Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
«Все поменять!» — как гром в музеях грянул. Впрочем,тучи сгущались давно,и теперь неэффективные музеи Италии переходят под новый менеджмент. С осени в сокровищницах страны приступают к своим обязанностям 20 новых директоров,отобранных по конкурсу. Некоторые престижные учреждения — включая Галерею Уффици во Флоренции, — впервые в истории будут управляться иностранцами. Но что неладно было в славном королевстве,и что за чудо-меры принимаются? Узнать — более чем интересно.
Новые руководители,в числе которых трое немцев,два австрийца,один британец и француз,а также четверо итальянцев,вернувшихся в страну из-за границы,были представлены в середине августа.
Италия пасёт задних
Зал в галерее Боргезе. Фото: Photoservice Electa via Meduza
Италия занимает первое место в мире по количеству памятников культуры(49 объектов в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО 2013 года), там хранятся произведениями Леонардо да Винчи,Микеланджело,Караваджо и других великих мастеров. Однако местные музеи находятся в удручающем состоянии.
Поразительно: ни одна итальянская галерея не входит в ТОП-10 самых посещаемых музеев мира. Лувр ежегодно привлекает 8,5 млн посетителей,Британский музей — 5 млн,а галерея Уффици,одна из главных туристических достопримечательностей Италии, — лишь 1,5 млн.
Полотно«Рождение Венеры» Сандро Ботичелли выставлено в Галерее Уффици. Достойное соперничество с «Джокондой» в Лувре! Однако показатели посещаемости об этом не свидетельствуют. Пока что…
Но что неладно в славном королевстве?
Музеям и художественным галереям уже давно мешают старомодные сайты,многие из которых содержат тексты только на итальянском,внезапные закрытия залов и целых комплексов,отсутствие средств,тотальная бюрократия и профсоюзы.
Как пишет сайт Meduza, 24 июля у билетных касс в Помпеях выстроилась очередь из более двух тысяч человек,потому что профсоюзы решили созвать внеочередное собрание,и город-призрак попросту некому было охранять.
Вот ещё несколько моментов: — из-за плохого состояния в Помпеях закрыты для посещений 50 из 73-х домов: туристам находиться там опасно; — в ноябре 2010 года обрушилась гладиаторская школа Скуола Арматурарум; три года спустя ЮНЕСКО предъявила ультиматум: либо Италия обеспечит хотя бы минимальный уход за памятниками Помпей,либо город будет вычеркнут из списка Всемирного наследия; — из-за скудного государственного финансирования обслуживать 3 тысячи итальянских музеев,100 тысяч церквей и капелл вынуждены всего 453 искусствоведа; — музеи своей страны посещают менее 10% населения Италии,тогда как в Англии,Франции и США эти показатели выше в два — три раза.
«Давид», мраморная статуя работы Микеланджело, — главная достопримечательность галереи Академии во Флоренции. Еще один верный«кандидат» на привлечение большего внимания публики!
С оглядкой на эту печальную картину правительство страны решило объявить конкурс на замещение постов директоров 20-ти музеев. Восемь месяцев назад на сайте журнала Economist было размещено соответствующее объявление. Несмотря на жёсткие требования и невысокие зарплаты(от 78 тыс. до 145 тыс. евро в год,тогда как директор Метрополитен-музея получает более миллиона долларов), на него откликнулись 1222 претендента.
Кто они, мастера культуры?
Каждый,кто приезжает в Рим,должен посетить галерею Боргезе,утверждает сайт Walks of Italy
Теперь в авангарде культурных реформ в Италии встанут четырнадцать искусствоведов,четыре археолога и специалисты по менеджменту в сфере культуры. Средний возраст директоров составляет 50 лет(что считается молодостью для руководителей в Италии), половина из них — женщины.
Картина«Чудо святого Марка» кисти Тинторетто«прописана» в Пинакотеке Брера. Все ли слышали об этом музее?
Помимо ежедневного менеджмента,новым боссам им придётся подумать над обновлением культурных программ,которые впечатлят местных жителей и иностранцев,и творчески подойти к финансовым вопросам. Например,найти альтернативные пути пополнения бюджетов через благотворительные пожертвования, — перед лицом сильно похудевшей государственной казны.
Главой Пинакотеки Брера — ведущей художественной галереи Милана,где хранятся произведения Рафаэля,Рубенса,Тициана,Тинторетто и Караваджо, — стал британско-канадский гражданин Джеймс Брадбёрн(James Bradburne).
«Италия управляет примерно восьмьюдесятью процентами культурного наследия всей Европы. После войны она создала грандиозную структуру,призванную заботиться о нём. Проблема в том,что эта система стала очень громоздкой и неэффективной», — считает он.
Брадбёрн,музейный куратор с более чем 30-летним стажем,ранее руководил Музеем декоративного искусства во Франкфурте и был главой департамента образования в Музее науки Немо в Амстердаме.
В Пинакотеке Брера. Фото: Massimo Di Nonno / Getty Images via Meduza
Галерею Уффици — дом«Поклонения волхвов» Леонардо,«Венеры Урбино» Тициана и автопортрета Рафаэля, — возглавит Эйке Шмидт(Eike Schmidt), 47-летний немецкий искусствовед,которые ранее занимал должности в Институте искусств Миннеаполиса,Национальной галерее искусств в Вашингтоне и Музее Пола Гетти в Лос-Анджелесе.
«У меня до сих пор дрожат руки, — признался он итальянской прессе. — Я надеялся возглавить галерею Боргезе в Риме,а Уффици была далёкой мечтой. Я жил и учился во Флоренции в течение семи лет,и всегда буду в долгу перед городом».
«Положение во гроб» Рафаэля — одна из жемчужин коллекции галереи Боргезе в Риме
Заметим в скобках,что руководитель галереи Боргезе Анна Колива(Anna Coliva) оказалась единственным директором,который сохранил свой пост. И это несмотря на то,что этим летом из-за удушающей жары в зале деформировалась картина Рафаэля«Положение во гроб»: в течение полугода просьбы отремонтировать кондиционер в помещении оставались без внимания.
Согласные и негодующие
Галерея Академии во Флоренции — дом не только для Давида Микеланджело,но и для множества других скульптур. Фото: museumsinflorence.com
Однако,сменив директора галереи Уффици Антонио Натали(Antonio Natali) на немца,правительство спровоцировало негативную реакцию со стороны многих кураторов и искусствоведов. Наиболее громко заявил о своём несогласии арт-критик Витторио Сгарби(Vittorio Sgarbi). На одном из телешоу он заявил,что наём такого количества иностранцев — это«пощёчина народу Италии», а методы отбора назвал«глубоко несправедливыми и неправильными».
Стоит отметить,что Сгарби — автор книги«Сокровища Италии. Предчувствие Ренессанса», в предисловии к которой много говорится о прискорбном состоянии итальянских музеев.
«Поцелуй» Франческо Айеца,одного из ведущих художников эпохи романтизма середины XIX века,из Пинакотеки Брера
Другой искусствовед,Филиппе Даверио(Philippe Daverio), назвал назначения«абсурдным выбором». «Эти решения показывают,что правительство выбросило полотенце», — сказал он газете Corriere Della Sera.
А бывший директор Галереи Академии во Флоренции Анджело Тартуфери(Angelo Tartuferi), которого заменит 48-летняя немка Сесил Хольберг(Cecilie Hollberg) — резко ответил на реплику министра культуры Италии Дарио Франческини(Dario Franceschini). Тот сказал,что новые руководители должны«наверстать упущенное за десятилетия». «Италия изобрела методы музейного курирования,так что вообще-то немецкие специалисты обязаны тут учиться», — парировал обиженный менеджер.
Но другие эксперты поддержали новые назначения. Акилле Бонито Олива(Achille Bonito Oliva), профессор истории искусств римского университета Ла Сапиенца сказал: «Наконец в Италии восторжествовала меритократия». В свою очередь арт-директор мадридского музея Тиссена-Борнемисы Гильермо Солана задал в Твиттере лаконичный вопрос: «Когда же и в Испании?».
Ещё один шедевр из собрания Галереи Уффици — «Благовещение» Леонардо да Винчи
Впрочем,так ли важна национальная принадлежность,когда речь идёт о мировом художественном наследии? Джеймс Брадбёрн уверен,что через десять лет новое поколение музейных директоров из Италии будет готово трансформировать культурное пространство.
«Мы стоим на пороге изменений и оптимизма. Италия много раз становилась во главе искусства; настало время вернуть ей это лидерство», — сказал он в интервью The Guardian.
Главная иллюстрация: канцлер Германии Ангела Меркель осматривает Галерею Уффици. Фото: Alamy