Наиболее яркий след в развитии графической рекламы оставили художники, представители «Мира искусства» - художественного объединения и одноименного журнала. Повышенное внимание к графике, шрифту и оформлению было особенностью этого издания. Мастерами плаката были И.Я. Билибин, Л.С. Бакст, А.М. Васнецов, К.А. Сомов и другие. В работах проявлялась иллюстративность, книжность, благодаря им русский плакат отличается особой изящностью и эстетикой.
Расцвет искусства плаката в Царской России. «Мир искусства»
Мировоззрение «Мира искусства» отразилось и в их плакатных работах. Отличие этого объединения было в том, что они призывали создавать живопись, ориентированную на настоящих знатоков и ценителей, в противовес «передвижникам» - художникам для народа. Плакаты мирискусников — это призыв далеко не к каждому, а только к той целевой аудитории, которая способна понять и осознать не только визуальный образ рекламы, но и ее тематику: театральные афиши, выставки, литературные события, парфюм. «Элитность» таких плакатов породила узнаваемые, аристократичные женские образы, силуэтность и утонченность.
Особая художественность таких плакатов делала возможным использовать их не только по прямому назначению, но и в качестве обложек к книжным изданиям. Одним из ярких примеров тому — плакат М. Врубеля к выставке работ 36 художников (1901 г.). Впоследствии он стал обложкой для каталога.
В изготовлении плакатов участвовали и другие художественные журналы, издававшиеся на рубеже веков. «Искусство и художественная промышленность» - ежемесячное иллюстрированное издание, следовавшее за традициями «передвижников», и «Золотое Руно», относящееся к символистскому направлению.
Особое место в оформлении плакатов заняла модная и любимая как аристократами, так и простыми людьми древнерусская стилистика — русский стиль, наиболее выраженный в плакатном творчестве Билибина. Это легко проследить в рекламе пива «Новая Бавария», где сказочно-народные мотивы присутствуют в каждой детали.
Особое место в оформлении плакатов заняла модная и любимая как аристократами, так и простыми людьми древнерусская стилистика — русский стиль, наиболее выраженный в плакатном творчестве Билибина. Это легко проследить в рекламе пива «Новая Бавария», где сказочно-народные мотивы присутствуют в каждой детали.
Основная композиция выполнена в форме купола: посреди — большая бочка с пивом, окруженная охмелевшими боярами на фоне белокаменного кремля. Здесь можно увидеть билибинские образы из русских народных и пушкинских сказок: тощий писарь справа, царь-Берендей и испуганный арапчонок слева. Образовавшееся сверху пространство художник использовал для персонифицированных образов солнца и луны. Нижнюю часть плаката заполняют солярные знаки и четко выписанные контакты фирмы. При общей подробности и повествовательности плакат выполнен ясно и графично, поделен на зоны, каждая из которых несет конкретную информацию. Здесь соединены литературное содержание и визуальные требования к внешней рекламе — идеально сочетание для удовлетворения художественных и коммерческих целей.
Отмена крепостного права, и ряд радикально меняющих облик страны реформ, заставили общество задуматься о будущем России, о своем национальном пути. Новая реальность спровоцировала особый интерес к крестьянской теме. Крестьянство нередко изображалась на открытках и плакатах в сентиментальных тонах, а также использовалось в социально-нравоучительных сюжетах.
Русский плакат начала ХХ века
Искусство графического дизайна нужно рассматривать в контексте всей глобальной, но столь короткой эпохи Серебряного века, времени колоссального развития отечественной культуры и промышленности. Уже в первых годах ХХ века типографии оснащались лучшим оборудованием, что сказывалось на качестве книжной продукции и афиш.
ХХ век сделал афиши и постеры более графичными и декоративными. Это уже не утонченная живопись, а лаконичное цветовое пятно и точное следование требованиям рекламы того времени. Плакат стал орудием коммерции, именно тем, чем и должен быть. Реклама становится лаконичней, тексты сократились. Объем повествования заменяется убедительностью, а художественная выразительность — динамикой. Такой плакат отвечает новому темпу городской жизни и становится понятным любому — от графа до судомойки. Пришло понимание, что реклама воспринимается зрителем на расстояние, а внимание заостряется лишь на долю секунды, потому тонкая цветовая палитра и длинные изречения остаются незамеченными.
Хороший пример тому — постер с печеньем «Эйнемъ». Это изображение девочки лет двух, перешагивающей Москву-реку от Кремля к фабрике. Нижнюю часть плаката занимает крупный и наглядный текст: «Мой первый шаг за печениемъ Эйнемъ». Яркость и четкость плаката невольно ассоциируется с искусством соцарта. Здесь есть все от рекламы ХХ века: выразительность, лаконичность и цель.
Двадцатое столетие ознаменовалось приходом кинематографа, а значит и новым витком развития плаката. Немое кино — небывалая экзотика для граждан России, и авторы не замедлили этим воспользоваться, усилив своих художественные приемы до максимума. Поль Ассатуров создает плакат к первой киноленте в Российской Империи - «Стенька Разин» - яркий, с использованием в композиции разных эпизодов картины. Эмоциональность киноплакатов умножалась особенностями нового жанра: экспрессивной мимикой и жестикуляцией.
Начало Первой мировой войны резко поменяло акценты в обществе, и это коснулось художественно-промышленной отрасти. Силы художников-плакатистов были направлены на создание агитационных работ, вдохновляющих как военных, так и жителей тыла.
Война увела с первого плана бытовую и рекламную тематику, сделав социальные проблемы и благотворительность важной доминантой. Провал в мировой войне, крах империи и круговорот революций породили новое искусство, новые цели и новые символы России, существующей после 1917 года.
Автор: Людмила Лебедева
Автор: Людмила Лебедева