Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Скандальная и светская,жившая в Америке полячка с русско-французским прошлым смелыми линиями подчеркивала богатство форм. За это капризная слава то возносила ее на гребень волны,то уходила в воспоминания о былых победах. Сегодня в Италии внимание арт-публики приковано к обширной ретроспективе Тамары де Лемпицки: аукционы ставят рекорды,картины — впечатляют,а смелый гламур опять спровоцировал скандал.
Palazzo Chiablese встречает посетителей при полном параде: огромные постеры-баннеры над входом и в оконных проемах — смелые красотки зовут и манят! Ожидания публики окупаются с лихвой: в экспозиции — около 100 работ,включая наиболее известные. В основном,на выставке собрана живопись из разных музеев и частных коллекций,а также вниманию посетителей — редкие рисунки и фотографии.
Только представьте масштаб события: специально для«разогрева» публики и в качестве анонса выставки в Италии выпустили«графическую историю»(попросту — комикс) о похождениях элегантной и скандальной художницы. Неплохая«приправа»!
Тамара де Лемпицка(1898 — 1980) — одна из известнейших фигур направления ар-деко ХХ века. Художница с польскими корнями некоторое время жила в Санкт-Петербурге.
Спасая мужа от тюрьмы,куда он угодил с началом революции,Тамара де Лемпицка(ценой интима с иностранным консулом) бежит с супругом в Париж,где встречает своего учителя,Андре Лота(André Lhote). Стоит отметить: за мольберт художница встала не от хорошей жизни. Парижские будни отягощались безденежьем. Когда все фамильные драгоценности были проданы,а дочку стало нечем кормить,пока еще«не царица» Тамара вспомнила о своих способностях к рисованию. Андре Лот разработал и передал ей знания о синтетическом кубизме,объединяющем академическую живопись и новые приемы Пикассо(Picasso) и Брака(Braque). С помощью такого адаптированного варианта кубизма Тамара де Лемпицка и смогла создавать«модные» полотна с намеком на классику — элегантные женские портреты и ню,которые охотно покупали парижские буржуа.
Эта ниша позволила художнице снова,как некогда в России,войти в круг светского общества и блистать — сильнее,чем когда-либо. Богема,рауты,скандалы… О ее романах как с мужчинами,так и с женщинами судачат,а ее картины — покупают. То ли роман с драматургом Габриэле Д’Аннунцио придал импульс ее коммерческой успешности,то ли расцвет журнальной индустрии сыграл на руку — ее стиль оказался просто находкой для модного глянца, — истина затерялась в истории.
Остались моменты биографии — искрящиеся,как брызги шампанского. То брюнетка,то блондинка,перед началом войны де Лемпицка переехала со вторым мужем,бароном,в США,где жизнь была шикарна,а вот интерес к ее творчеству стал постепенно угасать. В 60-х ар-деко
Ар-деко (от французского art déco — «декоративное искусство») – очередной виток развития стиля модерн, обусловленный стремительной промышленной революцией начала XX века. Для стиля ар-деко характерна обтекаемая геометрия эпохи технического прогресса, чистые и сильные линии, стилизованные мотивы, строгая эстетика новых материалов и механизации, пришедшая на смену замысловатым природным формам и драгоценным материалам ар нуво и модерна. Следуя за археологическими находками своего времени, этот сугубо декоративный стиль также вобрал в себя элементы изобразительного искусства классической античности, Египта и культуры ацтеков.
В 2011 г. на торгах Sotheby’s её картину«Сон(Рафаэла на зеленом фоне)»(1927) приобрели за $8,48 млн,таким образом работа завоевала золото среди самых дорогих картин автора. Ранее в этом списке лидировали полотна«Портрет Марджори Ферри»($4,9 млн) и «Портрет мадам М.»($6,1 млн). После этого рекорд успел обновиться уже несколько раз,что свидетельствует о спросе на старинный«гламур от де Лемпицки».
В бурном XXI веке ретроспективы художинцы проходят каждые два года. Париж,Рим,Турин… Есть спрос!
Художница ушла во сне в 82 года. После смерти мужа,с которым она прожила долго и счастливо(он обожал ее со всеми чудачествами в придачу), последние 20 лет жила одна,правда — не без поклонников. Сблизилась с дочкой и ее семьей(в молодости ей не слишком-то доставалось материнского внимания — тусовка была важнее…), и — рисовала до последнего 1980 года. В поздних работах — то отблески творчества Эль Греко,то цитаты итальянцев,то очередной автопортрет(разумеется,в авто!) или же инопланетные лики,и,конечно,«ню». Парочка: она и она. Узнаваемые молодые формы!
Италия и Тамара де Лемицка — целая тема. Конечно,она побывала в стране Ботичелли и Микеланджело! Впервые визит в страну искусства состоялся в 10 лет,и,может,определил всю ее судьбу… Позже именно в Италии,в Милане,успешно прошла ее первая персональная выставка(при поддержке мецената графа Эмиля де Кастельбарко) — все 28 работ были раскуплены. Де Лемпицка потом жила и на Капри,а в поздние годы дружила с последней королевой Италии — Ее Величеством Марией Савойской.
Акцент выставки в Турине — «работы великой скандалистки». Что там романы,«ню» с дамами,и богемный образ жизни! Знойная Тамара чуть не подожгла Лувр вместе с драматургом Габриэле Д’Аннунцио! Хорошо,что полиция вовремя помешала безумному плану…
…И даже после жизни Лемпицка — скандалистка. Как понимаете,среди почти сотни работ — немало телесного,и выставка(так уж получилось!) соседствует с объектом паломничества — специальное мероприятие посвящено Святой плащанице. Это весьма смущало организаторов…
Дело решил… специальный раздел выставки художницы,где собраны работы,открывающие ее творчество с неожиданной стороны: де Лемпицка — глубокий и вдумчивый мастер,с сюжетами,далекими от провокаций.