Сегодня, 11 мая, исполнилось 111 лет со дня рождения одного из величайших мастеров 20 века — Сальвадора Дали. Красивая дата, не правда ли? В американском музее решили сравнить его с гением Ренессанса Леонардо да Винчи, в Барселоне проходит выставка «Пикассо/Дали, Дали/Пикассо», а в канадскую галерею Бивербрук вернулось его «Сантьяго эль Гранде». Чуть подробнее о каждом событии — в нашем Дали-дайджесте.
«Дали и да Винчи: умы, машины и шедевры» (Dali & da Vinci: Minds, Machines & Masterpieces) — так называется выставка, которую организовал музей Сальвадора Дали в Сент-Питерсберге, что во Флориде. В экспозиции представлены более 75 работ и репродукций, в том числе — принты чертежей да Винчи и его знаменитой Моны Лизы, рукописи Дали и картины из постоянной коллекции музея, а также образы объектов, которые оба мастера изобретали, предвосхищая своё время.
Посетители могут увидеть, как два амбициозных художника использовали инструменты искусства для изучения всего человеческого опыта, в том числе — в математике, анатомии, механике, религии и визуальной перспективе. Они оба представляли себе фантастические устройства, часть из которых стала реальностью, а другие так и остались в эскизах и рукописях.
Среди механизмов Дали есть овосипед (ovocypede) — прозрачный транспорт с сиденьем для одного человека. Напоминает шар для зорбинга, не так ли?
Картина «Тайная вечеря», созданная Дали в 1955 году, — это открытое восхищение одноимённой фреской Леонардо, написанной в 1490-х. Современный гений выписал золотой прямоугольник, основанный на золотом сечении, — формуле для геометрических пропорций, которыми восторгался Леонардо.
Тайная вечеря
1955, 167×268 см
В шуточной форме Дали отдал дань и Моне Лизе. На фотографии его давнего коллеги Филиппа Халсмана, лицо Джоконды заменено на лицо Дали (в комплекте с усами), а в руках находятся монеты (примечание: согласно легенде, да Винчи перед смертью продал полотно французскому королю Франциску I за 4000 золотых).
Ищущий ум и раздутое эго Дали в какой-то степени роднят его с итальянским эрудитом эпохи Возрождения. В середине 20 века испанец даже создал рейтинг великих художников, в котором расположил себя ниже Леонардо, но выше Пикассо.
Тем не менее, Дали и Пикассо более 30-ти лет дружили и творили вместе. Новаторская выставка «Пикассо/Дали, Дали/Пикассо» готовилась свыше 10 лет. После презентации в музее Дали в Сент-Питерсберге она «переехала на гастроли» в Барселону, в Музей Пикассо.
Вот лишь один из интересных примеров взаимного влияния и уважения: после визита в студию Пикассо в 1926 году Дали переделал свою работу «Портрет
моей сестры», и соотнес ее с «Портретом Ольги» — признал заслуги коллеги и счел достойным пример для подражания!
В ретроспективе представлены работы из музеев, галерей и частных коллекций, среди которых Центр Помпиду в Париже, собрание семьи Пикассо, художественная галерея Онтарио в Канаде.
Оба художника являются символами 20 века, оба творили в Париже и посетители экспозиции могут увидеть их творческих диалог. Наш подробный обзор экспозиции — отдельная история вашему вниманию!
Сантьяго-эль-Гранде
1957, 407×304 см
Тем временем, одна из картин Дали вернулась на «место прописки» после трёхлетнего тура по Северной Америке. Речь идёт о полотне «Сантьяго эль Гранде», которое входит в число наиболее ценных экспонатов галереи Бивербрук (провинция Нью-Брансуик, Канада).
Уильям Тёрнер, «Фонтан безмятежности»
Вместе с 75-ю другими работами, включая «Фонтан безмятежности» Уильяма Тёрнера и «Кровать в отеле» Люсьена Фрейда (иллюстрация слева), она побывала во Флориде, в Алабаме, в западной части Канады и художественной галерее Виннипега, побив все рекорды посещаемости для тамошних музеев.
«Мы очень гордимся этой коллекцией. Это наше достояние, наиболее ценное собрание искусства в Атлантической Канаде и одно из лучших в Северной Америке», — подчеркнул Терри Графф (Terry Graff), директор и главный куратор художественной галереи Бивербрук.
В общем, Саловадора Дали много не бывает — любое событие, связанное с его работами и с его именем, вызывает шквал интереса у публики. Что ж, сегодня, в день 111-летия, гений прав, как никогда: «Меня зовут Сальвадором — Спасителем — в знак того, что во времена угрожающей техники и процветания посредственности, которые нам выпала честь претерпевать, я призван спасти искусство от пустоты».