Последний ребенок мастера родился в один год с его первым внуком, и имя «Палома Пикассо» – уже вполне самостоятельный бренд. Продолжаем путешествие по генеалогическому дереву гения, привлекая картины, фото и свежие сведения о делах потомков.
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/e89/325987.jpg)
Это - вторая часть исследования, посвящённого жёнам и отпрыскам великого модерниста Пабло Пикассо. Читайте предыдущую часть материала - о первой жене живописца Ольге Хохловой, их сыне Пауло и внуках.
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/f3a/325990.jpg)
«Древо потомков» Пабло Пикассо
«Удивительно, как при двух сумасшедших родителях я выросла нормальной!»: дочь Майя Видмайер-Пикассо и ее дети
Вторым ребенком Пикассо стала дочь, рожденная в 1935-м году Мари-Терезой Вальтер, спутницей мастера в 1929 – 1937 годах. Пикассо фигурировал в качестве крестного отца малышки, получившей в крещении имя Мария де ла Консепсьон, но впоследствии более известной под светским именем Майя.
![](https://artchive.ru/res/media/img/orig/article/b00/325989.jpg)
Поскольку Пикассо не вел с Мари-Терезой в полном смысле семейную жизнь, девочка не росла на глазах у отца. Поглощенный творчеством и чередой новых романов художник виделся с дочерью дважды в неделю, а с тех пор, как ей исполнилось 20, и эти нечастые встречи прекратились. Впрочем, трезвомыслящая дочь не питала больших ожиданий и строила свою жизнь вполне самостоятельно.
На фото выше: Мари-Тереза Вальтер и Пикассо
Майя в матроске
1938, 121×86 см
1.1. Пабло Пикассо, «Женщина и ребёнок (Мари-Тереза и Майя)», 1938
1.2. Пабло Пикассо, «Портрет дочери Майи», 1939
Ныне 80-летняя Майя с мужем Пьером Видмайером, отставным капитаном торгового судна, проживает в парижской квартире на набережной Вольтера. Их дети — Оливье, Ришар и Диана, — являются продолжателями династии Пикассо. Все трое получили базовое юридическое образование, которое, впрочем, не слишком ограничило их в выборе круга жизненных интересов и занятий.
1.2. Пабло Пикассо, «Портрет дочери Майи», 1939
Ныне 80-летняя Майя с мужем Пьером Видмайером, отставным капитаном торгового судна, проживает в парижской квартире на набережной Вольтера. Их дети — Оливье, Ришар и Диана, — являются продолжателями династии Пикассо. Все трое получили базовое юридическое образование, которое, впрочем, не слишком ограничило их в выборе круга жизненных интересов и занятий.
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy400/article/add/325996.jpg)
![](https://artchive.ru/res/media/img/hy400/article/678/325997.jpg)
1.1. Пикассо с дочерью Майей, ок. 1944
1.2. Пабло Пикассо и Майя, август 1952
1.2. Пабло Пикассо и Майя, август 1952
![](https://artchive.ru/res/media/img/hy800/article/016/325995.jpg)
Майя Видмайер-Пикассо
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy1200/article/49b/325998.jpg)
Оливье Видмайер-Пикассо (род. 1961) является консультантом по вопросам лицензирования в «Администрации наследия Пикассо» — фонде, созданном в 1996 году наследниками мастера. Организация действует в общих интересах потомков художника, влияя на распоряжением наследием, защищая авторские права и преследуя подделки: имя Пикассо давно уже превратилось в раскрученный бренд со всеми сопутствующими проблемами — контрафактной продукцией, пиратством, недобросовестным копированием. По заключению издания Vanity Fair, в 2015 году Пикассо был самым экспонируемым художником в мире, а его работы били все рекорды по числу подделок и краж.
Оливье — автор скандальной идеи использования имени художника концерном «Ситроен» в качестве названия для серии авто (1998). На это решение «Администрации наследия» достаточно резко отреагировали внучка Пикассо Марина, директор парижского музея Пикассо Жан Клер, друг художника фотограф Анри Картье-Брессон — все они расценили подобный шаг как «предательство по отношению к памяти деда».
Оливье — автор скандальной идеи использования имени художника концерном «Ситроен» в качестве названия для серии авто (1998). На это решение «Администрации наследия» достаточно резко отреагировали внучка Пикассо Марина, директор парижского музея Пикассо Жан Клер, друг художника фотограф Анри Картье-Брессон — все они расценили подобный шаг как «предательство по отношению к памяти деда».
Облокотившаяся Мария-Тереза
1939, 46×65 см
Также Оливье занимается продюсерской деятельностью, создает документальные фильмы о знаменитом предке. В 2004-м опубликовал книгу «Пикассо: настоящая история семьи», в которой оспорил множество расхожих представлений о «великом и ужасном Пабло» как о художнике и человеке. Вместе с матерью организовал «Фонд Майи Пикассо», который добивается превращения мастерской андалузского гения, расположенной в Париже на улице Грандзогюстен, 7, в открытое пространство для творческих, культурно-просветительских и образовательных проектов.
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy400/article/d2b/326010.jpg)
Ришар Видмайер-Пикассо (род. 1966) пробовал себя в разных сферах — в искусстве, в юриспруденции, а в 90 х даже был совладельцем ресторана экзотической кухни в Нью-Йорке. Но его имя гораздо меньше говорит публике, нежели имена его брата и сестры.
Слева: Ришар Видмайер-Пикассо с сыном Эдуаром. Фото: Getty Images
Диана Видмайер-Пикассо (род. 1974) по первому образованию также юрист. Тем не менее, гены взяли свое: получив в Сорбонне степень магистра, Диана реализовала себя как историк и исследователь изобразительного искусства. Она работает как куратор и организатор выставок, консультирует аукционные дома, арт-дилеров и коллекционеров. Написала книгу «Пикассо: искусство может быть только эротическим».
Слева: Ришар Видмайер-Пикассо с сыном Эдуаром. Фото: Getty Images
Диана Видмайер-Пикассо (род. 1974) по первому образованию также юрист. Тем не менее, гены взяли свое: получив в Сорбонне степень магистра, Диана реализовала себя как историк и исследователь изобразительного искусства. Она работает как куратор и организатор выставок, консультирует аукционные дома, арт-дилеров и коллекционеров. Написала книгу «Пикассо: искусство может быть только эротическим».
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/4b4/326011.jpg)
Диана Видмайер-Пикассо на фоне работы Маурицио Каттелана «Без названия» («Пикассо»)/ Фото: Rmn-Grand Palais / Didier Plowy, Paris 2015
«От осинки не родятся апельсинки»: сын Клод и дочь Палома Пикассо
В 1943 году в жизнь Пикассо вошла молодая студентка-художница Франсуаза Жильо — умная, яркая, энергичная. Отношения, продолжавшиеся 10 лет, так не были узаконены, ибо Пикассо упорно отказывался расторгать брак с Ольгой Хохловой.
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/b04/326013.jpg)
Юная Франсуаза Жильо
Франсуаза родила возлюбленному двоих детей. Сын Клод появился на свет в 1947-м, дочь Палома, последний ребенок мастера — в 1949-м, в один год с его первым внуком, сыном Пауло.
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy400/article/ce1/326014.jpg)
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy400/article/dd2/326015.jpg)
1.1. Пабло Пикассо и Франсуаза Жильо с детьми
1.2. Клод и Палома Пикассо. Париж, 25 января 1966. Фото: Richard Avedon
1.2. Клод и Палома Пикассо. Париж, 25 января 1966. Фото: Richard Avedon
Франсуаза, Палома и рисующий Клод
1954, 116×89 см
Клод явно пошел в отца — темноглазый, коренастый, короткопалый, такой же вспыльчивый. Повзрослевший Клод впервые заявил о себе в артистической среде Нью-Йорка, где после расставания с Пикассо обрела себя и Франсуаза. Клод работал ассистентом у знаменитого Аведона, посещал актерскую школу. В 1992 году снял документальную ленту об американском скульпторе Ричарде Серра. Разрабатывал дизайн текстильных изделий по мотивам работ своего деда. В течение многих лет был связан со SPADEM (Ассоциация защиты авторских прав художников Франции) и некоторое время был ее президентом.
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy400/article/51c/326016.jpg)
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy400/article/0db/326017.jpg)
1.1. Пабло Пикассо с сыном Клодом
1.2. Франсуаза Жило и Клод на вилле «Галуаз», Валлорис, Франция, 1948. Фото: Gjon Mili / The LIFE Picture Collection / Getty Images
Сейчас Клоду 68, он женат, имеет двоих сыновей, живет в Женеве. Известный как человек настроения, Клод, тем не менее, основателен и рассудителен, обладает талантом прекрасного менеджера — только ему недоверчивый клан потомков мог поручить руководство «Администрацией наследия».
1.2. Франсуаза Жило и Клод на вилле «Галуаз», Валлорис, Франция, 1948. Фото: Gjon Mili / The LIFE Picture Collection / Getty Images
Сейчас Клоду 68, он женат, имеет двоих сыновей, живет в Женеве. Известный как человек настроения, Клод, тем не менее, основателен и рассудителен, обладает талантом прекрасного менеджера — только ему недоверчивый клан потомков мог поручить руководство «Администрацией наследия».
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/bf3/326019.jpg)
Франсуаза Жильо, «Красное и золотое» (1978)
![](https://artchive.ru/res/media/img/orig/article/7ac/326020.jpg)
Пожалуй, наиболее ярко генетические задатки раскрылись в Паломе Пикассо.
Она унаследовала от деда не только творческую жилку, предприимчивость и определенную эксцентричность, но и массивный фамильный нос — который, впрочем, никогда не был для нее источником комплексов.
Палома Пикассо, 1980. Фото: Robert Mapplethorpe
В юности Палома делала попытки заняться живописью. Довольно быстро охладев к этому виду самореализации, в 1968-м отправилась изучать ювелирное дело. Обладая здоровым авантюризмом, юная девица рискнула предложить Иву Сен-Лорану свои услуги в создании аксессуаров для его сезонной коллекции. Первая проба на поприще от-кутюр имела успех, и к 1971 году Палома уже была востребованным дизайнером: занималась разработкой украшений для греческой ювелирной фирмы Zolotas, проектировала сумки и обувь для итальянского производителя и создавала меховые модели для модного дома Жака Каплана.
После смерти Пабло Палома на время утратила интерес к дизайну. Зато приобрела вкус к жизни на публике: снялась в главной роли в эротическом фильме, обретя известность с привкусом скандала.
Она унаследовала от деда не только творческую жилку, предприимчивость и определенную эксцентричность, но и массивный фамильный нос — который, впрочем, никогда не был для нее источником комплексов.
Палома Пикассо, 1980. Фото: Robert Mapplethorpe
В юности Палома делала попытки заняться живописью. Довольно быстро охладев к этому виду самореализации, в 1968-м отправилась изучать ювелирное дело. Обладая здоровым авантюризмом, юная девица рискнула предложить Иву Сен-Лорану свои услуги в создании аксессуаров для его сезонной коллекции. Первая проба на поприще от-кутюр имела успех, и к 1971 году Палома уже была востребованным дизайнером: занималась разработкой украшений для греческой ювелирной фирмы Zolotas, проектировала сумки и обувь для итальянского производителя и создавала меховые модели для модного дома Жака Каплана.
После смерти Пабло Палома на время утратила интерес к дизайну. Зато приобрела вкус к жизни на публике: снялась в главной роли в эротическом фильме, обретя известность с привкусом скандала.
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy1200/article/ac9/326022.jpg)
Часто бывая у матери и брата в Нью-Йорке, Палома год за годом пыталась пробиться в отдел дизайна ювелирной фирмы «Tiffani». И в 1980-м она выиграла конкурс и подписала контракт! Параллельно при участии мужа заложила фундамент собственной деловой империи. Дебютный продукт бренда «Paloma Picasso» — одноименный женский парфюм — вышел на рынок в 1984-м. И здесь сказалась наследственность — ведь дед Паломы по линии матери был парфюмером! Далее последовали мужской аромат «Минотавр», помада «Mon Rouge» излюбленного карминного цвета, затем — очки, кожаная галантерея, посуда, домашний текстиль класса «люкс».
После двух разводов Палома осела в Лозанне с третьим мужем-хирургом. Успевает управлять бизнесом «имени себя», продолжает сотрудничество с «Tiffani», вкладывает средства собственного фонда в популяризацию творческих заслуг своих родителей — главным образом, Франсуазы Жильо, чья деятельность в искусстве мало известна в Европе.
После двух разводов Палома осела в Лозанне с третьим мужем-хирургом. Успевает управлять бизнесом «имени себя», продолжает сотрудничество с «Tiffani», вкладывает средства собственного фонда в популяризацию творческих заслуг своих родителей — главным образом, Франсуазы Жильо, чья деятельность в искусстве мало известна в Европе.
![](https://artchive.ru/res/media/img/orig/article/005/326023.jpg)
Франсуаза Жильо, «Аплодисменты» (1972)
Что ж, как видим, между детьми и внуками Пикассо нет близости, достаточной для того, чтобы объединиться в большую крепкую семью. Всех их держит вместе разве что общность интересов, центром которых остается личность и творчество гениального испанца.
Отношения между потомками художника ярко характеризует фраза одного из отпрысков: «Невозможно поверить, что у нас один и тот же отец».
Автор: Лия Городнянская
Главная иллюстрация: Пабло Пикассо, фрагмент картины «Франсуаза, Клод и Палома» (1951)