарии
HELP