Дуэт, навсегда изменивший мир искусства. Беспрецедентную возможность увидеть произведения обоих художников «плечо к плечу» с 8 ноября по 16 февраля дарит Сент-Питерсбергский музей Дали. История, рассказанная двойной ретроспективой «Пикассо/Дали, Дали/Пикассо», впервые проливает свет на 30 лет общения и творческого взаимодействия двух гениев. Организаторы готовы к очередям перед зданием музея — не меньшей, чем перед выставкой Энди Уорхолла. Тем же, кто не хочет толпиться у входа или отделен от США океаном, мы рассказываем о самом интересном.
Два испанца во Флориде
Если вам когда-либо казалось, что картины Сальвадора Дали порой похожи на работы Пабло Пикассо, — вы были недалеки от истины. Дали вдохновлялся его творениями, восхищался тем, как он умел транслировать свое мировоззрение на холст, а Пикассо, в свою очередь, помог восходящей звезде сделать первые творческие шаги.
Двойная ретроспектива предлагает посмотреть на искусство обоих художников, соперников и поклонников творчества друг друга одновременно, с иного ракурса. 80 работ двух испанцев, большинство из которых демонстрируют в США впервые, выставлены вместе. Экспозиция позволяет проследить развитие их творчества, начиная с ранних портретов, картин и набросков 20-х годов, и находя продолжение в работах 50-ых. Львиную долю ретроспективы составляют архивные журналы и газеты, книги, открытки Дали к Пикассо.
Новаторскую выставку «в квадрате» готовили более 10 лет при участии музея Пикассо в Барселоне и Фонда Гала-Сальвадор Дали. Всего же в ретроспективе представлены работы из 20 музеев, галерей и частных коллекций, включая Центр Жоржа Помпиду в Париже, коллекцию семьи Пикассо, художественную галерею Онтарио в Торонто.
1+1
Дали-Пикассо, Пикассо-Дали… Одинаково заряженные атомы, притянувшиеся, нарушая законы физики, но позже все-таки оттолкнувшиеся друг от друга. Весна 1904-го. Переехав в Париж, 22-летний Пабло Пикассо погружается в свой «розовый период» творчества. Тем временем, в маленьком каталонском городке почти на границе с Францией, рождается другой обреченный на славу испанец. У Дали была цель: познакомиться с уже признанным на тот момент Пикассо, а Пикассо представил Дали правильным людям — арт-диллерам, коллекционерам и критикам.
На страницах автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим» автор делится воспоминаниями о том, как за короткую неделю, проведенную в Париже, ему удалось выполнить три важных дела: «посетить Версаль, музей Гревен и Пикассо». При встрече со своим кумиром, он признался ему: «К вам я пришел раньше, чем в Лувр!» На что Пикассо без тени смущения ответил: «И правильно сделали!» В 1935 г. Дали посвятил кубисту поэму, а позже опубликовал свое сюрреалистическое переложение текста Захер-Мазоха «Домашние туфли Пикассо».
Разрыв
Гражданская война в Испании в 1930 году, возможно, стала толчком к созданию художниками своих самых сильных работ. На картине Дали «Мягкая конструкция с варёными бобами (предчувствие гражданской войны)» темная фигура вылупилась из генетически-искаженного вытянутого туловища. Так выглядит страх Дали перед лицом войны. В свою очередь, Пикассо создает наброски и зарисовки для своего самого громкого художественного и политического высказывания «Герника».
Набросок к "Гернике"
1937
Однако именно на почве расхождений в политических взглядах художники начинают все больше отдаляться друг от друга. Пикассо выбрал путь сопротивления франкистскому режиму («Мечты и ложь Франко»), а Дали не поддержал ни одну из противоборствующих сил и не высказал по отношению к ним каких-либо антипатий. «Пикассо — испанец, я тоже. Пикассо — гений, я — тоже. Пикассо около 72 лет, а мне — около 48. Пикассо известен во всем мире, я тоже. Пикассо — коммунист, я — нет».
Найди 10 отличий
Серия из 8 офортов Дали и Пикассо демонстрируется рядом не случайно, ведь схожесть этих произведений неоспорима. Оба художника представляют линейные рисунки обнаженных фигур.
В цветных работах прослеживается влияние испанского мастера 17 века Диего Веласкеса. Пикассо и Дали создают картины с его персонажами — карликами, шутами, инфантами.
Не секрет, что женщины поглощали внимание обоих авторов — как сердцееда и ловеласа Пикассо, так и верного супруга Дали. «Портрет Ольги (1917)," жены Пикассо, и работа Дали «Портрет
моей сестры» (1923), выставлены бок о бок. Сходство можно увидеть в изображении кистей и рук. Три сюрреалистические интерпретации женского тела разделяют пространство одной из стен музея, так и напрашиваясь на фрейдистский анализ.
Оригинальное дополнение выставки — знаменитая инсталляция по мотивам работы Дали «Пиджак-афродизиак» (1936). Эксцентричный художник покрыл его 55 пластиковыми рюмками с мятным ликером, а вместо манишки приспособил бюстгальтер. «Я надеваю его только в моменты больших компромиссов чувств. В каждой рюмке должна быть мятная жевательная резинка, а в массе жевательной резинки должна быть мертвая муха, для того чтобы в момент кристаллизации массы параболические глаза мух отпечатались на ней, как древние ископаемые». К сожалению, сам пиджак не сохранился, но его удалось восстановить по фотографиям.
Американская резиденция фантазера
Музей Сальвадора в Сент-Питерсберге основали коллекционеры его творчества и покровители — Элеонор Риз и Альберт Рейнольдс Морзе. После свадьбы паре посчастливилось побывать на ретроспективе Дали в Кливлендском музее искусств. Годом позже восторженные супруги приобрели первые картины сюрреалиста. Так завязалась их дружба с художником, длинной в 40 лет, и было положено начало масштабной коллекции.
Когда собрание картин, насчитывающее к 1965 г. более двух сотен экспонатов, перестали вмещать стены дома Морзе в Кливленде, его владельцы перевезли коллекцию сначала в офисное здание в Бичвуде, а спустя 10 лет и вовсе открыли музей в самом сердце Сент-Питерсберга.
На возведение здания, которое само по себе может претендовать на то, чтобы называться произведением искусства, было потрачено $36 млн и 14 лет. 900 стеклянных треугольных окон кажутся объемной жидкой массой, стекающей по наружной части музея. А внутри взлетают вверх ступени лестницы — ленты ДНК. К тому же, музей готов ко всем сюрпризам стихии, которые в штате Флорида не редкость.
Выставку стоит увидеть даже тем, кто не считает себя поклонниками искусства, — уверены кураторы. Ведь творчество испанцев, в не сомнения, заставит вас провести за созерцанием картин не один час. Кстати, шансы посетить выставку «Пикассо/Дали, Дали/Пикассо» появятся и у многих европейцев: после Сент-Петерсберга ретроспектива отправится в Барселону.