До 12 июля Эрмитаж продолжает радовать своих посетителей специально привезенным шедевром. Полотно «Мадонна на троне со святыми Екатериной, Августином, Себастьяном, Антонием Аббатом и Иоанном Крестителем из церкви Санто Спирито в Бергамо» кисти Лоренцо Лотто — еще один шедевр, заслуживающий отдельного внимания.
Выставка «Лоренцо Лотто. Мадонна на троне со святыми Екатериной, Августином, Себастьяном, Антонием Аббатом и Иоанном Крестителем из церкви Санто Спирито в Бергамо» посвящена только одной картине, — это не первая экспозиция Эрмитажа в таком формате. Ранее музей уже проводил подобные выставки, причем также посвященные творениям Лотто. Так, из Академии Каррара в Бергамо в Санкт-Петербурге гостила картина «Отдых на пути в Египет со св. Екатериной», а полотно «Мадонна делле грацие» после экспозиции вошла в коллекцию Эрмитажа.
Для того, чтобы оценить все мастерство художника, рядом с картиной организаторы разместили предметы быта, похожие на те, что изображены на полотне. Экспозицию дополняет еще одна работа мастера — «Портрет художника».
Полотно и... ткани
Лоренцо Лотто жил и творил в Бергамо на протяжении 10 лет, там он создал несколько больших алтарных полотен. В 1521 году он получил заказ на масштабное полотно для церкви Сан Спирито от богатого торговца тканями Бальсарино Анджелини. Зная об этом, сразу замечаешь с каким мастерством написаны все детали, связанные с тканью: шелк и бархат, и даже ковер!Художник имел даже свой собственный «фирменный» узор ковра, который он изображал под ногами святых. Этот рисунок так и называют в честь художника — «Лотто».
«Нам показалась замечательной эта идея — выставить картину и сопроводить её различными коврами, дорогими тканями, продемонстрировать богатство Бергамо и Венеции, чтобы публика Санкт-Петербурга могла это видеть», — рассказывает профессор Университета Бергамо Джованни Вилла (Giovanni Villa).
Великолепие картины — не только в тщательности выписанных деталей, но и в совершенстве композиции. На центральном троне — Мадонна, вокруг него — Святые, и все очень символично. Так, Святой Антоний Аббат — покровитель Бергамо, Святой Августин — основатель монастыря и церкви. Святой Себастьян с идеальными античными пропорциями взором обращен к Мадонне, с просьбой принять его мученический подвиг во имя веры. Святая Екатерина — единственная святая, которая смотрит прямо на зрителя, тем самым привлекая взгляд к образам Марии и Иисуса.
Все образы на картине необычайно «живые" — это еще одна отличительная черта «почерка» Лотто. Какие эмоции!
«Благодаря договорённости с властями города Бергамо нам удалось получить монументальную работу Лоренцо Лотто в обмен на три картины Джакомо Пальмы (старшего). — говорит Ирина Артемьева, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, — Мы их представили на монографическую выставку этого венецианского художника, которая открылась в Бергамо 13 марта. Пока картины Дж. Пальмы (старшего) будут находиться в Бергамо, у нас будет гостить алтарная композиция Лоренцо Лотто».
Выставка «Лоренцо Лотто. Мадонна на троне со святыми Екатериной, Августином, Себастьяном, Антонием Аббатом и Иоанном Крестителем из церкви Санто Спирито в Бергамо» в Эрмитаже открывает еще одну грань творчества выдающегося венецианского живописца до 12 июля по адресу: Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2.