Времена, когда актуальное искусство делала горстка посвященных, давно прошли. Сегодня любовь к аванграду-2 — в моде наравне с «арт-кофейнями» для хипстеров. Для того, чтобы в начале сезона в Киеве не тратить время на поиски искусства среди общественного питания, для вас — список самых интересных и активных галерей современного искусства. Приятной прогулки!
Только незабюрократизированные галереи могут позволить себе экспериментировать.
Куратор Александр Соловьев оценивает работы, победившие в конкурсе молодых художников МУХИ, который инициировала галерист Марина Щербенко.
Куратор Александр Соловьев оценивает работы, победившие в конкурсе молодых художников МУХИ, который инициировала галерист Марина Щербенко.
Галерей в Киеве не то, чтобы очень много. И обычно у нас любят жаловаться на то, что, мол, они слабо соответствуют международным стандартам… Однако на то, чтобы, переходя из одной в другую, приятно и совершенно бесплатно провести день-другой, имеющегося их количества (и качества) вполне достаточно. А раз уж самые первые галереи еще в конце 1980-х появились на Андреевском спуске, тур по киевскому «арту» стоит начинать именно с него. Впрочем, мы все же составили наш перечень (и маршрут!) не без учета степени влиятельности и активности на киевском арт-пространстве.
Галерист и куратор Марина Щербенко во время открытия выставки «Дай мне завтра». ИПСИ, ноябрь 2014 г.
Анна Надуда. «The Shell» (документация перформанса). Работа с действующей выставки ЦСИ «Щербенко Арт Центр» «Философия миграции».
1. Bottega Gallery (работает с 2008 года) и Щербенко Арт Центр (2012 г.) основала и открыла галерист и куратор Марина
Щербенко. Обе галереи находятся в соседних подвальчиках в очень «киевском» дворике неподалеку от Майдана Независимости. Если честно, Арт-центр просто дополняет «основное» пространство галереи. Марина
Щербенко — одна из самых известных и активных в Украине галеристов и независимых кураторов. Она специализируется на работе с молодыми авторами, открывает и «раскручивает» новые имена. Этой благой цели служит как при придуманный ею в «Боттеге» знаменитый конкурс МУХИ, так, по сути, и каждая выставка на ул. Михайловской. Можно сказать, что Марина
Щербенко — классический киевский «просветитель». И, посетив ее галереи, вы сможете составить представлении о последних тенденциях как в украинском, так и в мировом актуальном искусстве.
Обычно, у Щербенко одновременно презентуют проекты сразу на обеих смежных площадках. На одной — какого-нибудь «раскрученного» художника из тех, с кем постоянно сотрудничает галерист и куратор. На второй в это время представляют интересного, с точки зрения г-жи Щербенко, «новичка». Кстати: Bottega Gallery и Щербенко Арт Центр — чуть ли не единственные киевские галереи, регулярно выставляющие у себя масштабные инсталляции, а также видео- и медиаарт.
Обычно, у Щербенко одновременно презентуют проекты сразу на обеих смежных площадках. На одной — какого-нибудь «раскрученного» художника из тех, с кем постоянно сотрудничает галерист и куратор. На второй в это время представляют интересного, с точки зрения г-жи Щербенко, «новичка». Кстати: Bottega Gallery и Щербенко Арт Центр — чуть ли не единственные киевские галереи, регулярно выставляющие у себя масштабные инсталляции, а также видео- и медиаарт.
Репортаж с открытия выставки в Bottega Gallery (видео с сайта галереи).
Евгений Равский. Подвиг Менелая, 2013. Холст, масло.
Львовский художник Евгений Равский — один из постоянных авторов киевской «Я-Галереи».
Львовский художник Евгений Равский — один из постоянных авторов киевской «Я-Галереи».
2. Я-галерея Павла Гудимова — самая «тусовочная» галерея Киева с оптимистичным характером и бьющей через край энергией (так же работает Я-галерея-Днепропетровск). Эту Мекку для киевских хипстеров можно сравнить с легендарным Соросовским центром при Могилянке, из которого в 1990-е, между прочим, «вырос» сам украинский контемпорари арт. Обозначая «современное искусство», многие киевские его ценители сегодня подразумевают именно Центр современного искусства Павла Гудимова, что на Подоле (а вовсе не куда более помпезные Мыстецький Арсенал или Пинчук Арт Центр). В «Я-галерее» отчаянно экспериментируют, просвещают, туда свозят таланты, найденные по всей Украине, там читают лекции и устраивают вечеринки…
Наталья Лялюк. «Татьяна и ее швейная машина» (2015, холст, масло). Работа с действующего выставочного проекта «Я-Галереи» в Киеве «Made In Kyiv».
Жизнь кипит вокруг Гудимова благодаря, в первую очередь, самому Гудимову. В подборе работ и авторов ощущается «дизайнерский» вкус самого Павла: в «Я-галерее» чаще можно увидеть эксперименты с худформой, чем постичь глубину содержания. Впрочем, кто сказал, что наив, граффити а-ля Бэнкси, кричащие цвета комиксов и остроумные инсталляции хуже, чем лаконизм концептуалистов?..
Галерея «Триптих» на Андреевском спуске — старейшая в Украине (фото с сайта mapia.ua).
3. «Триптих» (информация о работе в данное время обновляется только на страничке в фейсбук) — одна из самых старых частных галерей Украины. Она, вместе с небезызвестным «Совиартом», претендует на статус старейшей в стране, ведь открылась еще в 1988 году. Несмотря на почтенный возраст и крайнюю консервативность формата («Триптих» не поит туристов кофе с пирожными, не учит рисовать, не собирает хипстеров на кинопоказы и вечера музыки, а по-прежнему просто торгует картинами и скульптурой, причем, избегает радикализма форм и тематик), это — одна из наиболее активных галерей в Киеве. Успех ее работы связан с харизматичностью и хваткой основательницы, Татьяны Савченко. За 27 лет работы «у Тани» выставлялись, кажется, все более и чуть менее известные «тяжеловесы» украинской арт-сцены, включая и не имеющего отношения к «актуальной» тусовке Ивана Марчука, Виктора Рыжих, Владислава Шерешевского и т. п. Савченко организовывала пленеры, издавала многочисленные каталоги и специализированный журнал «Аура». И сегодня «выставляться» в ее галерее — а точнее, уже в двух, — признак профессионального успеха.
В 2011 года по соседству с Андреевским спуском, на самой престижной киевской улице Десятинная, в партнерстве с аукционным домом и галереей антиквариата «Дукат», открылась еще одна, «зеркальная» «Триптиху» галерея «Триптих-Арт». Особых отличий в экспозиционной политике «зеркал» незаметно (разве что на Андреевском чаще выставляются менее известные авторы). Здесь всему предпочитают классику. Самым радикальным, что можно увидеть в «Триптихах», остается отечественный нефигуратив а-ля Марк Ротко.
В 2011 года по соседству с Андреевским спуском, на самой престижной киевской улице Десятинная, в партнерстве с аукционным домом и галереей антиквариата «Дукат», открылась еще одна, «зеркальная» «Триптиху» галерея «Триптих-Арт». Особых отличий в экспозиционной политике «зеркал» незаметно (разве что на Андреевском чаще выставляются менее известные авторы). Здесь всему предпочитают классику. Самым радикальным, что можно увидеть в «Триптихах», остается отечественный нефигуратив а-ля Марк Ротко.
Оксана Стратийчук. Сентябрь ІІ, 2014, бумага, мокулито. Работа с текущей выставки галереи «Триптих-Арт» «Равноденствие» киевских художников Алексея Литвиненко и Оксаны Стратийчук (фото с сайта галереи).
4. Карась Галерея (информация чаще обновляется на страничке в фейсбук) — одно из мест культуры, без которых, как без Подола, представить современный Киев просто нельзя. За долгие годы (с 1995-го) работы на Андреевском спуске галерист Евгений Карась организовывал «культурные» фестивали и форумы, спасал Спуск от застройщиков, боролся за отправку хороших художников на Венецианскую биеннале вместо протеже Минкульта… Но главное, галерея Karas Gallery всегда «продвигала» радикальное экспериментальное искусство (правда, по киевской традиции, изо). Список «открытых» или просто «разогретых» одним из самых влиятельных арт-менеджеров в Украине, Евгением Карасем, имен художников впечатляет, напоминая оглавление ненаписанного пока в стране учебника по истории отечественного контемпорари. А он, между тем, открывает все новые — и их тоже можно увидеть на Андреевском. Помещение Карась Галереи невелико, так что здесь, как правило, выставляется живопись, художественное фото, иногда проходят перформансы.
Выставка «Соль» группы «Шапка» в Галерее Карась, июнь 2014 г.
Евгений Карась на открытии выставки Виты Буйвид"Рiccolo AMORE", 2011 год, Karas Gallery.
Проект «Галереи Карась» «Независимые», сентябрь 2011 г.
5. Dymchuk Gallery, как и Bottega, появилась в Киеве в 2008 году (имеется еще и одесский ее аналог). Таким образом коллекционер Анатолий Дымчук, известный своим собранием «одесситов», развил идею собственной коллекции. На сегодня Dymchuk — одна из самых активных галерей Украины на международном рынке. В Киеве ее деятельность особенно активизировалась в последнее время и заметна благодаря эпатажным «молодежным» проектам, амбициозным выставкам «мэтров» украинской «новой волны» вроде Александра Ройтбурда (список художников, с которыми сотрудничают у Дымчука, можно посмотреть здесь). И, конечно же, о Дымчуке говорят благодаря выставкам Одесской школы.
Юрий Егоров, Без названия. 2001 г. Холст, масло. Из коллекции Анатолия Демчука.
В Dymchuk Gallery не изменяют любви к Одесской школе.
6. Мыстецька збирка самых юных по возрасту (до 30-ти лет) украинских галеристов и коллекционеров Максима и Юлии Волошиных — наиболее динамично развивающаяся киевская галерея последних лет. По словам Волошиных, именно экономический кризис катализировал появление у них экспериментальных выставочных проектов при участии молодых художников. Впрочем, знаменитых имен в числе авторов галереи, которая работает в киевском дворике между Русским музеем и Музеем Ханенко, тоже хватает. Гордостью «Мыстецькой збирки» остается Михайло Деяк — имя, набирающее популярность благодаря, не в последнюю очередь, Волошиным.
В галерее «Мыстецька збирка». Проект-исследование влияния соцсетей #INSTAART.
На лондонском аукционе Phillips 11 декабря 2013 года работа Михаила Деяка «Doctor Iron Fist» из серии о братьях Кличко, представленная киевской галереей «Мыстецька збирка», ушла за $13 360. Тогда Деяк стал самым дорогим молодым (до 30 лет) украинским художником. В «Збирке» гордятся, что «открыли» такого автора.
Юрий Сивин «Васнецов/Элиассон», проект «Мотивы и Мотивации», 2015. Холст, авторская техника, 150×210 см.
«Часто наши гости думают, что в этой картине есть что-то о Куликовской битве. Но это не так. Юрий Сивирин создал тонкую головоломку, которая относится в первую очередь к украинской истории.
«Бились день. Бились другой. На третий день к полдню пали знамена Игоревы» — «Слово о полку Игореве». В свое время Виктор Васнецов возродил интерес к древнерусскому эпосу 11 века, написав картину «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880г.). Больше, чем век спустя, Юрий Сивирин реактуализовал знаменитое полотно Васнецова, обогатив его новыми смыслами. Футуристическая инсталляция Олафура Элиассона врывается в живописное пространство, полностью преобразовывая его. Наши корни и прошлое — в древней Руси. А каково наше будущее?"
(Цитата с официальной странички Bereznitsky Aesthetics в сети Фейсбук)
«Бились день. Бились другой. На третий день к полдню пали знамена Игоревы» — «Слово о полку Игореве». В свое время Виктор Васнецов возродил интерес к древнерусскому эпосу 11 века, написав картину «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880г.). Больше, чем век спустя, Юрий Сивирин реактуализовал знаменитое полотно Васнецова, обогатив его новыми смыслами. Футуристическая инсталляция Олафура Элиассона врывается в живописное пространство, полностью преобразовывая его. Наши корни и прошлое — в древней Руси. А каково наше будущее?"
(Цитата с официальной странички Bereznitsky Aesthetics в сети Фейсбук)
7. Bereznitsky Aesthetics и 32 Vozdvizhenka Arts House — две наиновейшие, только в 2015 году открывшиеся, галереи нового типа. Работают они в одном и том же здании в «городе в городе» — на фантастической Воздвиженке. На самом деле, обе изначально включают еще и кафе… В больше похожем на обычную «хипстерскую» арт-кофейню с отгороженной стеной (без окон) «для выставок» Vozdvizhenka Arts House ставку безошибочно сделали исключительно на «громкие», привлекающие внимание имена молодых и среднего возраста художников (сейчас галерея также является одной из официальных площадок второй киевской биеннале «Киевская школа»).
Bereznitsky Aesthetics — она же, как в свое время Я-галерея Павда Гудимова, «дизайнерский» шоу-рум, — выглядит многообещающе, в первую очередь, благодаря своим основателям, известным киевским галеристам, кураторам, коллекционерам Людмиле и Евгению Березницким. В 1990-х Людмила организовала одну из первых в Украине галерей «L-Art», затем открыла собственную галерею в Берлине. Евгений Березницкий известен любовью к нетривиальным выставочным проектам и радикальному социальному искусству. Насколько оправданы надежды, связанные с работой этих двух арт-центров (которые объединяет еще и довольно агрессивная пиар-компания), покажет именно новый сезон.
Новый мурал рэповца Владимира Кузнецова этим летом презентовали в Vozdvizhenka Arts House. Пикантности событию придавал тот факт, что предыдущий мурал художника был уничтожен во время открытия официозной выставки «Великое и величественное» в Мыстецьком Арсенакле в 2013 году. Тогда о случившемся писали ведущие мировые СМИ, причем не только профессиональные. Нынешним летом выставка в самом буржуазном районе столицы Украины прошла совершенно спокойно.
8. Галерею искусств «Лавра» и выставочные залы Института проблем современного искусства объединяет то, что обе эти площадки — государственные. Галерея, работающая под стенами Лавры — муниципального подчинения, а ИПСМ относится к системе Академии Наук Украины. И там, и там выставляется контемпорари, причем практически «в промышленных масштабах». ИПСМ известен большими, правда, не всегда внятными, выставочными проектами. Он вполне может удивить и весьма качественной представительной «коллективкой» вроде «Коэффициента Независимости», о которой писал «Артхив».
Многострадальную (увы, Киевгорадминистрация обращается с ней крайне небрежно) «Лавру» относительно недавно возглавила известная галерист Татьяна Миронова, владелица Mironova Gallery. Даже адрес у обеих площадок, приватной и «городской», теперь одинаковый. Так как места, не в пример «личной» выставочной площадке, у директора Мироновой нынче много (однажды, в незапамятные времена, в «Лавре» даже работал театр!), а амбиции по-прежнему нешуточные. Так что в «Лавре» теперь есть, на что глянуть. Масштабные выставки, участники — сплошь «имена»… Такое ощущение, что муниципальная галерея готова конкурировать хоть с Мыстецьким Арсеналом, который находится ровно напротив, через дорогу от галереи.
На открытии выставки в галерее «Лавра».
ЦСИ «М17». На открытии выставки «Огонь любви. Посвящение Майдану». Март 2014 г.
Выставка «Инь» в ЦСИ «М17». Март 2012 г.
9. Выставочные площадки в последних двух пунктах нашего списка мы перечисляем, так сказать, honoris causa.
Переехавший в Киев из Донецка, где его территория была захвачена и разграблена сепаратистами, арт-центр «Изоляция» по-прежнему внушает большие надежды. На то, что арт-жизнь будет кипеть в «его» здании на Рыбальском полуострове, рядом с 5-м каналом ТВ, не хуже, чем еще недавно — в обжитых корпусах донецкого завода изоляционных материалов. Увы, в Киеве один из самых известных в мире украинских арт-кластеров как-то «растворился» среди коллег. Хотя вполне может влиять на формирование арт-климата всей Украины. Пока что дончане сосредоточились на социальных проектах. Но, возможно, в новом сезоне активизируются?..
С ЦСИ М17, открывшемся в 2010 году, звездный час которого пришелся на 2011-й (тогда именно М17 представляла Украину на 54-й Венецианской биеннале, проектом Post vs Proto-Renessans Оксаны Мась) все проще. Арт-центр, судя по его же сайту, пытается сам «зарабатывать деньги». Или, по крайней мере, экономит средства, вместо былых масштабных и международных выставок презентуя «социальные» проекты. Судя по некоторому оживлению ЦСМ, когда-то мечтавшему быть конкурентом самому ПинчукАртЦентру, надежды на то, что это арт-пространство порадует проектами уровня выставки Акило Бонито Оливы, все же не исчерпана.
Переехавший в Киев из Донецка, где его территория была захвачена и разграблена сепаратистами, арт-центр «Изоляция» по-прежнему внушает большие надежды. На то, что арт-жизнь будет кипеть в «его» здании на Рыбальском полуострове, рядом с 5-м каналом ТВ, не хуже, чем еще недавно — в обжитых корпусах донецкого завода изоляционных материалов. Увы, в Киеве один из самых известных в мире украинских арт-кластеров как-то «растворился» среди коллег. Хотя вполне может влиять на формирование арт-климата всей Украины. Пока что дончане сосредоточились на социальных проектах. Но, возможно, в новом сезоне активизируются?..
С ЦСИ М17, открывшемся в 2010 году, звездный час которого пришелся на 2011-й (тогда именно М17 представляла Украину на 54-й Венецианской биеннале, проектом Post vs Proto-Renessans Оксаны Мась) все проще. Арт-центр, судя по его же сайту, пытается сам «зарабатывать деньги». Или, по крайней мере, экономит средства, вместо былых масштабных и международных выставок презентуя «социальные» проекты. Судя по некоторому оживлению ЦСМ, когда-то мечтавшему быть конкурентом самому ПинчукАртЦентру, надежды на то, что это арт-пространство порадует проектами уровня выставки Акило Бонито Оливы, все же не исчерпана.
Костюм Фрипульи-Федора Тетяныча. Фото сделано во время выставки памяти художника в галерее «Совиарт», май — июнь 2015 г.
Фотограф Антуан Д’Агата на открытии своей выставки в «РА"-галерее. Октябрь 2011 г.
10. Галереи «РА» и «РА-Фото», «Совиарт» и «ЦЕХ» еще 10 лет назад считались ведущими и одними из старейших в Украине. Сегодня это — «спящие богатыри». Они, вроде бы, есть, и изредка даже проводят выставки, чтобы напомнить о себе. «РА — Фото» летом даже возила проект на «Арт-Вильнюс», и в этой галерее обосновалась знаменитая и крайне активная Фотошкола Виктора Марущенко. Но ощущение анабиоза как-то витает. Впрочем, пока пульс присутствует, и сон не переходит в кому. Очень надеемся, что в новом сезоне мы увидим выставки и в этих, трех когда-то лучших, галереях Киева и Украины. Одни только собрания живописи у галеристов Андрея Трилисского («РА»), Виктора Хаматова («Совиарт») и Александра Щелущенко («ЦЕХ») таковы, что заслуживают хоть года непрерывных выставок.
Сергей Олексюк, Криштиану, 2015, плетение на металлической сетке, 145×100
Работа с действующей выставки галереи «ЦЕХ» под названием «Спорт» (групповой проект посвящен десятилетию галереи).
Работа с действующей выставки галереи «ЦЕХ» под названием «Спорт» (групповой проект посвящен десятилетию галереи).
Маршрут намечен, осталось не пропускать анонсы культурных событий Киева в «Артхиве». Приятной прогулки!