- Перед нами необычный человек, который в 50 летнем возрасте принял решение заняться искусством. Какие-то неосознанные, глубинные, подсознательные силы влияют на человека, подвигая его заняться, казалось бы, совсем незнакомыми вещами, а затем и увлекают его без остатка. Но так это видится лишь на первый, поверхностный взгляд. Некоторые решения могут вызревать годами, десятилетиями, пока им не предоставляется возможность реализации. Человек, который в детстве хлебнул все тяготы послевоенного времени, посвятивший половину жизни медицине, причём 17 лет из которых проработал в реанимации, спасая жизни людей. Человек, который в суровые 90 е годы занялся восстановлением фармацевтического снабжения страны, создав систему фирм, которые соединили разрушенные связи поставок медикаментов от производителей к медицинским учреждениям. Человек, который наблюдая, как из страны вывозят произведения мастеров флорентийской мозаики, решил вместе со своей супругой Людмилой организовать музей, в котором собрали коллекцию работ лучших мастеров России. Его созидательная энергия и умение создавать вокруг творческую атмосферу выплеснулось в новый, творческий формат жизни. Все эти жизненные ступени Бориса Лазаревича Ошкукова можно рассматривать скорее как стадии одного большого эксперимента под названием жизнь; кидать вызов самому себе, поставив почти недостижимую, высокую цель, и собрав все силы, достигать её. Развивать свои качества, как мастер, который шлифует очередную грань драгоценного камня, изменяя при этом не только внутренний, но и внешний, материальный мир. Критерии оценки, применяемые в обычных случаях, здесь не работают, поскольку перед нами человек сумевший построить себя, свой собственный, удивительный мир, гармоничный и созидательный. Примерив новую данность, Борис уже не захотел с ней расставаться, принимая для себя новый путь развития.
Имя Бориса Лазаревича Ошкукова почти неизвестно в художественной среде Санкт-Петербурга, он не выставляет свои работы в Союзе художников, не стремится участвовать в общих выставках, спорить и защищать своё право на индивидуальность. Причиной тому во многом послужила природная скромность и отсутствие желания всем нравиться и угождать. В первую очередь им двигало желание научиться создавать свой, индивидуальный, особенный мир, мир образов и ощущений, в котором можно было бы использовать весь свой богатый жизненный опыт и накопленный багаж духовных переживаний.
Новый виток жизни супругов начался в 1998 году, после колоссального дефолта, охватившего всю страну. Возникли мысли об эмиграции, и чтобы чувствовать себя спокойно в финансовом плане пришла идея приобрести навыки художественного ремесла, поскольку в 50 лет поздно думать о полноценном преодолении языкового барьера. Выбор творческого направления для Бориса Лазаревича был очевиден и имел экономическое обоснование: приобрести возможность на 2-3 квадратных метрах создавать достойные, художественные вещи, способные обеспечить элементарное выживание семьи.
Ошкуков Борис Лазаревич, художник, скульптор, автор многих абстрактных проектов. Точку опоры своего беспредметного творчества видит в русском авангарде начала 20 века. Он относится к тем людям, для которых творчество составляет основу духовного саморазвития. Его художественные искания приводят автора в разные техники и способы художественной интерпретации мира.
Состоявшись как врач-реаниматолог, в зрелом возрасте ушёл в искусство, и вот уже 20 лет создаёт свои оригинальные работы. Долгое время занимался флорентийской мозаикой, создавая абстрактные панно по авторским эскизам. Занимаясь мозаикой, Борис Лазаревич, сумел проникнуть в таинственный мир минералов, создал абсолютно оригинальное звучание материала. Параллельно Борис Лазаревич создает скульптурные проекты, изучает и экспериментирует с объёмом. Результатом стали проекты – «Юбилей» и «Стихии природы», которые экспонировались в залах Москвы и Санкт-Петербурга.
С 2010 года начинается работа с деревом. Серия абстрактных скульптур «Брёвнышки», выполненных для загородного парка в Вологодской области, послужила началом для работы с объёмными композициями в новом материале. Работа с рельефными панно вылилась в проект – «День и ночь» (2012 – 2015). Безграничная фантазия и любование необычными материалами, игра с композиционными и цветовыми структурами отличают панно Бориса Лазаревича. Скульптурные композиции из дерева – новое увлечение художника, они позволяют ему искать границы пластичности материала, не забывая при этом создавать лаконичные, наполненные гармонией образы.
Абстрактные работы Бориса Лазаревича Ошкукова оригинальны и самобытны, они служат отражающим кристаллом нашей непростой реальности, в гранях которого создаётся оригинальная мозаика мира, мира художника и мыслителя.