войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Арт-скандалы: немецкий герцог предъявляет претензии Украине, Россия – Британии, киевские художники – мэру

Целый клубок претензий в сфере искусства придётся распутывать руководителям аукционного дома Sotheby’s и властям Украины. Российское отделение Интерпола потребовало снять с предстоящих торгов в Лондоне один из главных лотов — шедевр Айвазовского. Получен вежливый отказ… В то же время немецкий герцог Эдуард фон Ангальт-Дессау собирается потребовать возврата из Полтавы картин, конфискованных у его семьи в 1945-м. А художники в Киеве просят сохранить в метро мозаики советского периода.
Арт-скандалы: немецкий герцог предъявляет претензии Украине, Россия – Британии, киевские художники – мэру

Что можно отыскать к юбилею Кранаха в Полтаве?

Реституция предметов искусства, перемещённых во время Второй мировой войны, относится не только к шедеврам, которые конфисковали нацисты. Возвращать культурные ценности законным владельцам, возможно, придётся и тем, кто воевал против Германии.
Эдуард фон Анхальт с бывшей супругой Коринной фон Анхальт. Фото: annebernecker.wordpress.com
Эдуард фон Анхальт с бывшей супругой Коринной фон Анхальт. Фото: annebernecker.wordpress.com
На минувшей неделе портал ArtnetNews сообщил, что нынешний глава дома Асканиев, герцог Эдуард фон Ангальт-Дессау, хочет получить от Украины картины, принадлежащие его семье. Речь идёт о шести полотнах из Полтавского художественного музея (галереи искусств им. Николая Ярошенко). Среди них — работы Лукаса Кранаха-младшего, написанные в 16 веке.
Картины в залах Полтавского музея немцы нашли случайно, во время подготовки выставки «Кранах в готическом доме». Сотрудник культурного фонда Дессау-Верлитц, просматривая сайт украинской галереи, увидел снимки шедевров, похожих на те, что исчезли из герцогского замка в 1945 году. Вероятно, их отобрала советская трофейная комиссия, а затем они по распределению попали в Полтаву.
Стоит отметить, что претензии Эдуарда фон Ангальта основываются пока лишь на слабо детализированных
Стоит отметить, что претензии Эдуарда фон Ангальта основываются пока лишь на слабо детализированных фотографиях полотен в зале. Фото с сайта Полтавского художественного музея
Немецкий герцог просит политиков своей страны обратиться к украинскому правительству с вопросом о реституции произведений искусства. «Они важны для семьи, земли Саксония-Ангальт и всей Германии», заявил он газете Mitteldeutsche Zeitung.
Исчезнувшие в 1945 году семейные портреты Асканиев могут представлять интерес для других европейских королевских домов. Эдуард, в частности, имеет общих предков с британскими монархами.
Замок Балленштедт, принадлежащий семье Ангальт-Дессау. Фото: HarzCard.info
Замок Балленштедт, принадлежащий семье Ангальт-Дессау. Фото: HarzCard.info
Патриарх дома Ангальтов уже имеет успешный опыт реституции. В 1990 году, после падения Берлинской стены, он через суд вернул в собственность семьи замок Балленштедт, который был конфискован коммунистическим режимом в ГДР.

Пощадите мозаику!

Тем временем в Киеве группы художников Soviet Mosaics in Ukraine («Изоляция») обратилась к мэру с просьбой не уничтожать советские мозаики в киевском метро. Речь идёт о панно на станциях «Шулявская» и «Дворец Украина», авторами которых являются заслуженные деятели искусств Украины Иван Литовченко и Степан Кириченко. Первое было создано в 1963 году, второе — в 1984-м.
Иван Литовченко, панно в интерьере станции метро «Шулявская» (бывш. «Большевик»), Киев, 1963. Керами
Иван Литовченко, панно в интерьере станции метро «Шулявская» (бывш. «Большевик»), Киев, 1963. Керамическая мозаика
Термин "мозаика", как считается, восходит к латинскому musivum — посвящение музам. Столь возвышенное название прекрасно подходит удивительному искусству, позволяющему создавать самые разнообразные и необыкновенные произведения. Читать дальше
Мозаика (от фр. Mosaïque – то, что посвящается музам) – вид монументального и декоративно-прикладного искусства, которое предполагает создание изображения посредством соединения и закрепление на определенной поверхности цветных камней, фрагментов плитки или смальты. Различают римскую, флорентийскую и византийскую мозаики.
Читать дальше
, цветные цементы. Фото Евгения Никифорова
«Монументальные декоративные мозаики […], содержащие образцы советского модернизма, — уникальные памятники мирового искусства. В середине ХХ века, в эпоху тотального контроля и цензуры искусства, художники не могли себе позволить свободных творческих поисков в академических работах, поэтому часто воплощали их в декоративных произведениях», говорится в открытом письме.
Степан Кириченко, мозаика красноармейца в торце центрального зала станции метро «Дворец Украина» (бы
Степан Кириченко, мозаика
Термин "мозаика", как считается, восходит к латинскому musivum — посвящение музам. Столь возвышенное название прекрасно подходит удивительному искусству, позволяющему создавать самые разнообразные и необыкновенные произведения. Читать дальше
Мозаика (от фр. Mosaïque – то, что посвящается музам) – вид монументального и декоративно-прикладного искусства, которое предполагает создание изображения посредством соединения и закрепление на определенной поверхности цветных камней, фрагментов плитки или смальты. Различают римскую, флорентийскую и византийскую мозаики.
Читать дальше
красноармейца в торце центрального зала станции метро «Дворец Украина» (бывш. «Красноармейская»), Киев, 1984. Фото: Wikipedia.org
Художники предлагают создать независимую экспертную комиссию для исследования культурной ценности художественного оформления станций киевского метрополитена — обязательно с участием представителей проекта Soviet Mosaics in Ukraine.
Напомним, в начале апреля 2015 года украинский парламент принял закон, запрещающий публичное использование советской и коммунистической символики. Под ней подразумеваются гимн, герб, флаги, лозунги, изображения, а также разные памятные знаки деятелям Компартии и советской власти, названия улиц, городов и других административных единиц.

Дилемма Sotheby's

Еще с одной претензией пришлось срочно разбираться аукционному дому Sotheby’s. Российское бюро Интерпола потребовало снять с торгов один из главных лотов предстоящей распродажи произведений русского искусства — картину мариниста Ивана Айвазовского «Вечер в Каире». Полотно было похищено у частного коллекционера в Москве в 1997 году, заявляют детективы в своём запросе.
«Вечер в Каире» был написан маслом Иваном Айвазовским в 1870 году. Художник совершил поездку в Египе
«Вечер в Каире» был написан маслом Иваном Айвазовским в 1870 году. Художник совершил поездку в Египет по случаю открытия Суэцкого канала.

Эта работа не появлялась на публике с 1950 года, когда была выставлена в Третьяковской галерее в Москве. На официальном сайте Sotheby’s предыдущим местонахождением шедевра указана «коллекция Н. И. Дедова». По имеющимся данным, в начале 1940-х годов картину приобрёл нарком судостроительной промышленности Иван Носенко, а затем она была похищена у его вдовы.
Между тем, Sotheby’s выставил полотно Айвазовского, поскольку оно не значится в списке похищенных культурных объектов Минкульта России или в Реестре пропавших произведений (Art Loss Register). За «Вечер в Каире» предполагается выручить $ 2,3 — 3 млн.
Ранее эксперты аукционного дома объявили, что «Вечер в Каире» станет одной из «звёзд» распродажи. Другими «хедлайнерами» должны стать работы Рериха, Кончаловского и Саврасова.
За полотно Алексея Саврасова «Волга в окрестностях Юрьевца» аукционисты рассчитывают выручить 2,2 —
За полотно Алексея Саврасова «Волга в окрестностях Юрьевца» аукционисты рассчитывают выручить 2,2 — 2,8 млн долларов. Картина считалась утерянной с 1871 года и обнаружилась в частной французской коллекции. Фото: Sotheby’s
Пока ничего не известно ни о реакции Полтавского художественного музея на претензии немецкого герцога, ни властей Киева — на просьбу художников. А вот лондонские аукционисты провели оперативное расследование, связавшись и с российской полицией, и торги назначены на завтра, 2 июня.

Что ж, со стоимостью культурных ценностей и их историей нередко возникают «некрасивые» ситуации. Все же — рынок, политика, мораль… Все смешалось в Храме Искусства.