До 5 июля в Национальной Художественной галерее «Хазинэ» в Казанском Кремле представлена выставка «Зинаида Серебрякова. Собрание Государственного Русского музея». Картины таковы, что стоит ими любоваться снова и снова! Мы отметим несколько работ, которые могли ускользнуть от внимания обозревателей на недавней выставке в Москве.
Экспозиция представляет 66 живописных и несколько десятков графических работ художницы из разных этапов ее жизни и творчества. В частности, на выставке можно увидеть один из любопытнейших периодов ее творчества — Парижский (вашему вниманию — подробный обзор работ Зинаиды Серебряковой в эмиграции от Артхива).
На тему «Балет в творчестве Зинаиды Серебряковой» уже даже школьники пишут сочинения. Мы же отметим моменты биографии: ее соседи — увлеченные балетоманы Д. Д. Бушен и С. Р. Эрнст, а с зимы 1921 г. дочь Зинаиды — Татьяна, начинает профессионально заниматься балетом. Художница получает разрешение бывать в дни спектаклей за кулисами Мариинского театра (Государственного академического театра оперы и балета в Петрограде), и следуют сложные, но удивительные три года творчества «в теме балета».
«Вообще (в) эту зиму мы окунулись в балетный мир. Зина рисует балерин раза три в неделю, кто-нибудь из молодых балерин ей позирует … и два раза в неделю Зина ходит с альбомом за кулисы зарисовывать балетные типы» — пишет ее мать, Екатерина Николаевна (1850—1933), сестра Александра Бенуа.
Выставка в Казани рассказывает зрителю не только самые яркие моменты творчества русской художницы, но и охватывает биографические данные. В соседних залах с живописными работами можно увидеть архивные фотографии, ее личные вещи, коллекцию статуэток — все то, что помогает сложить в единую картину представление о жизни и творчестве художницы.
«Казанская публика необычайно отзывчивая. В этом я убедилась ранее: картины сюда приезжают не просто для того, чтобы украсить стены здания. Об этом говорят огромные цифры посещаемости на предыдущих выставках. Нынешняя экспозиция не стала исключением», — делится впечатлениями представитель Русского музея Марина
Красовитова.
Портрет балерины Е.Н. Гейденрейх в красном
1923, 63×47 см
Уже в 1922 году проходит выставка объединения «Мир искусства» в Петрограде, где Серебрякова выставила свои «балетные» работы. Константин Сомов восторженно о них отзывался: «Я уговаривал Зину сделать большую балетную портретную картину по этюдам, которые я видел!». Это соответствовало желаниям и самой художинцы. Одной из ее постоянных моделей становится Екатерина Николаевна Гейденрейх — выразительная внешность, зрелость, драматизм… Все на картинах Зинаиды Серебряковой: «Портрет балерины Е. Н. Гейденрейх в красном» (он просто-таки завораживает казанских зрителей), «Портрет балерины Е. Н. Гейденрейх в голубом» (1923), «Портрет Е.Н. Гейденрейх в костюме к балету Ц. Пуни «Дочь Фараона» (1923), «Портрет Е.Н. Гейденрейх в белом парике» (1924).
Отдав должное яркой театральной теме в творчестве светлой волшебницы, вернемся к экспозиции. Картины размещены в хронологическом порядке, от самых ранних работ 1909 года до последних зарисовок и набросков парижского периода.
Жатва
1915, 142×177 см
Начинаем осмотр с пейзажей, натюрмортов и портретов, сделанных в родовом имении Нескучное под Харьковом. Интересен цикл картин на крестьянскую тематику. Для их создания Серебрякова специально вставала очень рано, и еще до приходя крестьян располагалась с холстом прямо в поле, где и писала все с натуры.
Крестьянка с квасником
1914, 87×73 см
Далее следуют работы, в которых отражаются тревожные и трагические событий в жизни художницы: гражданская война, смерть мужа, вынужденная эмиграция и нищета. Удивительно, но в добрых и светлых картинах нет кричащей, режущей боли — только грусть в глазах, особенно детских…
В картине «Карточный домик» на первый взгляд кажется все тихим и спокойным, но, присмотревшись к детский лицам, ощущаешь глубокую печаль — драма жизни художницы. Дети — сироты. Отца больше нет. Как хрупок семейный мирок!
В картине «Карточный домик» на первый взгляд кажется все тихим и спокойным, но, присмотревшись к детский лицам, ощущаешь глубокую печаль — драма жизни художницы. Дети — сироты. Отца больше нет. Как хрупок семейный мирок!
Карточный домик
1919, 65×75.5 см
Также в экспозиции — одно из самых известных полотен Серебряковой, «За туалетом», 1909 г. Именно эта картина принесла ей широкое признание публики и коллег, открыла миру воистину необыкновенный талант.
Вообще, легкие, утонченные, словно озареные внутренним светом женщины на портретах Зинаиды Серебряковой, кажется списаны с самой художницы. Что ж. среди ее работ — немало автопортретов, кроме того, на многих картинах она специально «лепила» такой же разрез глаз, как и у себя, возможно «примеряя» образы моделей, тем самым отвлекаясь от своих тяжелых мыслей.
Купальщица
1911, 98×89 см
Последняя часть экспозиции — парижский период. Уезжая на заработки во Францию, Зинаида Серебрякова надеялась вернуться домой через несколько месяцев, но этому не суждено было сбыться. Могла ли тогда художница предположить, что свою дочь увидит лишь спустя 36 лет?
В это время она продолжает писать портреты, особенно выделяются женские колоритно-экзотические образы, которые она находила в своих путешествиях в Марокко.
«Марокканка в белом», 1928
Несмотря на потрясающее мастерство, филигранную технику и глубину образов, картины художницы во французской столице шумным успехом не пользуются. Ведь в то время в моде были модернистские течения, и уж никак не «романтический реализм»! Дела у художницы идут настолько плохо, что она вынуждена самостоятельно делать краски — купить их было просто не за что. Вот ведь пресловутая фортуна художника — сейчас ее картины оценивают более чем щедро, как истинные сокровища, которыми они и являются!
Старый рыбак
1926, 62×47 см
Выставка «Зинаида Серебрякова. Собрание Государственного Русского музея» в Национальной Художественной галерее «Хазинэ» в Казанском Кремле представлена до 5 июля по адресу: ул. Кремлевская, д. 2.
Больше материалов о судьбе и творчестве одной из первых русских художниц с мировым именем читайте в наших материалах: «Серебрякова, Серебряковы — „парижский“ вернисаж в Третьяковке» и «Ушла из жизни художница Екатерина Серебрякова — дочь и любимая модель Зинаиды Серебряковой».
Фото взяты с официального сайта Национальной Художественной галереи «Хазинэ». Заглавная картина статьи - картина Зинаиды Серебряковой «Балетная уборная. Снежинки», 1923
Больше материалов о судьбе и творчестве одной из первых русских художниц с мировым именем читайте в наших материалах: «Серебрякова, Серебряковы — „парижский“ вернисаж в Третьяковке» и «Ушла из жизни художница Екатерина Серебрякова — дочь и любимая модель Зинаиды Серебряковой».
Фото взяты с официального сайта Национальной Художественной галереи «Хазинэ». Заглавная картина статьи - картина Зинаиды Серебряковой «Балетная уборная. Снежинки», 1923