Третьего июня мы узнаем итоги русских торгов аукциона MacDougall’s, на которых фаворитами значатся работы таких искусников, как Константин Сомов и Николай Фешин. Обе — характерные для стиля каждого мастера как по технике, так и по сюжету. Смотрим, вспоминая предыдущие рекорды, и делаем если не ставки, то прогнозы.
Сын известного музейного деятеля — хранителя Эрмитажа, вдохновленный творчеством Бердслея, учившийся в мастерской Репина и шлифовавший мастерство в Париже, один из основателей объединения «Мир Искусства»… Тот, кому прощали эпатаж в жизни и творчестве из-за необычайного таланта и мастерства — в биографии Константина Сомова немало примечательных моментов. Интерес к его наследию растет, и заполучить работу на аукцион — истинная удача.
«Один из изящнейших певцов Серебряного века», Сомов изображал немало галантных театрально-маскарадных сцен. Арлекины, Коломбины, Пьеро, шуты, кавалеры, кокетки… Представленная на аукцион работа — небольшая (36,7×28,5 см), но известная и яркая акварель
из «важной европейской частной коллекции», написанная в 1925 году (она была приобретена нынешним владельцем в 2007 году на Sotheby’s).
К слову, покинув Россию в 1923 году как уполномоченный «Русской выставки», художник в январе 1924 года представил 38 своих работ в Нью-Йорке. Покинув Америку в мае 1925 года, Константин Сомов обосновался во Франции. А за пару месяцев до отъезда писал сестре в Ленинград, что проработал почти сутки без перерыва, чтобы закончить несколько иллюстраций для журнала.
Эстимейт рисунка составляет 500,000−700,000 английский фунтов. Работа, созданная для обложки американского журнала Vanity Fair примечательна тем, что все персонажи — «звезды» Голливуда и Бродвея 1920-х годов.
Слева — супружеская пара, знаменитые бродвейские актеры Фред Лант и Линн Фонтейн (Alfred Lunt, Lynn Fontanne), а справа — легендарные танцоры брат и сестра Фред и Адель Астер (Fred, Adele Aster). Наряду с другими персонажами, на рисунке можно отыскать и едва заметное лицо актрисы Грейс Джонс (Grace Johns). Вот так портретная «вечеринка»! Надо сказать, Сомов посещал театральные постановки, и восторженно отзывался о них в письмах сестре. А для популярного журнала Vanity Fair Сомов создал не одну работу!
Радуга
1927, 60.3×73.7 см
Поворотным моментом в отноении коллекционеров к творчеству живописца в наши дни стала цифра 7, 327 млн долларов — столько было заплачено за картину «Радуга» К. Сомова (аукцион Сhristie’s, 2007 г.). Это рекорд стоимости для полотна русской живописи на тот момент. Так что весьма интересно, каков будет итог торгов за небольшую акварельную работу.
Баба на сундуке
1910-е
Но если судить по оценочной стоимости, лидером торгов является работа Николая Фешина: ее оценили в диапазоне 800 000−1 200 000 английских фунтов. Что и говорить, знаменит художник портретами!
Среди других лотов предстоящего аукциона — еще одна работа с примечательными персонажами. Это «Золотое подношение» Бориса Анисфельда. Оценочная стоимость работы — 350 000 — 500 000 английский фунтов.
Для этого грандиозного, почти трехметрового полотна моделью художнику послужила Ида Рубинштейн. Картина была создана в 1907—1908 году, когда художник тесно сотрудничал с Дягилевым. А «Шехерезада» была последней работой дивы у знаменитого создателя «Русских сезонов».
Предаукционная выставка проходит в Лондоне с 26 мая по 2 июня.